Тема 9. Внешние эффекты и их регулирование

1. Общая характеристика внешних эффектов

1.1. Природа, причины возникновения и формы проявления внешних эффектов.

1.2. Внешние эффекты и эффективность

2. Внешние эффекты: проблема неэффективности и пути ее решения

2.1. Государственное регулирование отрицательных экстерналий

2.2. Государственное регулирование положительных экстерналий

3. «Провалы рынка» и практика государственного регулирования внешних эффектов

3.1. Анализ мирового опыта решения проблемы экстерналий

3.2. Российская практика регулирования внешних эффектов (на конкретном примере)

Тема 10. Экономия на масштабе в теории и на практике.

1. Поведение фирмы в долгосрочном периоде

1.1. Особенности долгосрочного периода деятельности фирмы

1.2. Эластичность предложения в долгосрочном периоде

2. Эффект масштаба и структура отраслей экономики

2.1. Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства

2.2. Оптимальный размер предприятия и процессы интеграции

3. Последствия действия эффекта масштаба

3.1. Эффект масштаба и монополизация экономики

3.2. Эффект масштаба производства и научно-технический прогресс

 

Тема 11. Анализ функционирования рынка труда.

1. Сущность и особенности функционирования рынка труда

1.1. Развитие взглядов классиков на проблемы ценообразования на рынке труда

1.2. Концепция человеческого капитала

2. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

2.1. Равновесие на конкурентных рынках труда

2.2. Процесс двухсторонней монополизации рынка труда

3. Анализ современного состояния рынка труда

3.1. Формирование и развитие рынка труда в переходной российской экономике

3.2. Анализ состояния рынка труда (на примере города, региона, отрасли…)

 

 

Тема 12. Рынок и неполнота информации.

1. Выбор в условиях риска и неопределенности

1.1. Ожидаемая полезность

1.2. Измерение риска и пути его снижения

2. Асимметрия информации и неполные рынки

2.1. Сущность и последствия ассиметричной информации. Преодоление асимметрии информации

2.2. Необходимость рыночных сигналов в условиях неопределенности

3. Рынок труда как рынок с ассиметричной информацией

3.1. Рыночные сигналы на рынке труда

3.2. Теория эффективной заработной платы

 

Тема 13. Потери от монополизации: теория и российская практика.

1. Экономическая сущность и причины образования монополий

1.1. Монополизация экономики как результат действия объективных экономических законов

1.2. Монополизация экономики как один из «провалов» рынка

2. Источники и измерение монопольной власти

2.1. Источники монопольной власти (эластичность рыночного спроса, положительный эффект масштаба, взаимодействие между фирмами…)

2.2. Методы измерения степени монополизации рынка

3. Монополизм экономики России и его последствия

3.1. Оценка монополизации экономики страны и ее отраслей

3.2. Издержки монопольной власти для общества и пути ее ограничения

 

Тема 14. Экономическая политика государства и ее влияние на микроэкономические процессы.

1. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне

1.1. Цели и средства государственного регулирования экономики

1.2. Антимонопольная политика государства

2. Государственное воздействие на цены

2.1. Последствия прямого вмешательства в ценообразование

2.2. Воздействие на цены посредством налогов и дотаций

3. Эффективность государственного вмешательства в экономику России в к.ХХ – н.ХIХ века

3.1. Особенности российского антимонопольного законодательства

3.2. Воздействие государства на в период становления и развития рыночной экономики

 

Тема 15. Фирма как субъект рыночной экономики.

1. Природа фирмы

1.1. Сущность и основные концепции фирмы

1.2. Типы предпринимательских фирм, их преимущества и недостатки

2. Общие принципы поведения фирмы на рынке

2.1. Мотивация деятельности фирмы, ее цели и задачи

2.2. Производственная функция фирмы

3. Роль фирмы в рыночной экономике

3.1. Фирма и трансакционные издержки

3.2. Роль фирмы в регулировании микроэкономических процессов

 

 

Тема 16. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.

1. Роль сектора домохозяйств в рыночной экономике

1.1. Домашние хозяйства как собственники факторов производства

1.2. Домашние хозяйства как потребители товаров и услуг

2. Теории потребительского выбора

2.1. Кардиналистская концепция и оптимальный выбор потребителя

2.2. Оптимальный выбор в ординалистской концепции

3. Практическое применение теорий потребительского поведения

3.1. Построение функций спроса на анализируемые товары

3.2. Анализ эффектов дохода и замещения на базе ординалистских моделей потребительского выбора

 

Тема 17. Поведение фирмы в краткосрочном периоде.

1. Мотивация деятельности предпринимательской фирмы

1.1. Издержки производства и прибыль: бухгалтерский и экономический подходы к их оценке

1.2. Производственная функция и издержки

2. Оптимизация деятельности фирмы в краткосрочном периоде

2.1. Условие максимизации прибыли

2.2. Условие банкротства фирмы в краткосрочном периоде

3. Особенности поведения фирм на разных типах рынка в краткосрочном периоде

3.1. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции

3.2. Поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции (желательно с использованием реальных данных и примеров)

 

Тема 18. Концепция эластичности спроса и ее практическое применение.

1. Сущность концепции эластичности

1.1. Понятие и основные свойства эластичности

1.2. Виды эластичности спроса и предложения

2. Методы расчета коэффициентов эластичности

2.1. Точечная эластичность спроса

2.2. Дуговая эластичность спроса

3. Практическая значимость исследований эластичности

3.1. Анализ эластичности и его роль в принятии решений фирмой

3.2. Использование эластичности при разработке программ государственного регулирования рынка

 

Тема 19. Функционирование рынка капитала.

1. Капитал как фактор производства

1.1. Денежный и реальный капитал.

1.2. Критерии целесообразности приобретения факторов производства

2. Ценообразование на рынке денежного капитала

2.1. Спрос и предложение на рынке денежного капитала. Номинальная и реальная процентная ставка.

2.2. Целесообразность реальных инвестиций. Процедура дисконтирования

3. Анализ российского рынка капитала.

3.1. Формирование рынка капитала в условиях переходной экономики

3.2. Реальные инвестиции в экономику России как процесс превращения денежной формы капитала в производительную: проблемы и перспективы.

 

Тема 20. Рынок природных ресурсов.

1. Развитие взглядов на функционирование рынка земли.

1.1. Особенности земли как фактора производства. Классические теории земельной ренты

1.2. Ценообразование в условиях неэластичного предложения

2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов

2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов

2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике

3. Рынок возобновляемых природных ресурсов

3.1. Особенности аграрного сектора экономики.

3.2. Аграрный рынок России.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: