Бытие в средневековой философии

  

В эпоху Средневековья глобальная проблема бытия понималась, с одной стороны, в контексте воззрений Платона и Аристотеля, а также неоплатоников, но с другой стороны, конечно, в русле тезисов христианской теологии. Наиболее полным образом отношение средневековых философов к данному вопросу раскрылось при решении так называемой проблемы универсалий, которая, по сути, являлась попыткой переосмысления на новых концептуальных основаниях аристотелевского учения о категориях. Другими словами, средневековая проблема универсалий – это рефлексия по поводу логики и структуры сотворенного Богом бытия, попытка формулирования принципов христианской онтологии в понятиях античной философии, попытка смыслового соединения религиозного и рационального рассуждения о бытии.

Следует при этом иметь в виду некоторую терминологическую специфику Средневековья. В частности, термин «универсалия» выступал аналогом аристотелевского понятия «категория», а единичные понятия в рамках средневекового философского дискурса обозначались термином «партикулярии». Считалось, что универсалии разного уровня всеобщности и партикулярии соотносятся друг с другом как роды и виды. Здесь род – это понятие, более общее, чем вид, а вид – соответственно, понятие, менее общее, чем род.          

В средневековой философии выделилось три направления в решении проблемы универсалий – реализм, номинализм и концептуализм.

Наиболее значимыми представителями реализма были Фома Аквинский (Аквинат) и Ансельм Кентерберийский. Реалисты считали универсалии совершенно реальными (отсюда они и получили свое название). Причем, эта реальность универсалий трактовалась ими следующим образом: универсалии реально существуют до вещей (ante rem) как идеи в разуме Бога, как часть божественного плана творения, в самих вещах (in rem) в качестве их подлинной сущности и после вещей (post rem) в качестве категорий человеческого мышления.

Среди номиналистов наиболее известны Уильям Оккам и Иоанн Росцелин. Они утверждали, что универсалии нереальны в прямом смысле слова, что они есть всего лишь абстракции, необходимые для работы над осмыслением оснований бытия, то есть, что они существуют исключительно после вещей, выступая, таким образом, в качестве их чистых имен, названий. На латинском языке, который в эпоху Средневековья был языком международного общения и языком, на котором разговаривали ученые, термин «имя» звучит как «nomen». Отсюда произошло название данного философского направления.

Самыми известными концептуалистами являлись Пьер Абеляр и Иоанн Дунс Скот. Они придерживались компромиссной позиции между реалистами и номиналистами, утверждая, с одной стороны, что универсалии существуют в вещах и после вещей, но с другой стороны, что они не существуют до вещей. Суть подобного подхода заключается в рассмотрении универсалий в качестве концептов (отсюда происходит название данного направления), то есть в качестве общих понятий, которые отображают подлинные сущности вещей и в то же время дают им имена, необходимые для аналитической работы мышления. Таким образом, номиналисты и концептуалисты сходились в своем отрицании физической реальности универсалий, но при этом концептуалисты соглашались с реалистами в вопросе о соотнесенности универсалий с сущностями вещей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: