I. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
Чтобы работа над индивидуальным проектом была успешной, необходимо четко соблюдать последовательность ее выполнения:
1. Выбрать из предложенного списка тему индивидуального проекта.
2. Подобрать и изучить необходимый материал по теме проекта (книги, справочники, интернет-сайты, статьи и т.д.).
3. Составить список использованной литературы.
4. Определить структуру работы (составить план)
5. Обосновать актуальность темы индивидуального проекта
6. Оформить введение, основную часть и заключение работы
7. Подготовить и оформить приложения
8. Оформить титульный лист
9. Представить работу для проверки руководителю (можно частями по ходу выполнения или при наличии вопросов)
10. Подготовить презентацию
11. Подготовиться к защите индивидуального проекта
II. ИЗЛОЖЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Индивидуальный проект предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию.
III. СТРУКТУРА РАБОТЫ
Введение
Основное содержание
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Введение
Введение является важной составной частью каждой работы. Во введении представляется обоснование работы (выявление проблемы, степень ее изученности).
Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:
· Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала работы над проектом.
· Обоснование актуальности выбранной темы – это прежде всего ответ на вопрос «почему я выбрал(а) эту тему, чем она меня заинтересовала, почему важно исследовать эту тему, чем она значима для текущего момента, для современной ситуации».
· Определение объекта и предмета исследования.
Объект - реальность, которая существовала (существует) независимо от исследователя
Предмет - часть объекта, включенная в познавательную деятельность, т.е. то, что подвергается непосредственному изучению.
Пример: объект - общественное движение в России в XIX в.
Предмет - революционно-демократическое направление общественной мысли в России XIX в.
· Постановка цели.
Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.
· Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.
· Обоснование методологической базы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.
· Историография проблемы - краткий обзор литературы и источников
· Вывод – это обобщение, которое необходимо сделать при завершении работы над введением.
Основное содержание
Основной текст работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части (разделы, главы) в соответствии с логикой работы. Части текста (разделы) отражают этапы работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою очередь, не менее трех страниц текста. То есть в целом объем главы должен составлять, как минимум, 6 страниц.
Название раздела/главы/параграфа должно быть выделено шрифтом иной величины (большей, чем основной текст) и пробелом (пропуском строки).
В конце каждой структурной части основного текста (т.е. раздела/ главы/ параграфа) автором работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не оформляется, кроме расположения – он находится в последнем абзаце текста.
Содержание проекта должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:
· не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
· при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
· каждая глава (параграф) начинается с новой строки;
· при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки
Заключение
Заключение – самостоятельная часть индивидуального проекта. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:
· основные выводы в сжатой форме;
· оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.
Основная задача заключения – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т.е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.
Список источников и литературы.
Список источников и литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.
Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:
· автор (фамилия, инициалы);
· название, подзаголовок;
· выходные данные (место издания, издательство, год издания, ISBN).
Пример: Левандовский А.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. - Москва: Просвещение, 1997. - 384 с: ил. - ISBN 5-09-007612-Х
Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:
· название сборника, журнала, газеты;
· место издания и год издания (если сборник);
· год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.
Пример:
Журнал: Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации / О.Ю. Пленков // Обществознание в школе. – 1999. - №1. – С.10-16.
Сборник: Кострова А.М. Воины-интернационалисты Богородской земли в афганской войне 1979 – 1989 гг. / А. М. Кострова // Россия в войнах и локальных военных конфликтах ХХ – начала ХХI в.: к 30-летию вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Д.П. Самородов, зам. отв. Редактора А.А. Богданова. – Стерлитамак, 2019. – С. 44 – 49.
При написании индивидуального проекта могут быть использованы диссертации и авторефераты:
· автор, название
· вид работы (диссертация или автореферат диссертации)
· научный руководитель (в диссертации)
· место защиты диссертации
Пример:
1. Имангалиева А. М. Деятельность профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943 - начало 1950-х гг.: дисс.... канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия Мухаметжановна; науч. рук. Н. А. Болотов; АГУ. - Волгоград, 2013.- 277 с.
2. Имангалиева А. М. Деятельность профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943 - начало 1950-х гг.: автореф. дисс.... канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия Мухаметжановна; АГУ. - Волгоград, 2013.- 277 с.
Интернет-ресурсы оформляются следующим образом:
· автор, название / название книги, сборника
· название сайта
· адрес (ссылка)
· указание даты обращения
Пример: Маслов Е.Н. Богородский уезд: 1905-1917 годы / Е. Н. Маслов // Богородск-Ногинск. Богородское краеведение [сайт]. URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/vlasty/1_1905_17.html (дата обращения: 01.01.2019 г.)
В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, заглавия книг и статей, названия городов.
Приложения
В работе могут иметь место приложения – это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы (копии документов, схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер).
Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки.
В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.