Практическое занятие № 5

1. Наименование: Проектирование таблиц базы данных

 

2. Цель: Научиться проектировать таблицы, определять поля и их значения, типы данных, устанавливать связи между таблицами. Сформировать компетенции ОК 2, ОК 8, ОК 9; овладеть знаниями и умениями для освоения ПК 3.1, ПК 3.2 (спец. ПКС), ПК 1.5, ПК 1.7 (спец. ИС)

 

3. Подготовка к занятию:

3.1 Изучить основные понятия реляционной БД.

3.2 Изучить основные виды связей между полями таблиц в БД

4. Литература:

4.1 А.П. Алексеев Информатика 2015. – М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2015

4.2 Е.А. Шомас Информационные технологии, учебное пособие, КС ПГУТИ, 2016

 

5 Перечень оборудования:

5.1 ПЭВМ, подключенные к сети Интернет;

 

6. Задание:

Пусть некая фирма занимается торговлей кондитерскими изделиями. Клиентами (покупателями) фирмы являются рестораны, кафе, клубы и т.д. Необходимо разработать структуру базы данных для учета и анализа заказов фирмы.

6.1 Начертите структуру таблиц, отметьте ключевые поля в таблицах, организуйте связи между всеми таблицами.

6.2 Разверните каждую из таблиц и заполните их данными (8-10) записей в каждой таблице.

6.3 Продумайте и запишите выражение, по которому будет производиться расчет стоимости заказа. Из каких таблиц будут браться сведения для расчета и какие поля будут затрагиваться.

7. Порядок выполнения:

  Основная таблица проектируемой базы данных должна содержать сведения о заказах. В числе таких сведений должны быть: Номер заказа, Код клиента, Наименование клиента, Адрес клиента, Код продукта, Название продукта, Количество, Дата поставки, Цена, Стоимость.

Каждая строка таблицы с такими полями содержит полную информацию о конкретном заказе, а вся таблица в целом - дает возможность не только вести учет, но и анализировать деятельность фирмы (по объемам продукции, стоимости, датам и т.п.).

Если таблица со сведениями о заказах будет оформлена в виде единой таблицы, то это будет не самым лучшим вариантом организации данных. Например, значения полей "Наименование клиента" и "Адрес клиента" полностью определяются полем "Код клиента" и в базе будет наблюдаться дублирование информации. Может произойти и потеря информации: при удалении записей о заказах будут удаляться и сведения о клиентах.

Аналогичная ситуация складывается и с полями "Код продукта", "Название продукта", "Цена". Кроме того, значение поле "Стоимость" является произведением цены на количество, поэтому данное поле можно вообще не включать в таблицу, при необходимости его следует вычислять.

  Таким образом, имеет смысл организовать базу данных в виде трех связанных таблиц:

- КЛИЕНТЫ (Код клиента, Наименование клиента, Адрес клиента);

- ПРОДУКТЫ (Код продукта, Название продукта, Цена);

- ЗАКАЗЫ (Номер заказа, Код клиента, Код продукта, Количество, Дата поставки).

Поля "Код клиента" и "Код продукта" таблицы ЗАКАЗЫ должны быть связаны с соответствующими полями таблиц КЛИЕНТЫ и ПРОДУКТЫ.

 

8. Содержание отчета:

8.1 Наименование и цель работы

8.2 Начертить схему данных созданной БД

8.3 Начертить все таблицы с заполненными вами данными

8.4 Ответы на контрольные вопросы

 

9. Контрольные вопросы:

9.1 Назначение баз данных. Основные виды баз данных.

9.2 Основные свойства таблиц реляционной базы данных.

9.3 Перечислите основные виды связей данных в таблицах.

9.4 Назначение ключевых полей.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

При компьютерной обработке информации, упорядоченные каким-либо образом данные, принято хранить в базах данных - особых файлах, использование которых вместе со специальными программными средствами позволяет пользователю как просматривать необходимую информацию, так и, по мере необходимости, манипулировать ею, например, добавлять, изменять, копировать, удалять, сортировать и т.д.

Программное обеспечение, предназначенное для работы с базами данных, называется система управления базами данных (СУБД). СУБД используются для упорядоченного хранения и обработки больших объемов информации.

Информация в базах данных структурирована на отдельные записи, которыми называют группу связанных между собой элементов данных. Характер связи между записями определяет два основных типа организации баз данных: иерархический и реляционный.

В иерархической базе данных записи упорядочиваются в определенную последовательность, как ступеньки лестницы, и поиск данных может осуществляться последовательным «спуском» со ступени на ступень. Иерархическая база данных по своей структуре соответствует структуре иерархической файловой системы.

Реляционная база данных, по сути, представляет собой двумерную таблицу.
Данные в таблице располагаются в столбцах (полях) и строках (записях). Каждая запись должна однозначно идентифицироваться ключом записи.

В реляционной БД как правило содержится несколько таблиц. Разработчик может установить связи между отдельными таблицами в БД. При создании связей используются ключевые поля. Только после установления связей между таблицами появляется возможность организации запросов к БД, создание форм и отчетов. В СУБД Access организацию связей между таблицами называют Схемой данных. Пример схемы данных можно увидеть на следующем рисунке:

 

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: