Художественные объединения

Александр Эрастович Тюлькин (1888–1980 гг.)

В самом начале пути у Тюлькина сформировалась своя тема, точнее свой образ в живописи, который он с удивительным постоянством проповедовал всю жизнь, - образ старой Уфы, города его детства, юности, всей его долгой жизни.

"Старая Уфа"

 

В 1920-е он был организатором Уфимского отделения Высших государственных художественно-технических мастерских, путешествовал по районам Башкирии, где изучал быт и культуру башкир; участвовал в экспедиции в Среднюю Азию с целью приобретения экспонатов для Музея народов Востока в Уфе. В начале 1930-х Тюлькин выезжал с творческими командировками в промышленные центры Урала (Белорецк, Магнитогорск, Златоуст).

Художника на протяжении всего творчества увлекают задачи пленэрной живописи, передача свето-воздушной среды, неуловимая игра тончайших оттенков во взаимоотношениях тени и света, живописное касание предметов, сотворенных из разных материалов и фактур, задачи, близкие к импрессионистическим.

 

 

"Цветущие окна"

 

Шестидесятники - ученики А. Тюлькина: Б. Домашников, А. Пантелеев, М. Назаров, А. Лутфуллин, А. Бурзянцев, П. Салмасов, В. Позднов, Г. Пронин, А. Ситдикова и другие - развивали возможности пейзажной живописи на материале богатства, красоты и мощи природы башкирского края.

 

Художественные объединения

 Художественная группа "Сары-бия" ("Һары бейә" - "Жёлтая кобыла") образована в 1989 в Уфе. Инициатор создания Н.А.Пахомов. В основной состав входили: И.К.Газизуллин, М.И.Давлетбаев, Д.Н.Ишемгулов, Н.С.Латфуллин, С.А.Лебедев, М.А.Назаров, московский художник М.М.Саттаров.

Первые выставки "Сары-бия" состоялись в Москве (апрель, июнь 1989), последующие - в городах Йошкар-Ола, Москва, Новосибирск, Пермь, Уфа, Челябинск и др. (1991—93). В основе эстетической программы группы - творческая интерпретация живописно-пластических традиций русского и европейского авангардного искусства 1-й пол. 20 в., преимущественно примитивизма, кубизма, экспрессионизма. В их творчестве находит отражение глубоко национальное восприятие окружающего мира. В произведениях звучат размышления о судьбе народа, жизнь которого показана во всём многообразии.

"Масленица" Николай Пахомов

Творческое объединение "Чингисхан" - одно из самых ярких и динамичных явлений современной художественной жизни республики. Оно сформировалось в Уфе на рубеже 1980-х - 1990-х годов. Его основателем считается талантливый художник Наиль Латфуллин, к сожалению, рано ушедший из жизни. С начала 90-х годов объединение возглавляет Василь Ханнанов.

Основу группы "Чингисхан" составляют полная свобода самовыражения и неповторимость творческой личности. Это всегда - идеи, устремленные в будущее, новый, свежий взгляд на башкирскую народную культуру.
Объединение стало символом башкирского авангардного искусства.

Произведения Наиля Латфуллина, Василя Ханнанова, Расиха Ахметвалиева, Рината Харисова, Наиля Байбурина, Рафаэля Муратшина, Рината Харисова видели ценители искусства не только в разных регионах России, но и во многих странах мира - США, Австрии, Голландии, Турции, Испании, Франции.

"Четыре сестры" Наиль Латфуллин

Творческое объединение "АРТЫШ" ("Можжевельник") образовано в 1995 в Уфе. Инициаторы создания: Р.Н.Бураканов, Х.Х.Исмагилов, Д.Н.Ишемгулов, А.М.Мазитов, Д.А.Сулейманов, Х.С.Фазылов (руководитель). В составе более 30 художников. Выставки объединения состоялись в городах Магнитогорск, Оренбург (обе – 1996), Казань, Набережные Челны (обе – 1997), Сибай (1996–97), Туймазы (1999), Уфа (1996, 1997, 1999, 2001, 2002, 2005, 2010) и др. В основе программы "Артыш" - возрождение национальной духовности через творческое переосмысление декоративно-прикладного искусства, фольклора, истории башкир. Главные темы работ членов "Артыш" - природа Башкортостана, духовная красота и национальная самобытность его народа. Произведения художников объединения, работающих в различных видах изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, сценография), декоративно-прикладного искусства (керамика художественная, войлок художественный, дерево художественное), отличает жанровое разнообразие (пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая и историческая картина) и стилистическая свобода (от реалистической до абстрактной композиции).

"Семь девушек" Хатип Фазылов

Декоративно-прикладное искусство башкир - раздел изобразительного искусства башкир, включающий в себя разные области творческой деятельности, направленной на изготовление художественных изделий бытового, ритуально-обрядового назначения - одежда, обувь, домашняя утварь, мебель, ткани, орудия труда и другие.

Виды декоративно-прикладного искусства различаются по используемому материалу (дерево, керамика, кости, кожа, металл, текстиль), технике изготовления (чеканка, выжигание, вышивка, резьба, роспись, литьё).

Предметы декоративно-прикладного искусства связаны с духовной и материальной культурой башкир, их укладом жизни, обычаями, традициями, окружающей природой.


Керамика

Керамика - тяжелое ремесло, здесь много нюансов, а к глине нужен свой подход. Когда художник срежет горшок с гончарного круга, изделие будет сушится неделю, а потом отправится в горячую печь. В керамике невозможно повторится - одно изделие не похоже на другое. Изделия обжигаются при температуре более 1000 градусов. Дело это не быстрое. Порядка 10 часов.

Супруги Михаил и Ирина Таран приехали в Башкирию после окончания худграфа Краснодарского университета. Художники живут и творят вместе более 40 лет. Создают и общие скульптуры.

 

Резьба по дереву

Изделия из дерева широко использовались в быту башкир.

Ямалетдинов Ильис Миниахметович -создатель знаменитого символа Башкирии, национального бренда - деревянной скульптуры "Медведь с бочонком меда"

Войлоковаляние

Искусство валяния войлока - это древнейшее ремесло, возникшее из потреб­ности утепления жилища. Своим происхождением оно обязано коче­вому образу жизни многих народов земного шара. Из войлока изготавливали самые необходи­мые предметы: одежду, обувь, головные уборы, чехлы для утвари, узорные и гладкие кошмы для утепления и украше­ния юрт. В настоящее время в Башкортостане оживают забытые традиции. Профессиональные художники и народные мастера обращаются к истокам древних ремесел, к культурным и историче­ским ценностям родного края.

Уникальны куклы, которые создает Ольга Литвиненко. Персонажи небольшие по размеру, что требует от автора точности исполнения, кропотливой работы с деталями.

Лоскутное шитьё

Творчество Шибаевой Веры Михайловны способствовало интенсивному развитию текстильной пластики и лоскутного шитья в современном декоративно‑прикладном искусстве РБ.

Орнаментальный творческий стиль дает возможность творить в самых разных техниках. "Липачиха" — одна из самых древних народных техник. Лоскуточки настолько маленькие, что от мастерицы требуется ювилирная точность и аккуратность.

 "Синель" предполагает рассечение ткани, разрезанные края обрабатываются таким образом, что появляется бахрома. Со стороны кажется, что такая картина выполнена с использованием кружева.

ВЫШИВКА

Это орнаментально‑декоративное оформление одежды и предметов быта, выполненное ручным (иглой, реже крючком) или машинным способом. У башкир Вышивка – традиционный вид декоративно-прикладного искусства, истоки которого восходят к тюркско ‑ исламской художественной культуре.

Батик

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи различных тканей.

В талантливых руках Ольги Анатольевны Мартьяновой батик бесконечно разнообразен. На шёлковых полотнах Ольги Мартьяновой присутствуют различные жанры: пейзаж и портрет, абстрактные декоративные композиции и жанровые сцены, натюрморты и анималистика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: