ЧАСТЬ 4. Голландское искусство XVII в

Кокорев Артём, 215 группа

Духовные основы медицины

Задание, связанное с виртуальным посещением музеев

Задание 1: «Виртуальный квест по Эрмитажу»

ЧАСТЬ 1: «Искусство Древнего Египта»:

1. Жрец Падиисет жил во второй половине VII века до н.э. Если мы посмотрим в центр экспозиции, то увидим его мумифицировавшееся тело, в витрине же справа находятся 3 его погребальных деревянных саркофага, повторяющих облик покойного

2. Саркофаги богато исписаны изображениями и погребальными текстами – стандартной жертвенной формулой и фрагмента из глав Книги мёртвых. Надписи на древнеегипетских саркофагах содержат имя умершего, а также заклинания и молитвы, обращённые к богам и призванные защитить тело умершего от всякого зла.

3. В углу витрины мы также видим деревянный ящик с изображением сидящего шакала. Шакал был символом бога Анубиса, покровителя мёртвых, который сопровождал усопших к суду Осириса. Ящик был захоронен вместе с мертвым и предназначен для хранения погребальных статуэток «ушебти». Слово это обозначало «тот, который отвечает». Обязанности ушебти состояли в том, чтобы отвечать перед богом Осирисом и выполнять определенные работы за умершего в загробном мире. От имени покойного над ушебти произносили или записывали на них заклинания с перечислением всех работ.

ЧАСТЬ 2: «Искусство Древней Греции»:

1. В зале эллинизма мы можем найти уголок, посвященный богам Асклепию и его дочери Гигиеи. Бюст головы Асклепия был выполнен Мрамора и является римской копией по греческому оригиналу работы скульптора Пиромаха 1-й четв. II в. до н. э. Асклепий в древнегреческой и древнеримской мифологии считался богом медицины. Асклепий, будучи сыном бога Аполлона, обучался врачеванию у кентавра Хирона. В его честь в Древней Греции строили храмы асклепионы, которые также были лечебницами. В Эрмитаже напротив бюста Асклепия находится статуя его дочери Гигиеи – богини здоровья.

2. В овальном зале Эрмитажа находится еще один экспонат, имеющий отношение к медицине. Это статуя Гигиеи, дочери Асклепии, богини здоровья. От её имени произошло название дисциплины «гигиены». Статуя выполнена из мрамора, не имеет головы и рук. Гигиея угадывается по своему символу – спускающейся с тела гигантской змеи – атрибута античной и современной медицины. Экспонат был передан в Эрмитаж в 1922 году из Академии Художеств.

3. В соседнем зале Геракла мы можем увидеть скульптуру древнегреческого бога медицины Асклепия. Статуя была выполнена в Древнем Риме в I-II вв. н. э. и является копией с греческих образцов. Асклепий опирается на посох с ползущей по нему змеей. По легенде Асклепий шёл, опираясь на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея, и Асклепий убил её. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых. Именно змея объединяет все три экспоната, потому как в мифологии древних греков является олицетворением мудрости, обновления жизни, воскрешения и исцеления.

ЧАСТЬ 3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.

1. В зале Тициана (Тициано Вечеллио) наше внимание сразу захватывает выразительный экспонат «Святой Себастьян» кисти итальянского мастера. Венецианский художник написал ее в 1576 году, незадолго до своей смерти от чумы. Согласно жизнеописанию, во времена Римской империи святой Себастьян тайно принял христианство и приобщал к нему других язычников, за что был привязан к дереву и пронзён стрелами. Себастьян выжил, однако был приговорен к повторной казни через побиение камнями. После смерти Себастьян стал почитаться святым. Вся картина выполнена в тёмных тонах, тело героя пронзают стрелы, и к небу устремлён его взгляд, полный не только боли, но и нежелания сдаваться. В итоге, как мы знаем, мученик был уничтожен физически, но дух его сломить не удалось, и имя его воспевается в христианских молитвах.  

2. В зале Леонардо да Винчи представлено, наверное, самое известное произведение мастера из коллекции Эрмитажа – изображение Мадонны с младенцем. «Мадонна Литта» создана Леонардо да Винчи в Милане в середине 1490-х гг. Именно в акте кормления грудью прослеживается идея материнской любви, причем взгляд Мадонны обращен только на ребёнка, в то время как внимание младенца Иисуса обращено на зрителей. Весь фокус картины занимает только Мадонна с младенцем, фон затемнен, так автор хочет показать высшую ценность доброты и материнской любви. Нежность прослеживается в том, как Мать держит Иисуса и величайшее доверие ребенка к Матери показано в расслабленной позе младенца. При этом мы видим остатки нитей на разрезе платья – Мадонна, решив до этого отлучить младенца от груди, в момент запечатления второпях разорвала стежки, так как не смогла противиться желанию ребёнка и своей любви. В «Мадонне Литте» весь акцент поставлен именно на умиротворении и материнской любви, в отличие от «Мадонны Бенуа», находящейся рядом. «Мадонна Бенуа» изображает Иисуса во время игры с Матерью. Вся картина выполнена в более мрачных тонах,  а особое внимание привлекает цветок красноцвета - символ распятия – как испытание, уготованное невинному еще радостному младенцу Иисусу.

ЧАСТЬ 4. Голландское искусство XVII в.

1. В шатровом зале голландской живописи мы видим картину «Больная и врач». Картина была написана в Голландии художником Яном Стеном в 1660 году. Здесь изображён один из любимых сюжетов Стена – визит доктора к молодой даме, страдающей «сердечной слабостью». В центре картины ярким красным пятном выделяется молодая дама, румяная и пышнотелая, после приступа обморока. Ее вид, ехидное перешёптывание служанки с врачом и ухмылка мальчишки дают понять, что состояние пациентки не внушает никаких опасений, и вызвано, скорее всего, тоской по ушедшему возлюбленному. Врач смог привести девушку в чувство запахом сжигаемого шерстяного шнура, который виден в углу картины.

2. Здесь мы видим картину с популярным сюжетом в нидерландской живописи – извлечение камня глупости. Эта картина «Деревенский шарлатан» была создана в 1620-х гг. во Фландрии художником Адрианом Браувером. Он в несколько гротескной форме воссоздаёт поверье, будто бы глупость можно излечить хирургической операцией. На картине мы видим шарлатана, «извлекающего» камень глупости из мужчины. Мужчина был якобы «болен» глупостью – что же, если он решился на такую операцию, диагноз его недалек от истины. При этом шарлатан сделал лишь неглубокий надрез, и будто бы достал оттуда заранее спрятанный в руке окровавленный камень. На заднем плане мы видим еще двух жертв такой операции, с повязками на голове. Все лица на картине смеются, кроме самих «больных». Это усиливает абсурдность происходящего.

3. Картина «Возвращение блудного сына» была написана голландским художником Рембрандтом Харменс ван Рейном в 1668 году. Эта картина настолько знаменита, что сами голландцы уже в наше время прилетают в Санкт-Петербург, только чтобы увидеть её – непосредственным свидетелем чего я был. На этом полотне мастер светотени изобразил известный библейский сюжет о блудном сыне, который был прощен отцом своим. Главными персонажами этой притци Иисуса Христа являются отец, олицетворяющий Отца Небесного, старший сын, выступающий в образе самоправедного верующего и младший (блудный) сын, сыгравший роль отступившего от Бога верующего и вопиющего к Нему о прощении. Композиция картины не однозначна, отсутствует центральный элемент. Слева изображен акт всепрощения: милосердный отец, будто бы освещенный внутренним светом, приобнимает покаявшегося сына своего, который потратил свою молодость на кутежи и опустился по социальной лестнице. Кто же есть остальные фигуры на полотне – загадка. Возможно, женщина в левом верхнем углу – это мать блудного сына, девушка, опирающаяся на колонну – служанка. По одной из версий, молодой человек в берете и стоящий мужчина в правой области картины – это отец и блудный сын до разлуки. Таким образом картина может отражать их состояние до и после.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: