Ассоциативный эксперимент

Ассоциативный эксперимент является, пожалуй, наиболее разработанной техникой семантического анализа. Этот метод подробно обсужден в работах Дж. Диза. Анализ психологической природы процессов, лежащих в основе ассоциаций, дан в работах А.А. Леонтьева, Л. Б. Ительсона, А.А. Брудного, Б.А. Ермолаева, В.Ф. Петренко. Общая схема ассоциативного эксперимента такова: испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется дать первые пришедшие на ум ассоциации, причем возможны как свободный ассоциативный эксперимент, где испытуемый не ограничен в выборе возможных ассоциаций, так и направленный, где его ассоциативный поток ограничен по инструкции рамками некоторого грамматического класса. Принято подразделять ассоциации на парадигматические и синтагматические. Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы (например, отец – мать, стул – стол и т.д.). Парадигмагические ассоциации подчиняются принципу «минимального контраста», сформулированному Мак-Нейлом, согласно которому чем меньше отличаются слова-стимулы от слов-реакций по составу семантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова-реакции в ассоциативном процессе. Раскрытие принципа «минимального контраста» проясняет, почему по характеру ассоциаций можно восстановить семантический состав слова-стимула: множество ассоциаций, даваемых на слово, содержит ряд признаков, аналогичных содержащимся в данном слове.

Синтагматическими ассоциациями называются ассоциации, грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова-стимула (машина – едет, курить – плохо и т.д.). В первом приближении можно интерпретировать парадигматические ассоциации как отражающие языковые отношения, а синтагматические – как речевые отношения.

Ассоциативный эксперимент проводится обычно с большим количеством испытуемых, и на основе данных ими ассоциаций можно построить таблицу частотного распределения слов-реакций на каждое слово-стимул.

Мерой семантической близости (расстояния) пары слов признается степень совпадения распределения ответов, т.е. степень подобия объектов анализа устанавливается через сходство данных на них ассоциаций. Величина эта фигурирует в работах разных авторов под названием коэффициента пересечения, коэффициента ассоциации, меры перекрытия.

Примером реконструкции семантического состава слова на основе ассоциативного эксперимента может служить, ставшая уже классической, работа Дж. Диза «Структура ассоциативного значения». В этой работе Диз использовал слово «бабочка» в качестве стимула и получил 18 словесных ассоциаций от 50 испытуемых-студентов. Затем он использовал эти 18 ответов в качестве стимулов в ассоциативном эксперименте для другой группы испытуемых из 50 человек. Таким образом, были найдены распределения ответов – дистрибуции ассоциаций для 19 семантически связанных слов. Были подсчитаны коэффициенты пересечения между всеми парами (171), которые могут образовать эти исходные 19 слов, и полученная матрица сходства была подвергнута процедуре факторного анализа. Первый из выделенных однополюсных факторов содержал слова, обозначающие одушевленные объекты (пчела, муха, птица, клоп и т.д.), в то время как второй однополюсный фактор сгруппировал обозначения неодушевленных объектов (небо, желтый цвет, весна и т. д.). Оппозиция первого и второго факторов раскрывается, очевидно, в противопоставлении живые – неживые. Третий фактор был задан противопоставлением слов птица, пчела муха,. с одной стороны, и клоп, кокон, мотылек, бабочка – с другой. Интерпретация этого фактора не совсем очевидна. В него входят в основном названия летающих существ (за исключением клопа и кокона), но генезис этих слов в обыденном сознании различен. Наконец, четвертый фактор объединял слова, связанные с «экологической нишей» бабочки: лето, солнце, сад и т. п. А.А. Леонтьев, комментируя результаты Диза, полагает, что они «ясно показывают саму возможность выделить на основе формальной обработки данных ассоциативного эксперимента факторы, которые можно интерпретировать содержательно как семантические компоненты слов, исследуемых в эксперименте».

Главными преимуществами ассоциативного эксперимента являются его простота, удобство применения, так как он может проводиться с большой группой испытуемых одновременно. Испытуемые работают со значением в «режиме употребления», что позволяет выделять и некоторые неосознаваемые компоненты значения. Как отмечают многие исследователи, характер ассоциаций зависит от возраста, пола, образовательного уровня,. профессии испытуемых. Это значит, что ассоциативная техника отражает как когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, так и индивидуальные особенности испытуемых, их личностные смыслы. Последующая статистическая обработка отчасти нивелирует этот «привкус» личностного смысла, выделяя аспекты, инвариантные для всей группы испытуемых.

Недостатком метода является его чувствительность к фонологическому и синтаксическому сходству. Как показали исследования А.П. Супруна, А.П. Клименко, Л.Н. Титовой, большая часть ассоциаций обусловлена речевыми штампами, клише. Важно отметить, что план вербальных ассоциаций не изоморфен полностью плану предметных отношений. Так, например, в экспериментах Карвоски и Доркуса показано, что цвета ассоциируются иначе, чем слова, их обозначающие.

 

1.1. Процедура ассоциативного эксперимента. Испытуемым предъявляется список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Большинство реакций, приводящихся в ассоциативных словарях, получено от студентов университетов и колледжей в возрасте 17-25 лет, для которых язык стимулов является родным.

Существует несколько разновидностей ассоциативного эксперимента:

1. Свободный ассоциативный эксперимент. Испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции.

2. Направленный ассоциативный эксперимент. Испытуемому предлагается давать ассоциации определённого грамматического или семантического класса (например, подобрать прилагательное к существительному).

3. Цепочечный ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагается реагировать на стимул несколькими ассоциациями — например, дать в течение 20 секунд 10 реакций.

Существуют специальные словари ассоциативных норм, к числу общеизвестных относится словарь Дж. Диза. На русском языке первым словарём такого рода был «Словарь ассоциативных норм русского языка» под ред. А.А. Леонтьева.

В настоящее время наиболее полным словарём на русском языке является «Русский ассоциативный словарь» (составители: Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова). Он включает в себя следующие части: т. 1. Прямой словарь: от стимула к реакции; т. 2. Обратный словарь: от реакции к стимулу; т. 3-6 представляют собой также прямые и обратные словари двух других списков слов. В этом словаре 1277 стимулов, что немного меньше количества слов, которые употребляются говорящими в обыденной речи (1500-3000); в качестве ответов зафиксировано 12 600 разных слов, а всего — более миллиона реакций.

Структура словарной статьи в «Русском ассоциативном словаре» такова: сначала даётся заглавное слово, затем реакции, располагающиеся в порядке убывания частоты (указана цифрой). Внутри групп реакции следуют в алфавитном порядке (1):

(1) ЛЕС... поле, деревья 11, осень, большой, берёза 7 и т.д.

В конце каждой статьи даны цифры:

(2) ЛЕС... 549+ 186 + 0 + 119.

Первая цифра указывает общее количество реакций на стимулы, вторая — количество разных реакций, третья — количество испытуемых, которые оставили данный стимул без ответа, т.е. количество отказов. Четвертая — количество единичных ответов, т.е. реакций, которые были даны только один раз и частота которых равна, соответственно, единице.

1.2. Интерпретация ответов ассоциативного эксперимента. Есть много возможностей интерпретации результатов ассоциативного эксперимента. Рассмотрим некоторые из них.

При анализе ответов ассоциативного эксперимента выделяют, прежде всего, синтагматические (3) и парадигматические (4) ассоциации:

(3) небо — голубое, машина — едет, курить — плохо

(4) стол — стул, отец — мать

Синтагматическими ассоциациями называются ассоциации, грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова-стимула. Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы. Они подчиняются принципу «минимального контраста», согласно которому чем меньше отличаются слова-стимулы от слов-реакций по составу семантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова-реакции в ассоциативном процессе. Этот принцип объясняет, почему по характеру ассоциаций можно восстановить семантический состав слова-стимула: множество ассоциаций, выданных на слово, содержит ряд признаков, аналогичных содержащимся в слове-стимуле (5).

Носитель языка по реакциям может достаточно легко восстанавливать стимулов (в случае (5) это каникулы).

(5) летние 11; лето 10; отдых 6; короткие, скоро, ура 4; безделье, в Простоквашино, начались, школа

Считается, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения, а синтагматические — речевые.

Выделяют также родо-видовые отношения (6), реакции, имеющие фонетическое сходство со стимулом (7), клишированные (8) и личные (9):

(6) животное — кошка, стол — мебель

(7) дом — том, мышка — книжка

(8) мастер — золотые руки, гость — каменный

(9) мужчина — я должен

1.3. Значение результатов ассоциативного эксперимента. Ассоциативный эксперимент широко известен и активно используется в психолингвистике, психологии, социологии, психиатрии.

Результаты ассоциативного эксперимента могут быть использованы, прежде всего, в разных областях лингвистики. В частности, в силу того, что он обычно проводится на большом количестве испытуемых, можно построить таблицу частотного распределения слов-реакций на каждое слово-стимул. При этом можно будет вычислить семантическую


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: