Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине «Химия»

 

Аудитории для проведения интерактивных лекций с проектором, экраном, ноутбуком.

Стандартные учебные химические помещения, оснащенные вытяжными шкафами, лабораторной мебелью, лабораторной посудой, наглядными пособиями, установками и приборами, реактивами необходимыми для проведения лабораторных занятий.

Весовая комната с техническими и аналитическими весами.

Лаборантская комната для приготовления набора реактивов и растворов для конкретных лабораторных работ.

Оборудованные склады хранения реактивов.

 

11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Химия» (в т.ч. самостоятельной работы)

В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) предусмотрены методические указания для обучающихся, специфика которых определяется содержанием дисциплины и видами учебной и самостоятельной работы.

Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся в период изучения дисциплины «Химия», поскольку студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу по изучаемым дисциплинам, но и приобрести навыки самостоятельной работы. В ходе изучения дисциплины «Химия» самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Задачами самостоятельной работы обучающихся традиционно выступают следующие:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную, специальную литературу и материалы, в том числе в поисковых электронно-цифровых ресурсах;

- развитие познавательного интереса, самостоятельных способностей, ответственности и активности обучающихся, их творческой инициативы, организованности;

- формирование навыков самостоятельности мышления, в том числе критического, аналитического и системного, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Для выполнения самостоятельной работы необходимо уметь пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению студента; обучающиеся должны уметь составлять схемы, таблицы по тексту лекций и учебной литературе, готовить реферат по заданной теме, составлять письменный конспект главы или раздела, выполнять упражнения, а также выполнять творческие задания. Каждый студент должен иметь отчетность о выполненной работе. Для этого предлагается вести отдельную тетрадь для самостоятельной работы.

При изучении дисциплины «Химия» предусмотрены следующие виды самостоятельной работы для обучающихся:

На уровне знаний:

1) для овладения знаниями (их углубления и систематизации): чтение текста (учебника, дополнительной литературы, научных публикаций); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами и материалами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники, Интернет и др.; подготовка сообщений (докладов, рефератов, презентаций), в том числе по проблемам дополнительных знаний, расширяющих программные;

2) развитие аналитического, системного и критического мышления: аналитическая работа с фактическим материалом (учебника, дополнительной литературы, научных публикаций, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц и схем для систематизации фактического материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; подготовка презентаций; составление библиографии; тестирование и др.

Методические указания к подготовке информационного сообщения.

Информационное сообщение – вид самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на аудиторном занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, может содержать решение проблемного вопроса, возникшего на предыдущих занятиях, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам и т.д. Как правило, тему информационного сообщения предлагает преподаватель, но она может возникнуть и в ходе занятия по предложению самих обучающихся.

Информационное сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию, презентацию, видео-сопровождение).

Методические указания к подготовке реферата.

Реферат - более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Темя рефератов предлагаются в начале изучения курса, включены в рабочую программу, ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.

Требования к содержанию и оформлению реферата

1. Структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение по рассматриваемой теме, а также список использованной при написании реферата литературы.

2. Содержание реферата: реферату по усмотрению его автора может быть предпослан эпиграф.

- Во введении должна быть изложена цель написания реферата по данной теме, место этой темы в изучаемом разделе учебной дисциплины, актуальность проблемы, отражающейся в теме, основные задачи и направления их решения.

- В основной части должно быть раскрыто основное содержание темы реферата по намеченным во вступлении направлениям (задачам) и приведены доводы, обосновывающие собственную точку зрения автора реферата по излагаемым вопросам. В этом разделе допускается использование цитат известных ученых и писателей, подтверждающих доводы автора реферата.

- В заключении приводятся краткие выводы по излагаемой теме. Эти выводы не должны быть простым перечислением изложенных ранее вопросов, а должны свидетельствовать о степени новизны и полезности для автора реферата от изучения изложенной темы и о том, что цель, поставленная во введении, достигнута.

- В конце реферата должен быть приведен список литературы, использованной при его написании, а в тексте самого реферата должны быть указаны ссылки на соответствующие литературные источники (литература должна быть оформлена по действующему ГОСТ).

- Лист оглавления должен содержать перечень частей (рубрик) реферата и номера начальных страниц этих частей (рубрик) по тексту реферата.

3) Оформление реферата: Реферат должен представляться в напечатанном виде на белой бумаге формата А-4. Размещение текста на листе должно осуществляться с отступом 1,25 см по каждой стороне листа. Шрифт 14. Межстрочный интервал 1,5, выравнивание по ширине. Поля: левое ‒ 3 см, нижнее и верхнее ‒ 2 см, правое ‒ 1,5 см. При наборе на персональном компьютере рекомендуемый тип шрифта «Times New Roman». Заголовки глав печатаются по центру, шрифт полужирный, 14, «Times New Roman». Подзаголовки разделов печатаются по левому краю с отступом 1,25 см, шрифт полужирный, 14, «Times New Roman». Страницы реферата должны быть пронумерованы. Счет страниц должен вестись от титульного листа, которому присваивается номер 1 (печатать номер страницы на титульном листе не требуется). Номер страницы ставиться по центру снизу листа. Объем реферата должен быть достаточным для изложения темы и, в общем случае, не должен превышать 15 страниц.

Методические указания по работе с Интернет-ресурсами

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:

· чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,

· правильно формулировать критерии поиска;

· определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);

· давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;

· давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;

· обучающимся необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость;

· обращать внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.);

· при работе с Интернет-ресурсами необходимо развитое критическое мышление, позволяющее критически относиться к найденной информации, анализировать ее сравнивать с уже имеющимися данными и знаниями.

Методические указания по с оставлению электронной презентации

Электронная презентация привлекательна для обучающихся своей наглядностью, красочностью, возможностью раскрыть свои творческие способности. В этой связи подготовка презентаций как вид самостоятельной работы является предпочитаемой для обучающихся. Однако, использование презентаций в учебной деятельности должно отвечать нескольким требованиям, соблюдение которых обеспечит обучающимся развитие навыков самостоятельной работы.

Прежде всего, презентации как продукт самостоятельной работы обучающихся готовятся по заданной тепе (проблеме, задаче) и целью презентации является раскрытие заданной проблемы.

Во-вторых, презентация как наглядный результат самостоятельной творческой деятельности обучающихся должна соответствовать ряду общих требований:

На первом слайде размещается:

- название презентации; название, автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке); ФИО руководителя (преподавателя); город и год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, Интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.

К оформлению презентации также имеют место требования не только по содержащейся информации, но и по стилю, фону, шрифтам, анимационным эффектам, объему:

- необходимо соблюдать единый стиль оформления; нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;

- вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки); для фона – один цвет для заголовков, другой фон для текста (для фона и текста используются контрастные цвета); особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования);

- нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, но не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде;

- следует использовать короткие слова и предложения; время глаголов должно быть везде одинаковым; следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных; заголовки должны привлекать внимание аудитории, предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней;

- нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа; нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные);

- для выделения информации следует использовать рамки, границы, заливку разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

- наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: