Организационно-методические указания
По выполнению расчетно-графической работы
По дисциплине
"Энергосберегающие режимы и технологии"
специальности: 7.090603 "Электротехнические системы
электропотребления"
Для студентов очной и заочной формы обучения
Севастополь
2012
УДК 658 26:621.311.1
Куликова Н.А., Титаренко О.Н.
Организационно-методическиеуказанияпо изучению дисциплины «Энергосберегающие режимы и технологии».- Севастополь: СНУЯЭиП, 20012.- 40 с.: ил.
Приведены необходимые организационно-методические указания по изучению вопросов энергосбережения, а также теоретические материалы для индивидуального выполнения контрольных работ, закрепления освоенных знаний и использования их при дипломном проектировании и в дальнейшей инженерной деятельности.
Предназначено для студентов заочной формы обучения специальности 7.090603 «Электротехнические системы электропотребления» Севастопольского национального университета ядерной энергии и промышленности.
|
|
Рецензент: Л.Я. Патрикеев
Научный редактор: В.Г. Слюсаренко
© Издание: СНУЯЭиП, 2009
О Г Л А В Л Е Н И Е
1 Общие сведения 4
2 Цель подготовки 5
3 Содержание учебного материала 6
4 Организационные указания по изучению дисциплины 11
5 Задания по выполнению расчетно-графической работы 12
Расчетно-графическая работа №1 12
Расчетно-графическая работа №2 17
6 Методические указания к расчетно-графической работе 25
7 Учебно-методические материалы по дисциплине 43
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Роль и значение дисциплины
Курс "Энергосберегающие режимы и технологии" относится к числу дисциплин, изучаемых при подготовке специалистов по специальности "Электротехнические системы электропотребления" в объёме, обеспечивающем самостоятельное решение задач при выполнении обязанностей по первичной должности.
|
|
В дисциплине "Энергосберегающие режимы и технологии" изучаются энергосберегающие режимы работы систем электропривода, энергосбережение в электрических сетях и трансформаторных установках, а также энергосбережение в электротехнологичных и осветительных установках.
В дисциплине рассматриваются направления реализации энергосбережения, вопросы выбора рациональных режимов работы и эксплуатации технологических установок. Значительное внимание уделено современным системам электропривода и вопросам регулирования качества электроэнергии.
Материалы курса используются при выполнении дипломного проекта.
Цель и задачи преподавания дисциплины
Цели преподавания дисциплины
Освоение методов:
- энергоэкономического анализа;
- расчета потерь энергоресурсов;
- расчета экономии энергоресурсов при внедрении энергосберегающих мероприятий в системах энергосбережения и при потреблении энергоресурсов на промышленных предприятиях;
- экономического обоснования энергосберегающих мероприятий.
Кроме того, целью является освоение энергетических характеристик оснащенности и технологических процессов
Задачи преподавания дисциплины
1. Научить студентов пользоваться научно-технической литературой и осуществлять поиск методов сохранения энергоресурсов в системах энергоснабжения.
2. Научить студентов методам расчетов потерь и затрат энергоресурсов, энергоемкости продукции работ и услуг, а также сбережения энергоресурсов при внедрении нововведений.
3. Формировать у студентов умение видеть перспективы развития энергосбережения на промышленных предприятиях.
ЦЕЛЬ ПОДГОТОВКИ
Целью подготовки является изучение методов и средств повышения эффективности использования энергоресурсов в промышленности.
Изучение курса базируется на широком использовании представлений и теоретических положений дисциплин: «Теоретические основы электротехники», «Электрические сети и системы», «Электроснабжение промышленных и коммунальных объектов», «Электрические машины», «Основы электропривода», «Потребители электроэнергии» и др.
Материалы курса используются при выполнении дипломного проекта и дальнейшей инженерной деятельности.
Изучение дисциплины должно обеспечить студенту знания в области:
- терминологии в области энергосбережения;
- методов энергоэкономического анализа;
- исследовательских приемов эффективности использования энергоресурсов на промышленных предприятиях;
- энергетических характеристик оснащенности и технологических процессов;
- методов расчета потерь энергоресурсов;
- методов расчета экономии энергоресурсов при внедрении энергосберегающих мероприятий в системах энергосбережения и при потреблении энергоресурсов на промышленных предприятиях, а также методов экономического обоснования энергосберегающих мероприятий.
Во время изучения дисциплины студенты должны приобрести навыки и умение:
- работы с научно-технической литературой и поиска методов сохранения энергоресурсов в системах энергоснабжения и во время их потребления на промышленных предприятиях;
- ведение расчетов потерь и затрат энергоресурсов, энергоемкости продукции работ и услуг, а также сбережение энергоресурсов при внедрении нововведений;
- грамотного на соответствующем уровне, предложения пропозиций относительно разработки и внедрения методов энергосбережения на промышленных предприятиях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Вступление, общие положения.
Краткие исторические сведения. Цель и задача курса, его место и связь с другими дисциплинами. Основные термины. Список литературы.
|
|
Литература: [1 ]...[7]; [9].
Часть I. Энергосберегающие режимы работы систем электропривода
Экономические режимы работы электродвигателей
Связь величины КПД и коэффициента мощности с уровнем нагрузки и со скоростью вращения.
Литература: [2], [5], [6], [7].
Методы повышения экономичности систем электропривода
Методы повышения экономичности систем электропривода: повышение нагрузки электрических машин; ограничение холостого хода машин и механизмов; замена недогруженных электродвигателей двигателями меньшей мощности; использование синхронных электродвигателей; устранение промежуточных передач; применение безредукторных систем электроприводу, а также линейных электродвигателей; выбор оптимального передаточного числа редуктора; выбор рациональных типов систем многодвигательного привода и т.д. Литература: [2], [5], [6], [7].