Методики знакомства с растительным миром, с сезонными изменениями в природе на экскурсиях

Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач. Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и во второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер - качаются деревья, светит солнце - становится теплее. В средней группе представления детей о свойствах и качествах «предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы. В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений

 

Значение экспериментальной деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания.

Экспериментальная деятельность это целенаправленная деятельность, предполагающая активное воздействие экспериментатора (педагога, воспитателя) на изучаемую ситуацию и замер сдвигов в психологических, педагогических, поведенческих характеристиках обучающихся, происходящих под влиянием этого воздействия. Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по направлениям:- живая природа - неживая природа - человек. Перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:

- экспериментальная деятельность, организованная педагогом;

- познавательное занятии с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми

- долгосрочные наблюдения-эксперименты. Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

 

Использование опосредованных методов в образовательном процессе по формированию экологической культуры дошкольников

Метод обучения — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Слово "опосредовать" - это глагол, который обозначает выполнение действия не напрямую, а через посредника, получение результата переносом функции с одного объекта на другой. Им может выступать все что угодно: предмет, действие, знание, человек и т. д. Объект получает результат, не совершая прямолинейного действия для этого - опосредованно. Противоположное по смыслу понятие - непосредственно. То есть можно узнать, который сейчас час (непосредственно), посмотрев на часы или (опосредованно) спросив у кого-нибудь. Мы получаем информацию об окружающей среде посредством кожи (температура, влажность, характеристики материала и т. п.), глаз (свет, цвет, движение и т. д.), ушей (громкость, вибрации и т. п.). Но само это восприятие считается непосредственным, потому что дает нам ответы напрямую. Подставил руку под струю воды и определил, мокро и холодно, вытер полотенцем - тепло и сухо, а само полотенце мягкое и пушистое. Силы нашего зрения недостаточно, чтобы разглядеть далекие звезды и планеты - мы берем в посредники телескоп и изучаем их уже опосредованно. Оно базируется как раз на восприятии, которое мы получаем, используя органы чувств и рецепторы. Узнать о температуре воды можно, потрогав ее (непосредственно) или опустив в нее градусник (опосредованно). И нам совсем не нужны точные знания физических законов, повинуясь которым столбик ртути поднимается или опускается. Достаточно общих представлений о данном явлении. Так люди узнают о составе далеких звезд и планет, не используя ихне поднимаясь на них. Мы получаем эти данные благодаря знанию необходимых закономерностей, явлений, фактов. Наше мышление позволяет опосредовать это знание для другого объекта. То есть посредством теории движения планет мы можем узнать массу Урана, не взвешивая его.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: