В подтверждение слов о том, что объёмно-пространственные отношения могут не исключаться из декоративного натюрморта, приведу несколько примеров того, как можно стилизовать светотень, превратив её в своеобразные грани на форме предметов.

Деление предмета и пространства на грани
Кроме всего вышеперечисленного, нужно ещё решить следующие задачи:
1. Расположение предметов в формате. Предметы могут быть закомпонованы в одну из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник…

Компоновка в круг Компоновка в квадрат
2. Соотношение предметов с пространством. Объекты натюрморта могут не только стоять на столе, но и наклоняться в разные стороны или летать. Можно распределить предметы по всей высоте формата равномерно, как это делается в «ковровой» композиции, в таком случае они будут выглядеть, как орнамент на ковре.
В конце концов, в декоративном натюрморте пространство может быть передано классическим способом с делением на первый второй и третий планы.

«Летающие» предметы Наклоняющиеся предметы «Ковровая» композиция
3. Создание ощущения целостности произведения;
4. Выделение композиционного центра;
5. Решение натюрморта в симметрии или асимметрии;
6. Уравновешивание композиции по массам, ритмам и тональным пятнам;
7. Нахождение соотношения масштабов и пропорций;
9. Создание гармоничной цветовой гаммы.
Итоговая композиция
По итогам композиционных поисков выбираются 1 лучшая работа, и разрабатывается 2 её варианта: графический и цветовой. Формат итоговых композиций 30 на 30 см.
Графическая композийция может быть больше насыщена деталями, орнаментами и фактурами. Её можно исполнить не только тушью и красками, но и при помощи наклеивания текстиля, бумаги; создания рельефной поверхности; набрызга, отпечатывания, процарапывания и прочих техник. Эти техники исполнения обогатят декоративный натюрморт, но не заменят сути — композиции, стилизации форм, создания образа… Можно придумать эффектную текстуру и исполнить в самой неожиданной технике. Но если в работе нет сути, то, ни одни эффекты не помогут.








