Экономическая характеристика региона

Огромная территория Азиатской части страны является главным резервом страны по полезным ископаемым.

В северной части региона сосредоточено 80 % энергоресурсов (в том числе 85 % гидроресурсов) и древесины, 75 % запасов всех пресных вод, основная добыча алмазов и золота, крупнейшие запасы химического сырья, руд чёрных и цветных металлов. Наиболее близкое расположение к основным центрам потребления привело к большему развитию производства именно в Западной Сибири. На долю Западной Сибири приходится 60 % запасов торфа, она даёт 70 % добываемой нефти и 90 % газа России. Сейчас разнообразные ресурсы Западной Сибири активно используются в западных районах страны, а нефть и газ ещё отправляются на экспорт в страны Восточной и Западной Европы. В южной полосе имеются благоприятные агроклиматические и почвенные ресурсы для сельского хозяйства. Моря региона богаты рыбой и морепродуктами, развит промысел морского зверя, в лесах добывается пушнина. Особую гордость вызывает громаднейший резервуар пресной воды — озеро Байкал. Многие районы имеют рекреационное значение. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в силу их удалённости от центра осваиваются только те ресурсы, которые по своей специфике (наиболее ценные, остродефицитные) оказываются нужными для национальной экономики или же существует возможность их экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Промышленность. В специализации Восточного региона выделяются отрасли сырьевой составляющей: топливная промышленность (газ, нефть, уголь, уран), чёрная металлургия (Западная Сибирь), цветная металлургия (Восточная Сибирь и Дальний Восток), лесной комплекс (Восточная Сибирь и Дальний Восток), рыбная промышленность (Дальний Восток). Восточная Сибирь — крупнейший район электроэнергетики. Во многих субъектах Федерации представлены химическая промышленность и машиностроение, ориентированные, как правило, на местные потребности.

Основу промышленного производства составляют научные центры и центры военно-промышленного комплекса — Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

Роль региона в экономике страны постоянно возрастает. Восточный макрорегион стал главной топливно-энергетической базой страны, основным производителем алюминия, поставщиком руд цветных, редких металлов, рыбы и лесопродуктов.

Развитие региона, обладающего такой крупной ресурсной базой, сдерживается не только суровостью климата, но и крайней удалённостью от европейской части России. Поэтому развитие транспорта — жизненно важный вопрос для макрорегиона.

Восточный макрорегион слабо обеспечен транспортом. Определяющими являются на юге железнодорожный и автомобильный транспорт, на севере — речной и морской. В зимнее время возможна транспортировка грузов автопоездами. Именно на Востоке нашей страны осуществляется новое дорожное строительство и реконструкция уже существующих дорожных магистралей. В некоторых наиболее суровых районах Сибири из дорог, связывающих соседние населённые пункты, есть только зимники.

 

Зимник

Важнейшее значение для развития связей с восточными соседями и создания коридора Восток — Запад имеют дальневосточные порты.

Расселение и производство в зоне Севера носят преимущественно очаговый характер. Основная же масса населения (3/4) и основной объём промышленного и сельскохозяйственного производства сконцентрированы в южной полосе Сибири и Дальнего Востока, главным образом вдоль Транссибирской магистрали. Здесь же расположены самые крупные в макрорегионе промышленные, торгово-финансовые, научные и культурные центры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: