Методические указания по выполнению практических работ

Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

Е.С.Шохолов_________________

«_____»________________20___г.

методические указания  по выполнению практических работ

    МДК 02.01 Управление коллективом исполнителей

Специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта    

 

 

 

Симферополь 20___


Составитель: Адиева Лемара Ибазеровна, Билык Анна Николаевна, преподаватели государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский автотранспортный техникум»

 

Методические указания для выполнения практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский автотранспортный техникум» по специальностям  23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Методические указания по выполнению практических занятий адресованы обучаемым очнойформы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практического занятия и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

 

Рассмотрено и одобрено на заседании

цикловой комиссии «Обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

 

Протокол № ___ от «_____» __________ 20___ г.

Председатель ЦК «_____»___________ Е.В. Макаровская


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Пояснительная записка 4
2. Требования к знаниям и умениям при выполнении практических занятий. 5
3. Правила выполнения практических работ. 6
4. Практические занятия, наименование и объем в часах 7
5. Практические занятия 1 раздела. 11
6. Практические занятия 2 раздела. 95
7. Список используемой литературы. 135
   

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Практическое занятие – это своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения обучаемых в решение разного рода учебно-практических познавательных задач. С помощью практических занятий у обучаемых формируется система общих и профессиональных качеств, репродуктивного освоения специальной деятельностью, опыт профессионального творчества в сфере выбранной профессии и специальности.

Практические занятия охватывают наиболее значимые разделы курса «Информационное обеспечение перевозочного процесса», предусматривающие формирование у обучающихся навыков и умений приложения теории к практике, решения профессиональных задач, и состоят из введения, собственно практической части и заключения (выводов).

На практических занятиях обучаемые овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсовой работы, учебной и производственной практики и дипломного проектирования.

Практические занятия соответствуют плану теоретических уроков по МДК.

Практическое занятие проводится в учебном кабинете.

Продолжительность занятия – 1 час 30 минут.

Этапы проведения практического занятия:

1. Инструктаж – в начале обучаемые знакомятся с целями и задачами занятия, формами отчетности, устанавливается готовность обучаемых к выполнению практического занятия.

2. Выполнение задания - обучаемым представляется полная самостоятельность, прибегая к помощи только в тех случаях, когда возникают общие для всей аудитории затруднения.

3. При постановке новых задач демонстрируются пути, алгоритмы их решения.

4. Анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучаемыми запланированными умениями. Критериями подготовленности обучаемых является: знание теоретических основ, владение практическими методами, умение делать логические построения, выделение сущности явления в изученном материале, правильность математических расчетов.

Практические занятия носят репродуктивный характер, то есть обучаемые пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:

· Тема и цель работы

· Пояснение к работе

· Порядок выполнения работы

· Таблицы исходных данных

· Контрольные вопросы

· Учебная и специальная литература.

Форма организации обучаемых на практических занятиях – фронтальная и индивидуально-групповая.

 

Хронокарта практического занятия

№ п/п Этапы и содержание занятия Время, мин
1 Вступительная часть

5

1.1. Объявление темы, цели занятия
1.2. Оценка готовности аудитории и обучаемых.
1.3. Характеристика содержания, порядка проведения и оценки результатов практической работы.
2 Актуализация теоретических знания обучаемых. 10-15
3 Самостоятельная занятие обучаемых под контролем преподавателя 30-40
4 Контроль качества знаний, умений и навыков обучаемых по теме занятия 15-20
5 Заключительная часть занятия

10-15

5.1. Обобщение, выводы по теме.
5.2. Оценка работы обучаемых на занятии

 

Требования к знаниям и умениям при выполнении   практических занятий

При выполнении практических занятий обучаемый должен:

Знать:

- Основы элементарных математических расчетов

- Основы эксплуатации  подвижного состава по ранее изученным дисциплинам

- теоретическое обоснование выполняемых расчетов по темам раздела.

- расчетные формулы, характеризующие использование элементов производственного процесса на транспорте.

Уметь:

- Заполнять необходимые формы отчетности

- Применять теоретические знания для выполнения расчетов, в соответствии с темой занятия

- Проводить расчеты с помощью калькуляторов

- Давать характеристику полученным результатам

- Составлять выводы о проделанной работе.

 


 

Правила выполнения практических занятий

1. Каждый обучаемый должен знать правила по технике безопасности и охране труда при работе в учебном кабинете.

2. Обучаемый должен прийти на практическое занятие подготовленным по данной теме.

3. После проведения работы обучаемый  представляет письменный отчет.

4. До выполнения практического занятия у обучаемого проверяют знания по выявлению уровня его теоретической подготовки по данной теме.

5. Отчет о проделанной работе следует выполнять в рабочей тетради в клетку (48 листов). Содержание отчета указано в описании практического занятия.

6. Таблицы следует выполнять карандашом, записи – синим или чёрным цветом пасты или чернил.

7. Зачет по данному практическому занятию обучаемый получает при положительных оценках за теоретические знания и отчет по практическому занятию, общий зачет или допуск к экзамену  – при наличии зачетов по всем практическим занятиям.

Отчет должен содержать следующие сведения:

1. Название занятия.

2. Цель занятия.

3. Ответы на контрольные вопросы

4. Краткое описание хода занятия.

5. Расчеты, таблицы, графики.

6. Вывод.

Приступая к выполнению практического занятия, обучаемый  должен внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического занятия, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практическому занятию обучаемые должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

При проведении в практических занятиях расчё­тов следует иметь в виду, для числовых значений рассчитываемых вели­чин достаточно 2 цифры, стоящих после запятой.

Отчеты о практическом занятии должны выполняться по приведенному алгоритму.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для сдачи промежуточной аттестации, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие обучаемый  должке найти время для ее выполнения или пересдачи.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя.


 

Критерии оценки выполнения практической работы:

Работа должна быть выполнена и сдана в установленные сроки. Оценка и зачет по практическим занятиям ставятся после проверки преподавателем отчета и устной защиты данной работы, т.е. комментариев обучаемого о выполнении практической работы.

В процессе проверки отчетов по практическим занятиям может быть выставлена оценка – зачет или незачет.

Оценка пять или зачет выставляются при условии правильного, осознанного выполнения всего объема работы, указанного в задании инструкционной карты при условии грамотного, логического и аккуратно оформленного отчета в соответствии требованиями к оформлению.

Оценка четыре или з ачет – отчет, в основном, удовлетворяет выше названным требованиям, однако допущены 2-3 несущественных ошибки.

Оценка три или зачет – ставится в том случае, когда студент показывает неглубокое понимание материала по теме работы или отчет оформлен неаккуратно, без учета требований к оформлению.

Оценка два или н езаче т – в отчете допущены существенные ошибки или не все пункты отчета выполнены, или имеются серьезные отклонения от требований к оформлению. В случае получения данной оценки обучаемый обязан выполнить работу заново.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, НАИМЕНОВАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ.

№ занятия Наименование разделов и тем количество часов содержание практического занятия

Раздел 1 Экономика на автомобильном транспорте

5

Тема 1.2.

Материально-техническая база предприятий автомобильного транспорта (МТБ ПАТ)

  Практическое занятие №1 Показатели использования основных средств
8   Практическое занятие № 2 Показатели эффективности использования оборотных средств                                                
11

Тема 1.3.

Технико-экономические показатели производственной деятельности

  Практическое занятие № 3 Расчет производственной программы по эксплуатации подвижного состава Практическое занятие № 3 Расчет производственной программы ТО и Р ПС
13   Практическое занятие № 4 Расчет численности работников АТП
15   Практическое занятие № 5 Проведение обработки данных и анализ результатов фотографии рабочего дня водителя (рабочего)
18   Практическое занятие № 6 Расчет фонда оплаты труда водителей и социальных отчислений
21   Практическое занятие № 7 Планирование затрат на материальные ресурсы
23   Практическое занятие № 8 Планирование себестоимости перевозки
25   Практическое занятие № 9 Расчет финансовых показателей по перевозке
28   Практическое занятие № 10 Расчет экономической эффективности научно-технических мероприятий

Раздел 2 Управление организацией

2

Тема 2.1. Менеджмент организации

 

  Практическое занятие 1 Комплексная оценка деловых качеств специалиста
3   Практическое занятие 2 Построение структурной схемы АТП.
7   Практическое занятие 3 Теория принятия управленческих решений
8   Практическое занятие 4 Теория принятия управленческих решений (повышение качества успеваемости в группе)
11   Практическое занятие 5. Мотивация деятельности работников организации
13   Практическое занятие 6. Определение среднеожидаемого значения результата предпринимательской деятельности
15   Практическое занятие 7. Подбор и расстановка персонала
16   Практическое занятие 8. Построение решетки менеджмента
18   Практическое занятие 9. Анализ кейсов «Конфликт в организации»
20   Практическое занятие 10. Выбор оптимального метода управления в конкретной ситуации
22   Практическое занятие 11. Определение объема информации для управления фирмой
23   Практическое занятие 12. Деловая беседа руководителя с подчиненными
25   Практическое занятие 13. Методика составления должностных инструкций
30 Тема 2.2. Менеджмент качества   Практическое занятие 14. Организация учета и контроля качества при выполнении перевозочного процесса (ТО и Р ПС)
35 Тема 2.4. Техническая и управленческая документация   Практическое занятие 15. Заполнение технической и управленческой документации по производственному подразделению
  Итого 30  

 


Раздел 1 Экономика на автомобильном транспорте

 

Практическое занятие № 1

Тема Показатели использования основных средств

Учебная цель: полученные знания должны стать базой для развития практического мышления обучаемого; актуализация раннее полученных знаний и способов действий; определить глубину изучения содержания учебных предметов.

Учебные задачи:

Научиться пользоваться алгоритмом решения задач.

Уметь грамотно оформлять и решать задачи.

Образовательные результаты:

Обучаемый должен:

иметь практический опыт:  применения основных знаний по теме «Материально-техническая база предприятий автомобильного транспорта (МТБ ПАТ)» при решение задач;.

знать: основные принципы расчета показателей использования основных фондов;

уметь: выполнять расчёты по формулам; давать характеристику полученным результатам

владеть: навыками работы с калькулятором.

Обеспечение занятия: варианты заданий, методические указания, тетрадь для практических занятий, линейка, ручка, карандаш, калькулятор.

 

Пояснение к работе.

 

Основные фонды определяют производственную мощность предприятия, характеризуют их техническую оснащенность, так как их основу составляют транспортные средства, оборудование и сооружения.

Обобщенную числовую характеристику объема всей совокупности основных средств получают в денежном выражении. Денежная оценка используется при изучении динамики объема основных средств. В зависимости от времени различают стоимости первоначальную, восстановительную и балансовую, от состояния - полную и остаточную.

Под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (Статья 257. НКРФ)

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов. Остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

 

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов определяется:

Сумма амортизационных отчислений за год

Где Тн – срок полезного использования ОС, год

Коэффициенты:

Обновления,

Выбытия

Износа

годности 

Фондоотдача

Фондоемкость

Фондовооруженность

Методические указания:

На основании исходных данных, приведенных в таблице 1, требуется поэтапно определить:

1. Среднегодовую стоимость основных производственных фондов

2. Сумму амортизационных отчислений за год

3. Показатели технического состояния основных производственных фондов: коэффициенты износа, обновления, годности и выбытия

4. Фондоотдачу, фондоемкость и фондовооруженность.

Вопросы к зачету:

1. Как определить стоимость износа

2. Как определить коэффициент обновления ОПФ

3. Как определить коэффициент износа ОПФ

4. Как определить коэффициент выбытия основных фондов

5. Как определить ФО,ФЕ и ФВ?

Основы экономики транспорта. М.А. Гуреева Издательство Академия, 2014 г.

6.  Используемая литература:


Таблица 1 – Исходные данные

Показатели

варианты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Списочное количество автомобилей на начало года, ед 42 55 85 20 45 60 55 35 63 15 50 20 10 25 24 18 16 8
Стоимость 1 автомобиля, млн.руб. 1,2 2,5 4,5 1,2 6,5 2,2 1,8 1,6 1,7 2,5 1,9 2,0 2,1 2,4 2,5 1,7 1,9 1,1
Стоимость зданий, сооружений и оборудования на начало года, млн.руб. 60,18 69,8 92,15 24,08 52,35 63,3 10,61 12,26 10,88 11,37 9,8 8,8 12,4 45,7 12,4 23,5 20,8 28,4
Срок полезной эксплуатации, лет (автомобили/остальное) 5/9 4/10 5/9 4/10 5/9 4/10 5/9 4/10 5/9 4/10 5/9 4/10 5/9 4/10 5/9 4/10 5/9 4/10
Пополнение/выбытие основных фондов по месяцам, тыс.руб                                    
Апрель 41,2/0   17,4/2,3     4,5/19,3   27,8/0 4,6/0         19,3/8,9   27,8/0 4,6/0  
Июнь   0/7,3   18,5/0 32,2/0         30,4/5,8 5,6/18 18,5/0 3,2/0         28,4/5,8
Август 0/11,4       14,7/5,2 0/12,4   64,4/10,3     33,0/1,2   24,7/5,2 0/12,4   64,4/10,3    
Сентябрь   0/18,4   5,2/4,5     0/51,2   71,5/0     5,2/4,5     0/51,2   41,5/0  
Октябрь 47,3/28,1   73,3/36,9 13,0/6,5   6/13,9   21,8/7,5   18,3/5,8 26,2/27,6 23,0/6,5   6/13,9   21,8/7,5   18,3/5,8
Ноябрь         0/12,4   24,7/0   0,56/6,98 0/13,4     0/12,4   24,7/0   0,56/6,98 0/13,4
Декабрь 87,6/10,2 73,3/36,9 24,7/12,5       21,6/8,9 2,4/5,4   15/18         21,6/8,9 2,4/5,4   15/18
Годовая сумма доходов, млн.руб. 165,87 310,95 711,97 72,12 517,2 292,9 164,4 102,39 176,97 73,30 157,2 73,2 50,1 158,5 108,6 81,15 76,8 55,8
Численность работников, чел. 67 88 136 32 72 96 88 56 101 24 80 32 16 40 38 29 26 13

 

Практическое занятие № 2

Тема: Показатели использования оборотных средств.

Цель: полученные знания должны стать базой для развития практического мышления обучаемых; актуализация раннее полученных знаний и способов действий; определить глубину изучения содержания учебных дисциплин.

Учебные задачи:

Научиться пользоваться алгоритмом решения задач.

Уметь грамотно оформлять и решать задачи.

 

Образовательные результаты:

Обучаемый должен:

иметь практический опыт:  применения основных знаний по показателям использования оборотных средств при решение задач;

знать: основные принципы формирования оборотных средств на предприятии;

уметь: выполнять расчёты по формулам; давать характеристику полученным результатам

владеть: навыками работы с калькулятором.

 

Обеспечение занятия: варианты заданий, методические указания, тетрадь для практических занятий, линейка, ручка, карандаш, калькулятор.

 

Содержание работы:

Ответить на теоретические вопросы:

1. Что называется оборотными средствами?

2. Что относится к оборотным фондам и фондам обращения?

3. Что называется нормативом собственных оборотных средств предприятия?

4. С чем связано ускорение оборачиваемости оборотных средств?

Определить следующие показатели:

1. среднегодовую стоимость нормируемых оборотных средств

2. продолжительность одного оборота оборотных средств

3. количество оборотов

4. степень загрузки оборотных средств

5. заполнить таблицу 3 - Показатели расхода производственных запасов.

6. оформить отчет

 

Методические указания

Используемые показатели:

 - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, руб

, дни

- общая сумма дохода (валовая выручка), руб.

 - количество оборотов

- количество календарных дней (365 дней)

 – коэффициент закрепления оборотных средств

 

 

Необходимые расчеты

 

1. Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств

2. Количество оборотов ОС (коэффициент оборачиваемости). 

3. Продолжительность одного оборота ОС

4. Коэффициент закрепления ОС

 

Для того чтобы определить среднегодовую стоимость нормируемых оборотных средств необходимо заполнить таблицу 1. После этого, в формулу 1, подставить данные из последнего столбца.

 

Таблица 1 – Определение среднеквартального остатка ОС

Месяцы

сумма балансовых остатков, тыс.руб

среднемесячный остаток, тыс.руб.

среднеквартальный остаток, тыс.руб

на начало месяца на конец месяца
январь 22 24 (22+24):2=23

 =(23+?+?):3=

февраль 24 30 ?
март 30 41 ?
апрель 41 37 ?

?

май 37 38 ?
июнь 38 40 ?
июль 40 42 ?

?

август 42 50 ?
сентябрь 50 51 ?
октябрь 51 49 ?

?

ноябрь 49 52 ?
декабрь 52 56 ?

 


 

Таблица 2 – Показатели эффективности использования оборотного капитала

Наименование показателя

Значения показателя

Процент изменения

За базисный год За отчетный год
Валовая выручка, тыс.руб. 4897230 5024740  

Среднегодовой остаток, тыс.руб

- Материальных запасов

- Дебиторской задолженности

- Денежных средств

Всего оборотного капитала

- - -
114086 116637  
229236 253717  
96127 99134  
     

Коэффициент оборачиваемости

- Материальных запасов

- Дебиторской задолженности

- Денежных средств

Всего оборотного капитала

- - -
     
     
     
     

Средняя продолжительность одного оборота в днях

- Материальных запасов

- Дебиторской задолженности

- Денежных средств

Всего оборотного капитала

- - -
     
     
     
     

Коэффициент закрепления

- Материальных запасов

- Дебиторской задолженности

- Денежных средств

Всего оборотного капитала

- - -
     
     
     
     

Вопросы к зачету:

1. Как определяется среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств

2. Как определяется коэффициент оборачиваемости

3. Как определяется продолжительность одного оборота ОС

4. Как определяется степень загрузки ОС

5. Как определяется изменение показателей расхода производственных запасов

Используемая литература:

 

Основы экономики транспорта. М.А. Гуреева Издательство Академия, 2014 г.

 


 


Практическое занятие № 3

Тема: Планирование производственной программы по ТО и ремонту подвижного состава автотранспортного предприятия.

Цель: приобрести практические навыки расчета коэффициентов технической готовности и выпуска парка, количества обслуживаний и трудоемкости по ТО и ремонту автомобилей.

Методическое обеспечение работы: варианты заданий, калькуляторы, справочные и нормативные материалы.

 

Содержание работы:

1. Скорректировать нормативные пробеги с учетом коэффициента, учитывающего категорию условий эксплуатации.

2. Определить количество воздействий технического обслуживания.

3. Определить общую трудоемкость работ по ТО и ремонту автомобилей.

4. Определить коэффициенты технической готовности и выпуска парка.

 

Методические указания.

Таблица 1 – Исходные данные

Наименование показателей Условные обозначения Единицы измерения Значение показателя
Модель автомобиля

 

Количество автомобилей Асс ед.  
Средняя техническая скорость Vт км/ч  
Среднесуточный пробег Lсс км  
Дни работы парка в году Др.п дн.  
Дни работы Др дн.  

 

Таблица 2 – Нормативные данные

Наименование показателей Условные обозначения Единицы измерения Значение показателя
1. Норма пробега до КР Lн КР км  
2.Норма периодичности воздействия ТО-1 Lн ТО-1 км  
3. Норма периодичности воздействия ТО-2 Lн ТО-2 км  
4.Коэффициент корректирования по условиям эксплуатации К1    
5.Норма простоя в ТО и ремонте dнТО,Р дни/1000 км  
6.Норма простоя в КР dнКР дн.  
7. Норматив трудоемкости воздействий ЕО tнЕО чел.-ч  
8. Норматив трудоемкости воздействий ТО-1 tнТО-1 чел.-ч  
9.Норматив трудоемкости воздействий ТО-2 tнТО-2 чел.-ч  
10. Норматив трудоемкости ТР tнТР чел.-ч/1000 км  

 

1. Определяем скорректированную периодичность ТО-1

LТО-1 = Lн ТО-1 1

2. Определяем скорректированную периодичность ТО-2

LТО-2 = Lн ТО-2 1

3. Определяем скорректированный пробег до капитального ремонта

LКР= Lн КР 1

4. Расчет технических воздействий за год.

Количество КР:                     ,

Количество ТО-2:               ,

Количество ТО-1:                     ,

Количество ЕО:     

5. Расчет годовой трудоемкости технических воздействий

Трудоемкость ЕО:       ТЕО = tн ЕО *NЕО * Км ,

где Км – коэффициент, учитывающий механизацию УМР (Км = 0,5…1,0);

Трудоемкость ТО-1:       ТТО-1 = tн ТО-1 * NТО-1,

Трудоемкость ТО-2:       ТТО-2 = tн ТО-2 * NТО-2,

Трудоемкость ТР:            ; чел-ч

 6. Определяем общую трудоемкость ремонтных работ:

Тобщ = ТЕО ТО-1 + ТТО-2 + ТТР; чел-ч

7. Определяем объем вспомогательных работ:

Твсп = 0,3* Тобщ ; чел-ч

8. Определяем расчет коэффициента технической готовности парка

,

где ДКР – продолжительность нахождения автомобиля в КР, дн.

ДКР = dнКР + dд,

dд – продолжительность доставки автомобиля в КР на АРЗ и обратно;         

  (dд = 10…20 % от dнКР ).

9. Определяем коэффициент выпуска парка

,

где и – коэффициент, учитывающий простои технически исправных автомобилей;

           ( и = 0,93…0,97);

    Полученные значения заносим в таблицу 3

Таблица 3 – Производственная программа

№ п/п Технические воздействия Количество технических воздействий Трудоемкость работ, чел-ч
1 ЕО    
2 ТО-1    
3 ТО-2    
4 ТР    
  Всего    

 

 

Практическое занятие № 4

 

Тема: Определение численности работников АТП.

Цель: полученные знания должны стать базой для развития практического мышления обучаемых; актуализация раннее полученных знаний и способов действий; определить глубину изучения содержания учебных предметов.

Учебные задачи:

Научиться пользоваться алгоритмом решения задач.

Уметь грамотно оформлять и решать задачи.

 

Образовательные результаты:

Обучаемый должен:

иметь практический опыт:  применения основных знаний по теме «Статистический учет автотранспортных предприятий» при решение задач;

знать: основные принципы формирования и учета трудовых ресурсов на предприятии;

уметь: выполнять расчёты по формулам; давать характеристику полученным результатам

владеть: навыками работы с калькулятором.

 

Обеспечение занятия: варианты заданий, методические указания, тетрадь для практических занятий, линейка, ручка, карандаш, калькулятор.

Содержание работы:

Ответить на теоретические вопросы:

1. Производственные кадры это?

2. Какие категории работников относятся к производственным кадрам?

3. Виды норм труда?

4. Что называется производительностью труда?

5. Что называется заработной платой?

6. Принцип построения тарифной системы оплаты труда

7. Формы тарифной системы оплаты труда

8. Перечислить виды надбавок и премии к заработной плате водителей

9. Какая форма оплаты труда, по вашему мнению, наиболее прогрессивная в наше время.

Определить следующие показатели:

1. Среднесписочное число работников за месяц всего и по категориям, средняя явка работников.

2. Долю водителей в общей численности явившихся работников

3. Коэффициент оборота рабочей силы

4. Коэффициент оборота рабочей силы по увольнениям и приема на работу

5. Определить величину полного фонда заработной платы работников АТП и среднедневную заработную плату

6. По полученным результатам сделать вывод

7. Оформить отчет.

 

Пояснение к работе

При изучении трудовых ресурсов статистика характеризует численность и состав работников предприятия, соответствие фактической численности установленным планам (регламентной численности), динамику численности и устойчивости состава работников, исчисляет и анализирует показатели использования рабочего времени, проводит специальные обследования для выявления потерь рабочего времени, изучения профессионального состава, развития различных форм организации труда.

В формах статистической отчетности по труду приводится два показателя количества работников – списочная и среднесписочная число работников. Списочное – это число работников, которые значатся в списке АТП на определенную дату независимо от того, работали они или отсутствовали по различным причинам. Среднесписочная численность работников определяется делением суммы списочного числа за все дни отчетного периода на общее число дней. Сумму списочных чисел определяем по данным табельного учета как сумму дней явок и неявок на работу.

Кадровый состав АТП

I.   Производственный персонал (основной деятельности)

- водители - перевозка грузов, пассажиров и обслуживание населения.

- Кондукторы

- Ремонтные рабочие - осуществляют ТО и РПС.

- Вспомогательные рабочие - обслуживание ТО и ремонт оборудования. К ним относятся рабочие ОТМ, ОТК, по уборке цехов, по обслуживанию складов (механики, уборщики, грузчики, водители-перегонщики)

- Служащие - работники, обеспечивающие процесс производства- аппарат управления).

Весь производственный персонал в целях управления отчетности подразделяются на две группы:

- рабочие - водители, кондукторы, ремонтные рабочие и вспомогательные.

- Служащие - руководители, специалисты и технические исполнители.

Руководители - начальники отделов, директор, зам. директор, глав. экономист, гл. инженер.

Специалисты — инженер, техник, бухгалтер, экономист.

Технические исполнители - кассир, экспедитор, контролер, инкассатор, ревизор, диспетчер.

II.  Непроизводственный персонал:

- работники занятые ремонтом зданий и сооружении, жилищного хозяйства. МОП (младший обслуживающий персонал -дворники, уборщицы, курьеры)

- работники медицинских пунктов, санаториев, детских садов,
находящихся на балансе АТП.

 

 

Методические указания

Используемые показатели:

к– человеко-дни календарные– сумма 2 столбца таблица 1

 - календарные дни месяца

 - среднесписочное количество работников АТП, чел

 - человеко-дни явочные– сумма 3 столбца таблица 1

 - среднеявочное число работников, чел.

 – доля водителей в среднеявочной численности работников

 - среднеявочная численность водителей, чел

 - коэффициент оборота рабочей силы

 - соответственно число принятых и уволившихся работников за месяц

 - производительность труда, т/чел

 - среднеявочная численность водителей, чел

 

Необходимые формулы

Исходные данные представлены в таблице 1

 - Определить по каждой категории работников

Таблица 1 - Данные АТП табельного учета за февраль месяц 

Число месяца

Число работников по списку

Из них явились на работу

всего

в том числе

специалистов служащих водителей рем.рабочих
1 125 124 25 12 162 25
2 125 124 25 12 162 25
3 126 124 25 12 162 25
4 126 124 25 12 162 25
5 126 124 25 12 162 25
6 129 129 26 13 164 26
7 129 129 26 13 164 26
8 129 - - - - -
9 129 129 26 13 164 26
10 128 127 25 13 164 25
11 126 126 25 13 163 25
12 126 126 25 13 163 25
13 125 126 25 13 163 25
14 125 126 25 13 163 25
15 125 - - - - -
16 125 126 25 13 163 25
17 125 124 25 12 162 25
18 126 126 25 13 163 25
19 126 126 25 13 163 25
20 126 126 25 13 163 25
21 126 126 25 13 163 25
22 126 - - - - -
23 126 126 25 13 163 25
24 127 126 25 13 163 25
25 127 127 25 13 164 25
26 127 127 25 13 164 25
27 129 129 26 13 164 26
28 129 129 26 13 164 26
ИТОГО к?  ?  ?  ?  ?  ?

 

1. Фонд рабочего времени водителя
   Фр.в. = (Дк – Дв – Дп – До – Ду)*Тсм – Дсс*Тсс,ч                        
где Дк – дни календарные, дн.;

Дв – дни выходные, дн.;

Дп – дни праздничные за период, дн.;
До - продолжительность очередного отпуска, дн. (До=28 дн.);
Ду – дни отсутствия по уважительной причине, дн. (Ду=5-7 дн.);
Тсм – продолжительность рабочей смены, ч.;
Дсс – дни, когда сокращается рабочая смена, дн.;
Тсс = 1 ч – время сокращения рабочей смены.

    Фонд рабочего времени рассчитывается по шестидневной или пятидневной рабочей неделе. Дни выходные, праздничные и сокращения рабочей смены определяются согласно расшифровке рабочего времени каждого года.

5. Численность ремонтных рабочих

                                       

где Кпт  - коэффициент, учитывающий повышение производительности труда

           (Кпт = 1,05);

6. Определяем средний разряд ремонтного рабочего

,

где ni – i-тый разряд ремонтного рабочего;

  Ni – количество ремонтных рабочих i-того разряда, чел.

7. Численность вспомогательных рабочих

 

Вопросы к зачету:

Как определяется:

- среднесписочное количество работников АТП

- среднеявочное число работников

- численность ремонтных рабочих

- коэффициент оборота рабочей силы

- коэффициент текучести кадров

- производительность труда

Используемая литература:

Основы экономики транспорта. М.А. Гуреева Издательство Академия, 2014 г.

 


 

Практическое занятие № 5

Проведение обработки данных и анализ результатов фотографии рабочего дня рабочего

 

Цель: полученные знания должны стать базой для развития практического мышления обучаемого. Уметь грамотно оформлять и решать задачи.

Образовательные результаты:

Обучаемый должен:

иметь практический опыт:  применения основных знаний по теме «Технико-экономические показатели производственной деятельности» при решение задач;.

знать: основные принципы расчета показателей эффективности мероприятий;

уметь: выполнять расчёты по формулам; давать характеристику полученным результатам

владеть: навыками работы с калькулятором.

Обеспечение занятия: варианты заданий, методические указания, тетрадь для практических занятий, линейка, ручка, карандаш, калькулятор.

 

Методические указания:

Исследование затрат рабочего времени проводится с целью получения достоверной информации о фактических затратах рабочего времени, накопления информации для разработки нормативов и норм, выявления причин невыполнения установленных норм, определения возможностей устранения потерь рабочего времени и т.п.

В данной практической работе будет использован метод непосредственных замеров затрат рабочего времени ремонтного рабочего, один из видов наблюдений – хронометраж.

Хронометраж – это вид наблюдения, при котором изучаются циклически повторяющиеся элементы операции или трудового процесса. Объектом хронометража является технологическая операция или ее отдельные части.

К основным целям проведения хронометражных наблюдений относятся: установление фактической продолжительности основных и вспомогательных элементов производственной операции, выявление причин невыполнения норм времени (выработки), установление новых или уточнение действующих норм труда.

Хронометраж предусматривает последовательное выполнение четырех этапов:

1. Подготовка к проведению хронометража. Имеет специфические особенности: во-первых, рабочий, которого выбирали для проведения хронометража, должен совершенно знать данную операцию, владеть всеми приемами работы, во-вторых, наблюдатель, должен более тщательно познакомиться с работой, определить составные элементы операции, их технологическую последовательность. Установить фиксажные точки, которые характеризуют начало и конец операции.

2. При проведении хронометража наблюдатель осуществляет замеры времени на выполнение каждого элемента операции. Эти замеры заносятся в бланк хронометражной карты (табл.1)

3. Обработка данных хронометража предполагает определение продолжительности элементов операции, коэффициентов устойчивости и средней продолжительности операции в целом.

4. Анализ результатов хронометражных наблюдений. Начинается с сопоставления данных о режиме работы оборудования с параметрами, которые регламентируются техническим паспортом и нормативами, далее выявляют возможности сокращения продолжительности отдельных элементов операции.


 

Задание:

1. Ответить на теоретические вопросы:

a) Назовите основные виды затрат рабочего времени.

b) Приведите примеры затрат рабочего времени.

2. Необходимо обработать хронометражные наблюдения за выполнением операции по обточке детали на токарном станке. (табл1.) и определить норму штучно-калькуляционного времени.

 

Пояснения к таблице 1.

Продолжительность элементов операции (П) определяется как разность между конечным и начальным значением текущего времени (Т)6 в первом наблюдении счет ведется с нуля (начало наблюдения), то есть продолжительность первого элемента операции составляет 10 с-0=10с; второго 14с-10с=4с; третьего 2мин01с-14с=1 мин 47 с. и т.д. Для контроля надо сложить продолжительности выполнения всех элементов операции и сравнить с текущим временем последнего элемента(0:10+0:04+1:47+0:03+0:06=2:10).

Продолжительность первого элемента второго наблюдения определяется как разность между конечным временем первого элемента и конечным временем последнего элемента первого наблюдения: 2:21-2:10=0:11.

Таким же образом рассчитывается продолжительность всех элементов операции.

Для удобства расчетов значения продолжительности элементов приводят к одним измерениям: мин. Или секундам.

Далее определяются фактические коэффициенты устойчивости хронометражных рядов (ряд значений продолжительностей отдельных замеров элемента операции):

 

Где  - соответственно максимальное и минимальное значения данного хронометражного ряда.

Значение фактических коэффициентов устойчивости сравниваются с нормативными. Для станочных работ =1,8

Устойчивым считается хронометражный ряд, в котором:

Если ряды неустойчивые, то есть в них присутствуют ошибки в замерах (дефекты). Тогда из этих рядов надо исключить максимальное или минимальное значение и снова проверить устойчивость хронометражного ряда.

С учетом результатов обработки хронометражных рядов определяется суммарная и средняя продолжительность операции.

Средняя продолжительность каждого элемента и операции в целом определяется как:

 

Где  - продолжительность i-го элемента операции по отдельным замерам, с.

 - количество замеров в устойчивом хронометражном ряду.

Общая сумма по всем элементам операции составляет оперативное время, которое служит основой нормы штучно-калькуляционного времени.

 

Продолжительность подготовительно-заключительного периода рассчитывается исходя из норматива 18 мин. на 7 ч. рабочей смены, то есть 2,6 мин на 1час работы.

Время на обслуживание рабочего места и на отдых и личные надобности зависит от оперативного времени и составляет соответственно 3 и 2% от Топ.


Таблица 1 – Хронометражная карта.

Предприятие ОАО «АТП 14355»

Участок - токарный

Наименование операции: обточка детали на токарном станке.

Норма времени – 140 сек

Цель наблюдения: проверка нормы времени.

Оборудование: токарный станок

Ф.И.О. рабочего -

Разряд - 3

Стаж работ 6 лет

Продолжительность наблюдения – 23-08

Наименование элементов операции

Фиксажная точка

Номер наблюдения

1

2

3 4 5 6 7

8

9 10

1. Установить деталь в патроне

Отнятие руки

Т 0-10

2-21

4-45 7-21 9-35 12-04 14-32

16-31

18-56 21-07

 

 

 

 

1,8

П  

 

         

 

   

2. Включить станок, подвести резец.

Появление стружки

Т 0-14










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow