Внедрение регионального компонента Тюменской области в процессе экологического воспитания дошкольников

 В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, селу, Родине можно так же путем создания в ДОУ уголков природы, «Край, в котором я живу»

Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного села. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

В целях формирования ответственного и бережного отношения к окружающей природной среде органы государственной власти Тюменской области совместно с органами местного самоуправления, образовательными учреждениями и учреждениями культуры проводят планомерную работу в сфере экологического образования, воспитания и просвещения.

 2017 год, объявлен президентом В.В. Путиным «Годом экологии». Педагоги, родители и воспитанники МАДОУ д/с 4 «Елочка» рп Голышманово, активно принялись за дело. Уже в январе стартовала акция «Поможем птицам зимой»: на территории детского сада появилось множество разнообразных креативных кормушек, а у детей появилась возможность помочь пернатым друзьям. Каждый день, выходя гулять на прогулку, малыши кормят птиц и наблюдают за тем, что происходит в «Птичьей столовой», испытывая при этом, чувство гордости и радости от того, что они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное, для них, время года.

Мир природы нельзя познать по картинке и для того, чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознал, что является его частью, научился устанавливать связи между объектами и явлениями природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.

Для формирования основ в экологической культуры дошкольников, в детском саду, в каждой группе, созданы экологические уголки и зоны экспериментирования. В уголках расположен разнообразный материал: макеты природных зон (зона тундры, тайги, смешанный лес, Северный полюс, водоемы и т.д.), «Коллекции», «Гербарии», «сухие аквариумы», картотеки экспериментов и многое другое.

Разнообразные экологические игры, помогают сформировать представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе.

8. Обоснование необходимости использования наглядных и практических методов в организации познавательной деятельности ребенка-дошкольника.            Передовой опыт педагогической науки раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает творческому поиску современных, более эффективных методов: методы активного обучения, методы проблемного обучения, исследовательские, поисковые.

Наглядный метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. Исходя из тезиса – «никакое педагогическое средство, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда весьма полезным». Поэтому в практике необходимо обратить внимание на использование классификации методов, предложенных И.Я.Лернером иМ.Н.Скаткиным: объяснительно – иллюстративный, или репродуктивный метод, постановка проблемного метода с помощью дидактических пособий, частично поисковый метод с помощью наглядных таблиц, моделей, исследовательский подход через практическое применение.

Очевидным требованием к методам обучения является их доступность. Путь обучения должен быть понятен и приемлем для ребенка, а способы изучения учебного материала соответствовать возрастным возможностям усвоения знаний (см. приложение 3). Одним из требований является результативность метода обучения. Всякий способ должен давать планируемый или предполагаемый результат.

Следовательно, в практике должно иметь место сочетания теоретико – наглядных и практико – исследовательских методов обучения, которые в свою очередь являются необходимыми требованиями к обучению. Утверждено мнение, что нельзя исходить либо из теории, либо из практики. Таким образом, теоретическое обоснование должно иметь практическую направленность.

Данная методическая разработка предполагает приемы отслеживания деятельности отдельных операций мышления, моментов в процессе усвоения знаний, в формировании умений и навыков у детей на пороге школьного обучения. Прием не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом.

Наглядный метод обучения является наиболее важным в обучении детей 6 – 7 летнего возраста. «Учите ребенка каким–нибудь пяти неизвестным словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их налету» (К.Д.Ушинский).

«Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира» (Н.Н.Подъяков). Следуя трактовке, наглядные методы обучения – это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, возможно, возбудить у ребенка интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить концентрировать внимание воспитанников на главном, т.е. выделять особые признаки.

Благодаря демонстрации внимание воспитанников оказывается направленным на существенные, а не случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация хорошо используется при объяснении нового материала. Использование наглядно – дидактических пособий является важным средством формирования у воспитанников разнообразных представлений о предметном, животном, растительном мире. Особая роль отводится и техническим средствам обучения.

Делая вывод, можно отметить, что результативность применяемого опыта проявляется, прежде всего, в развитии познавательной активности детей. Возникают интеллектуальные чувства от удовлетворения потребности познавать новое.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: