Первый этап психолингвистического эксперимента. Выделение семантических связей

Лекция восьмая (конспект)

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

План

1. Психолингвистика как экспериментальная наука.

2. Методы психолингвистических экспериментов. Реконструкция субъективных семантических пространств.

       2.1. Первый этап психолингвистического эксперимента. Выделение семантических связей

              2.1.1. Ассоциативный эксперимент.

                   2.1.2. Субъективное шкалирование

              2.1.3. Метод семантического дифференциала.

                   2.1.4. Метод классификации («сортировки»).

       2.2. Математическая обработка данных эксперимента.

       2.3. Интерпретация выявленных факторов.

 

1. Психолингвистика как экспериментальная наука.

Вы уже знаете об основателе ленинградской школы психолингвистики Леониде Вольковиче Сахарном. Он был автором первого в СССР учебного пособия по психолингвистике, а также нескольких научно-популярных книг о ней. Его живо интересовали проблемы экспериментов в лингвистических и психолингвистических исследованиях. Поэтому в своём пособии он методам психолингвистических исследований посвятил большой раздел, занявший более 60 страниц. А конкретно об экспериментах в психолингвистике рассказал в трёх специальных лекциях (Лекции XI – XIII). По его мнению, экспериментальное изучение речевой деятельности имеет ряд достоинств. Среди них важнейшие – возможность получить уже специальным образом подготовленный однородный материал, причём в таких больших количествах, которые попросту невозможны при обычном наблюдении за спонтанной речью.

Сегодня вместе с конспектом лекции «Психолингвистический эксперимент» вы получите электронную версию пособия Л. В. Сахарного «Введение в психолингвистику», изданного 30 лет назад, но до сих пор не утратившего своей научно-познавательной ценности. При желании или при необходимости вы сможете обращаться к нему, если у вас будут возникать вопросы, касающиеся психолингвистики. Не сомневаюсь, что вы с интересом просмотрите и тексты лекций, касающихся психолингвистических экспериментов.

Вопрос о необходимости эксперимента для лингвистики впервые поставил в 1938 г. Л.В. Щерба в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании», о которой я говорил в лекции о психологических направлениях в языкознании. По его мнению, никакого экспериментального метода не существует и не может существовать в применении к мёртвым языкам, поскольку они перестают служить орудием общения и мышления внутри человеческого коллектива, перестают развиваться и приспосабливаться к выражению новых понятий и их оттенков, в них прекращается то, что может быть названо языкотворческим процессом.

 «Исследователь, — писал Щерба, — построив из фактов изучаемого материала некоторую отвлечённую систему, должен проверить её на новых фактах, т.е. смотреть, отвечают ли выводимые из неё факты действительности. Таким образом, в языкознание вводится принцип эксперимента. Сделав какое-либо предположение о смысле того или иного слова, той или иной формы, о том или ином правиле словообразования или формообразования и т.п., следует попробовать, можно ли связать ряд разнообразных форм, применяя это правило».

Важной особенностью психолингвистики является обращение к значению слова — к его семантике (от греч. semantikos — обозначающий). В лингвистике анализ семантики связан, прежде всего, с изучением лексического значения слов и выражений, изменения их значений, изучением оборотов речи или грамматических форм. Психолингвистика же различает объективную и субъективную семантику. Первая является семантической системой значений языка, вторая представляется как ассоциативная система, существующая в сознании индивидуума. В связи с этим семантические признаки подразделяются на относящиеся к области ассоциаций (субъективные) и принадлежащие семантическим компонентам лексики, взятой в абстрактно-логическом (объективном) плане.

Эксперимент не является единственно возможным методом психолингвистического исследования. Психолингвистика не отрицает ни материала, ни метода наблюдения, которыми располагает традиционная лингвистика. Психолингвистика данный материал использует, но под несколько иным углом зрения, в более широком контексте и материала, и методов. Учитывается и речевой, и неречевой контекст, и общие условия деятельности, и замысел коммуниканта͵ и состояние участников коммуникации.

2. Методы психолингвистических экспериментов. Реконструкция субъективных семантических пространств.

Первый этап психолингвистического эксперимента. Выделение семантических связей

Все разнообразие экспериментов психолингвистике и связанной с ней психосемантике рассмотрим на примерах тех методов, с помощью которых можно исследовать значение. А начать следует с понятия “семантическое пространство”.

Семантическим пространством называется совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты (значения) некоторой содержательной области. При этом выделяется некоторое правило группировки отдельных признаков (дескрипторов)

Обычно процедура построения семантического пространства включает реализацию трех последовательных этапов.

Первый этап связан с выделением семантических связей анализируемых объектов (понятий, символов, слов, высказываний, изображений и т.д.). Сделать это можно с помощью одной из методик, о которых речь пойдет далее.

В экспериментальной семантике, психолингвистике в качестве методик выделения семантических связей используются:

1) ассоциативный эксперимент, где мерой семантической связи пары объектов является сходство дистрибуций их ассоциаций;

2) субъективное шкалирование, где испытуемые выносят суждение о сходстве каждой пары объектов по некоторой градуальной шкале, содержание которой не задано, т.е. испытуемый сам домысливает основания классификации;

3) семантический дифференциал, где мерой сходства объектов является сходство их оценок, данных по биполярным градуальным шкалам, содержащим в качестве полюсов прилагательные-антонимы;

4) методика сортировки, где семантическое сходство пары объектов пропорционально количеству объединений их в общие классы при процедуре классификации;

5) метод подстановки, родственный лингвистическому методу дистрибутивного анализа, где мерой сходства слов выступает количество контекстов, в которых эти слова взаимозаменяемы;

6) условно-рефлекторные-методики, где семантические связи устанавливаются на основе генерализации выработанного условного рефлекса – его переноса с одного объекта на другой, с ним семантически связанный.

Если классифицировать психолингвистические методики, то можно выделить прямые методы установления семантических связей между объектами (субъективное шкалирование, метод сортировки Миллера) и опосредованные, где сходство пары объектов устанавливается путем отнесения их к чему-то третьему: ассоциациям – в ассоциативном эксперименте; сходству профилей оценок – в методе семантического дифференциала; общим контекстам – в методике подстановки и т.д. Результаты, полученные с помощью опосредованных методов установления семантических связей, зависят от характера и полноты опосредующего звена (типа разрешенных инструкцией ассоциаций в ассоциативном эксперименте, выбора шкал в методе семантического дифференциала, контекстов – в методике подстановки), а также от задачи исследования, интуиции экспериментатора, от его знания некоторой содержательной области, позволяющей так построить опосредующее звено, чтобы «затронуть» все интересующие аспекты значения анализируемых объектов.

Рассмотрим некоторые типичные методы построения семантического пространства как формы модельного представления.системы значений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: