Вопрос 3. Истина – центральная категория центрального познания. Относительная и абсолютная истина, диалектика их взаимодействия

Вопрос 2.Чувственное, рациональное и интуитивное познание.

Существует 2 типа познания: чувственное и рациональное. Формы чувственного познания: ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств. Восприятие – целостный чувственный образ предмета, явления. Представление – чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.                                 Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант).
  Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания. Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.  Существует социальное познание – познание, направленное на изучение природы социальных связей, социальных групп, социальной структуры общества. Особенность – субъект и объект познания совпадают, получаемое знание всегда связано с интересами индивидов, субъективность выводов и оценок.
         Самопознание – познание самого себя, самооценка, создание «Я-концепции» - образа Я. Особенность – объектом является сам субъект. Цель: познание своих физических, душевных, духовных возможностей, своего места среди других людей. Самопознание совершается:
1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, взаимоотношений с  другими.
2. Осознания отношения к себе других (качеств своей личности, черт характера), через мнения других  людей и соотнесения себя с другими.
3.Самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей.

Вывод: Все методы используются в комплексе. С развитием науки формируются новые приемы и методы исследовательской деятельности.






Вопрос 3. Истина – центральная категория центрального познания. Относительная и абсолютная истина, диалектика их взаимодействия.

В общефилософском смысле проблема истины шире, чем проблема истинности знания. Можно говорить об «истинной дружбе», «истинных ценностях», «истине человеческого существования» и т. д. Такое – онтологическое – понимание истины можно обнаружить у Платона, который понимал истину как отдельную «идею» и одновременно как характеристику бытия «идей», другими словами, в его учении она отождествлялась с неким подлинным измерением реальности, которое для своего обнаружения не нуждается в человеке и его познавательных способностях. Принципиально иное понимание задает гносеологический подход, с точки зрения которого истина представляет собой свойство не бытия, но знания. Истина – знание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.
  Корреспондентская теория истины долгое время доминировала в научном познании и является наиболее приемлемой с точки зрения обыденного опыта. Однако, она опирается на ряд предпосылок, которые сами по себе достаточно проблематичны. Понимание истины как соответствия между знанием и действительностью предполагает: во-первых, что адекватное отображение предмета в сознании возможно в принципе, что подвергают сомнению различные виды агностицизма, во-вторых, что это соответствие может быть установлено, то есть сознание способно выходить за собственные пределы и сравнивать действительность с собственным ее образом, в-третьих, что существует некий безошибочный критерий, позволяющий фиксировать соответствие и несоответствие между знанием и реальным положением дел. Проблемный характер этих предпосылок фиксировался в уже рамках классической и со всей очевидностью проявился в неклассической философии, сформулировавшей ряд альтернативных подходов к пониманию истины – когерентную, прагматическую и конвенциональную концепции истины.
  Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia – связь, сцепление) делает акцент на таких свойствах знания как самосогласованность и логическая непротиворечивость. Решить вопрос об истинности (или ложности) определенного высказывания значит установить его согласованность (или несогласованность) с некой системой высказываний, то есть в отличие от классической концепции утверждение сравнивается не с реальностью, а с другими утверждениями. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками культуры.
  Прагматическая концепция истины (от греч. pragma - дело, действие) в наиболее четком виде представлена у представителя прагматизма У. Джемса, с точки зрения которого мера истинности знания определяется его практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и достижения которых добивается человек. Вопрос о реальном положении дел безотносительно наших практических потребностей в данном случае не имеет смысла. В марксистской теории познания которая в целом опирается на корреспондентскую концепцию истины, также присутствуют элементы прагматистского подхода, так как важнейшим критерием истины провозглашается практика.
Конвенционалистская концепция истины (от лат. conventio - соглашение). В своем понимании истины сторонники этой концепции (А. Пуанкаре, Р. Карнап, К. Айдукевич и др.) исходят из предпосылки, что то, что в науке опознается как «факт» во многом является теоретическим конструктом, то есть сама картина научной реальности зависит от используемого понятийного и логического аппарата, выбор которого, в свою очередь, определяется соглашением (явным или неявным) среди членов научного сообщества. Таким образом, само определение истины и ее конкретное содержание носят условно-договорной характер и являются производными от выбора концептуального инструментария, используемого при исследовании.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки. Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки. Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний. Главный критерий истины – практика. Антиподы истины – ложь, дезинформация, заблуждение. Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Дезинформация – передача ложного знания как истинного или истинного как ложного.  Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: