Проведение экологической тропы в условия дошкольного учреждения

Экологическая тропа – это специально разработанный и оборудованный маршрут на природе с экологически значимыми природными объектами, на котором дошкольники получают информацию о них. В качестве объектов экологической тропы могут быть самые разнообразные объекты растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. В дальнейшем экологическую тропу можно пополнять новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Это средство нравственного и трудового воспитания. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дети знакомятся с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. Работа на тропе способствует воспитанию трудолюбия и уважения к труду. Дети получают также представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность оценивать результаты труда, делать прогнозы об экологических последствиях деятельности человека. Но самым важным является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени - формирование экологической культуры. Основными видами деятельности во время прогулок на экологической тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через эти виды деятельности дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развивается память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствует формированию чувства прекрасного, воспитывает любовь к природе, желание беречь и сохранять ее.

 

10. Использование основных методов в экологическом образовании дошкольников.

Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

Методы обученияэто способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).

К наглядным методам относятся

· наблюдение,

· рассматривание картин,

· демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются:

· возрастными возможностями детей,

· характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

· Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

11. Нетрадиционные формы экологического образования дошкольников.                                                                                                В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должны быть использованы нетрадиционные формы обучения - это способ существования образовательного процесса, система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников [1 с.374].

Особый интерес у творческих и ищущих педагогов вызывают нетрадиционные формы обучения. Они дают возможность достигать в работе наиболее значимых результатов. Рассмотрим некоторые из них. [5, с.157-160]

Уроки доброты проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развивать интерес к природе; сформировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и сопереживание. Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; они могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений. Длительность уроков не регламентируется (от одной до несколько минут в зависимости от настроения ребенка).

Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации: Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему? Дети принесли в живой уголок маленького и беззащитного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку? Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать? Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т.д.

Экологические выставки и экспозиции. Цель: ознакомиться с природными явлениями, недоступными для наблюдения. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека», «Богатство недр нашей Земли», «Космос», «Человек и добрые дела на Земле», и т.д. На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед, экскурсий.

Экологический музей. Он является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции); вода; ее использование и охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы или иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы: «Кто такие защитники природы?», «Голубые и зеленые патрули, их деятельность», «Жизнь животных в лесу», «Таинственный мир насекомых» и т.д. Но ни один музей не заменит общения с живой природой. Здесь большое значение имеют экологические наблюдения.

Экскурсии. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии жизни и как природа служит им. Преимущества экскурсий занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. Экскурсия в лес, поле, на берега лес и озер привлекает внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств, у детей формируется любовь к природе, бережное отношение к ней.

По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие – в парк, лес, на реку, луг и т.д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты – в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т.д., – в целях ознакомления с трудом взрослых. Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.

Практическая деятельность детей. Цели: закрепить нормы поведения детей в природе; сформировать понимание разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях. Обычно дети участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев кустарников. Они могут ухаживать за слабыми и больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их назначение малышам.

Экологические тропы. В качестве экологических, можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения (в том числе занесенные в Красную книгу) муравейники, холмики крота, кузницу дятла, формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны.

Экологический кружок. Занятия кружка проводится в специально отведенном месте – комнате. Кружок может объединять 10 – 15 детей (старшего возраста). Некоторые занятия кружка (1 раз в квартал) могут проводиться в форме досугов или чтения занимательных рассказов о природе.

Экологическая акция. Это ряд действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Природоохранные акции – социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Таким образом, нетрадиционные формы - экологические экскурсии, уроки доброты, уроки мышления, экологические кружки, экологические конкурсы, КВН, аукционы, марафоны, викторина «Поле чудес», экологические акции, трудовой десант, зеленый патруль, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога, экологические выставки и экспозиции, экологические праздники и фестивали. Все нетрадиционные формы работы по экологии расширяют поле деятельности творческого, ищущего педагога, предполагают проведение экологических акций, экологических праздников и фестивалей, походов совместно с семьей, трудовых десантов, выставок с использованием природного материала с обязательным включением музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию всех видов деятельности ребенка.

 12. Современные подходы к организации наблюдений; значение трудовой, экспериментальной, игровой деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания.

Составные экологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и умение их использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в быту, в труде). Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Соприкасаясь с природой, дети или активно наблюдают, или трудятся в ней, или играют с её предметами. Деятельность — одно из решающих средств развития у детей познавательных интересов к природе. Совместная и самостоятельная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

В своей работе я рассматриваю вопрос о развитии познавательных способностей детей через решение следующих задач:

- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Экологическое развитие интегрируется в различную деятельность, как с родителями, так и самими детьми.

Например, для реализации двигательной активности используются подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?»).

Игровая и трудовая деятельность помогает ребёнку войти в мир социальных отношений. Дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в теплице, на животноводческой ферме и т.п.), уходу за комнатными растениями, приобщаются к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения (игра «Магазин» — экологически чистые продукты, разнообразные витамины, игра «Больница» — использование лекарственных растений, игра «Транспорт» — проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами, игра «Зоопарк» — охрана редких видов птиц и животных).

Для познавательно-исследовательской деятельности используются игры с природными материалами (шишки, камни, желуди, коробки с песком), опыты для установления детьми причин явления, связей и отношений между предметами и явлениями (ознакомление со свойствами песка, снега, воды, глины), проблемные ситуации (что ест кошка — мясо или конфету?), логические задачи экологической тематики («Помоги найти дорогу», «Что сначала, что потом?»), экологические проекты и модели, тематические презентации. В строительном уголке для конструктивной деятельности дети могут выбрать образцы разнообразных построек («Заповедник», «Зоопарк»). В природном уголке есть календарь – дети определяют время года, день недели, погоду на день. Вместе с детьми можно сделать карту полушарий с подобранными объектами животного и растительного мира («Птицы наших лесов», «Звери жарких стран», «Деревья» и т.д.), ребята могут отправиться в путешествие вокруг света, используя глобус, а листая большой красочный атлас, познакомиться с животным и растительным миром, полезными ископаемыми, промышленностью России.

Продуктивная деятельность часто является итогом предыдущих видов детской деятельности. Экологическая тема тесно переплетается с изобразительным и народно-прикладным искусством («Ветка рябины» — по мотивам хохломской росписи, «Кружевное чудо» по мотивам вологодских кружев, «Осенний парк» — техника рисования по мокрому).

 

 

13. Традиционные формы экологического образования дошкольников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: