Этап. Трансформация силуэтов

Дизайн-проектирование. 1 курс. Тема: «Декоративный натюрморт»

Самое худшее определение декоративного натюрморта, которое я когда-либо слышала:  «Декоративный натюрморт — это плоскостное изображение натюрморта, в котором нет объёма и нет реалистичности». Получается, что декоративный натюрморт - это такой натюрморт, в котором ни чего нет! А, на самом деле, декоративный натюрморт – это консистенция всего самого интересного в натуре, это тщательный отбор для достижения большей выразительности и эмоциональности. Ведь в переводе с латинского слово «декор» значит «украшение» («украшаю»). Декоративное искусство, следовательно, это то, что делает красивыми предметы, окружающие человека. И, если мы, лишаем предметы объёма, то делаем это  не просто так, а для того, например, чтобы лучше выявить орнамент, или цвет, или ещё для каких-то целей, повышающих выразительность натюрморта.  

Создание декоративного натюрморта – это процесс стилизации и обобщения формы предметов, с одновременным выявлением наиболее характерных черт, а также активное наполнение изображения декоративными элементами.

 

Стилизация

 

В декоративном искусстве стилизация – это метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узор. При создании декоративного натюрморта лучше начинать стилизацию с крупных отношений (форм, пятен), и постепенно переходить к проработке более мелких деталей (линий, фактур и др.)

Этапы стилизации:

1 этап. Трансформация силуэтов

2 этап. Наполнение силуэтов и фона декоративными деталями (сегментами)

3 этап. Цвет, текстуры, орнаменты

 

этап. Трансформация силуэтов

К сожалению, бывает так, что этот первый этап упускают из вида. Как результат — мы видим красивые декоративные работы, в которых форма предметов натюрморта просто срисовывается с натуры и не приводится к единому стилю. Так тоже можно работать. Однако если подумать над формообразованием и стилизацией формы, декоративный натюрморт будет выглядеть намного гармоничнее и интереснее. Да и автор станет выполнять такую работу намного более увлечённо, ведь, при трансформации форм активно тренируется фантазия художника. Для творческих людей это очень интересный и увлекательный процесс.

Итак, что же такое трансформация в дизайнерской и декоративной композиции? Трансформация — это изменение, преобразование формы с сохранением характера и образа предмета. Его форма меняется, но основной мотив образа сохраняется, т.е. предмет всё же узнаётся (и, более того, подчёркивается). Что касается дизайнерской композиции, то здесь предметы обретают черты геометрических фигур, их форма упрощается, теряет ненужные подробности и приводится к силуэтам, производным от круга, треугольника и прямоугольника (в зависимости от характера предмета).

Рассмотрим трансформацию в декоративном и дизайнерском искусстве на примере заварочного чайника.

Первый вариант представляет собой обычную реалистичную зарисовку предмета таким, какой он есть.

                1 вариант                                 2 вариант                              3 вариант

            4 вариант                                    5 вариант                                6 вариант

1вариант представляет собой обычную реалистичную зарисовку предмета таким, какой он есть.

 

2 вариант демонстрирует то, как выглядит чайник при трансформации на основе образующей линии. Образующая линия — это, по-сути, линия контура, или конструктивная линия. В основе формы нашего чайника лежит окружность. Поэтому эскиз построен на основе круга и различных производных от него форм.

 

В 3 варианте трансформация формы включает в себя смещение двух половин относительно оси симметрии.

 

4 вариант Тут сочетаются два мотива, прямой линии и окружности но один из них доминирует.

 

5 вариант основан главным образом на образующей линии. Горловина чайника здесь – продлена и преобразована в «изогнутую воронку».

 

В основе 6 варианта тоже лежит форма круга. Силуэт поделён на две части, которые разделены между собой не прямой осью, а изогнутой линией. Она тоже основана на форме круга.

 

Эскиз под номером семь ляжет в основу итогового варианта декоративного натюрморта. Сейчас это предварительный чёрно-белый эскиз, но в дальнейшем он будет доводиться до завершённого состояния.

Приведённые выше шесть эскизов, специально выполнены в чёрно-белом виде и лишены подробностей, потому что это первый этап работы над декоративным натюрмортом. На этом этапе художником разрабатывается форма, поэтому ничего не должно отвлекать от силуэта. На втором этапе создаётся декоративное решение силуэта. То есть создаётся рисунок, которым будет «заполнен» силуэт предмета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: