Авторская самодеятельность в наше время представлена многими видами объединений, групп, в основе рабаты которых лежит возможность творческого проявления отдельной личности. Широкое распространение получила литературная самодеятельность, существующая в форме литобъединений самодеятельных поэтов, прозаиков, мемуаристов и журналистов. Не менее широко представлена группа объединений па отдельным видам изобразительного искусства: студии скульптуры, живописи, графики. Новый вид искусства уверенна осваивает массовая фотосамодеятельность, существующая в форме фотоклубов. Все большее распространение получает самодеятельное авторства в музыкальных жанрах (группы самодеятельных композиторов, авторы в составе ВИА, оркестров народных инструментов, клубы самодеятельной песни). Кинолюбительство развивается и как вид индивидуального, и как вид группового, коллективного авторства, где участники, правда, выступающего только в авторской роли, но и в других «ролях» операторов, режиссеров и т.д.
На авторском уровне все чаще проявляют себя отдельные участники или даже целые коллективы агитбригад.
Как отдельный, оригинальный вид самодеятельного авторства можно рассматривать сценарную рабату клубных активистов по созданию литературно-музыкальных композиций, программ-сценариев ритуалов, обрядов, праздников, тематических вечеров, конферанса для ведущих на массовых мероприятиях.
Социологи и психологи единодушны в там, что рост образования и культуры обязательна будет приводить и уже приводит к развитию и формированию личности более сложной и духовно богатой; потребность такой личности в непосредственном художественном осмыслении действительности, в авторской художественной деятельности возрастает и будет возрастать.
Эта исторически сложившаяся, закономерная ситуация требует известной перенастройки кадров культурно-просветительных работников в их отношении к авторской самодеятельности. И здесь необходимы совершенно иные критерии авторской самодеятельности, нежели те, которые прежде были в ходу, отвечали требованиям своего времени.
В первые послеоктябрьские десятилетия авторская самодеятельность получила довольно широкое развитие. Ярчайшие события революции, гражданской войны, перестройка старого мира находили художественно-образное отражение в частушках и песнях. Их складывали солдаты, революционная молодежь, рабочие, крестьяне. Обобщенные художественные образы буржуя-капиталиста, кулака-мироеда и других врагов народа, а также обобщенные образы рабочего, борющегося с капиталом, возникали на самодеятельных плакатах, превращались в действующие персонажи революционных праздников и манифестаций.
Самодеятельность революционной эпохи была собственно прямой реакцией трудящихся на переживаемые события, и эта реакция требовала именно авторских форм - возможности высказаться, выразить себя, свое отношение к происходящему. Не случайно в известном ленинском высказывании о художественной самодеятельности в перечне ее видов преобладают авторские. В. И. Ленин говорил: «Хорошо, когда наши рабочие сочиняют свои пьесы, пишут стихи, издают журналы и книги, играют на сцене своих клубов, что они проявляют свае творчества во всех видах искусства и совершенствуются в этом...».
Знаменательный момент истории самодеятельности представляет время «трамов», «синей блузы», когда массовая самодеятельность заявила а себе как об оригинальном художественно-общественном явлении, не дублирующем искусства профессиональное, когда она явила собой новое направление авторской работы - коллективное.
Позднее авторскую самодеятельность несколько потеснила самодеятельность исполнительская. Объясняется это причинами общественно-исторического характера. Успехи культурной революции пробудили потребность масс в овладении всеми художественными богатствами, которые накопило человечество в течение своей истории. В решении этой задачи – овладении культурным наследием – исполнительская самодеятельность представляла наиболее благоприятные возможности. Однако следует прямо сказать, что имела место и недооценка авторской самодеятельности, «продукция» которой была якобы де полностью примитивной, несовершенной в художественном отношении.
В настоящее время мы являемся свидетелями подъема, усиления авторской самодеятельности, хотя взгляд на нее как на второстепенный вид самодеятельности до конца не изжит. Ей уделяется меньше внимания в методической печати. Она меньше исследована. Для многих жанров этой самодеятельности пока не готовятся кадры руководителей. Особенности творческого и педагогического процесс а в авторских видах самодеятельности почти не получили отражения в специальной литературе.
Авторское творчество называют иногда «первичным», так как творческая реализация индивида осуществляется в нем наиболее непосредственно. Собственное отношение к объекту, собственная реакция на действительность и есть начало всякого творческого акта. Другим его моментом является способность выразить, передать это свое отношение в выразительной образной форме.
Субъективная ценность авторства как средства развития и совершенствования личности определяется тем, что оно требует от человека высокой духовной активности, самостоятельности, побуждает человека к поиску в себе самом и в окружающем мире истины, одухотворенности, ценности, которыми можно было бы поделиться с другими. Авторское представляет человеку максимальные возможности для самопроявления, раскрытия себя, своей неповторимости в действии и в результате. Авторство - важнейшее средство развития и саморазвития личности, формирования чувства ответственности, гражданственности и самоуважения. Включение человека в авторские формы деятельности мощное средство педагогики.
Богатство творящей индивидуальности как первоосновы творчества - закономерность и профессионального, и непрофессионального искусства. Художественное обучение не может заменить или скрыть бедность, ординарность личности. Обучение, школа в авторской деятельности развивает способности и навыки выражения, но если выражать нечего, любая школа окажется бессильной. Если в своем стихотворении, картине, фильме человеку нечего сказать, никакое мастерство рифмосочетания, никакое знание законов композиции или монтажа не помогут превратить поделку в художественное произведение. И наоборот, если человек интересен, обладает жизненным опытом, имеет оригинальные взгляды, суждения, умеет тонко чувствовать, чутко воспринимать жизнь, он может пытаться найти художественное выражение своего. Миропонимания и мироощущения.
Изучение наиболее интересных явлений самодеятельного авторского творчества убеждает, что основой творческого процесса здесь является непосредственная самореализация субъекта. Художественная ценность результата зависит при этом от самобытности, индивидуальной особенности проявления художественного вкуса и меры при воплощении жизненного материала.
Огромный интерес у художников-профессионалов и любителей изобразительного искусства вызывает творчество художников-самоучек, многие Из которых были выявлены, поддержаны, представлены публике усилиями работников Центрального Дома народного творчества им. Н.К.Крупской. Константин Панков, Бронюс Завадскис, Шалва Марадишвили, Мария Примаченко и имена других многих советских самодеятельных художников известны сегодня далеко за пределами нашей страны. Работы Марии Примаченко - колхозницы из села Болотня Киевской области, которая нигде не училась, но тем не менее сложилась в интересного мастера, - с огромным успехом демонстрировались на выставках в СССР, Польше, Болгарии, Франции, Канаде. Увидев выставку работ М.Примаченко в Париже, Пабло Пикассо, скупой на похвалы современных ему художников, сказал: «Я преклоняюсь перед этим чудо-искусством гениальной украинки».
Работы таких художников пленяют именно раскованностью и непосредственностью художественного отклика, художественной реакции на жизнь. На деревьях Примаченко, например, цветут ромашки величиной с коровью голову; колодец до краев полон молока; фантастических красных плодов на ветках в саду больше, чем листьев. Фантазия и наивность, неожиданность и смелость в использовании метафоры и гротеска - подлинна народная поэтика - находят здесь яркое выражение.
Общественная ценность непрофессионального авторства определяется тем, что она есть непосредственная, свободная (и от профессиональной ограниченности в том числе), живая реакция на жизнь. Искренность и живость и превращают творения непрофессиональных художников в самостоятельную ценность документального или художественного свойства.
Трудно, например, переоценить значимость для нашей культуры дневников и стихов, написанных ленинградцами во время блокады. Ценность их не только в документальности, подлинности и жизненности. Им свойственна и неподдельная поэтичность, мужественность и лаконизм стиля, образность, которые явились не плодом специального «литературного» усилия. Они не придумывались, не были моментам литературного мастерства, не были результатам «работы» над словом, на оказались естественным отражением черт и свойств самой жизни, ее мужественности, ее патетики, ее строгости и лаконизма.
Привлекательность самодеятельного авторства часта заключается в особом слиянии автора с жизнью. Все большую популярность, особенно в молодежной среде, завоевывают песни самодеятельных композиторов. Бытуя чаще в повседневной жизни, в узком кругу, в задушевной обстановке, а зачастую, переходя и на эстраду, эти песни оказываются более естественными, «своими», «подходящими», чем песни иных профессиональных композиторов. Секрет их притягательности в почти абсолютном совпадении настроения автора, лирического героя и тех, кто обращается к этой песне в качестве слушателей, а также исполнителей.
Самодеятельному автору не нужна как профессионалу отправляться в творческую командировку, чтобы «собрать материал», «проникнуться им». Он знает, чувствует объект своего творчества в ритмах и содержании привычной повседневности. Привлекательность романов академика Н. Амосова в там, что они вводят читателя в мир и проблемы, с которыми автор связан всей своей жизнью как человек и как профессиональный хирург. И таких примеров наша жизнь насчитывает немал.
Сказанное позволяет заключить, что ценность самодеятельного авторства имеет и субъективный аспект, так как максимальна мобилизует индивидуально-неповторимое творческое начала, и объективный. Самодеятельные авторы способны создавать произведения самостоятельной художественной и документальной значимости, не повторяющие профессиональные достижения, на дополняющие их как оригинальные.
Особенности самодеятельного авторства, о которых речь шла выше, определяют особые требования к организации педагогического и творческого процесса в коллективах и объединениях авторской самодеятельности.
Отправным моментом педагогического процесса здесь является изучение педагогом-руководителем особенностей индивидуальной одаренности каждого участника, выявление своеобразия, которое есть и может быть основой неповторимости, уникальности его творчества. В самодеятельности случается, что сам автор (ребенок или взрослый) не осознает, в чем именно прелесть или сила его таланта, в чем заключается его истинное индивидуальное богатство. Иногда ан ценит в себе та, чем он похож на других, а не та, в чем может оказаться особенным. Неопытные или неквалифицированные руководители не всегда умеют выявить эта неповторимое, интересное в человеке и, что еще печальнее, невольно «стирают» едва намечающееся оригинальное в творчестве непрофессионального автора, ориентируя его на признанные эталоны творчества. Основой педагогического и творческого процесса в коллективах авторской самодеятельности является преимущественно не тренинг, не экзерсисы учебно-дидактического характера, т. е. не учебные формы деятельности, а направление творческих усилий каждого участника в русло, максимально соответствующее личной одаренности, индивидуальная работа с каждым участником. Даже если вид творчества требует объединенных, коллективных усилий (группа кинолюбителей, работающая над фильмом, или агитбригада), руководитель должен иметь в отношении каждого участника индивидуальную программу педагогического действия.
Так как залогом успеха в авторской деятельности (будь то литература, фотография, кино) является богатство творящей личности, педагогическое действие должно быть направлено на развитие личности всесторонне богатой, зоркой, чуткой, способной к анализу, социально зрелой.
Конечно, работа в авторских коллективах не может не иметь определенных учебных форм, связанных с предметной деятельностью. Участие в коллективе должно способствовать расширению у каждого из его членов горизонта знаний и представлений о мире, корректировать нравственную позицию, формировать уважение к творчеству других, требовательность к себе, скромность в оценке собственной деятельности, уважение к публике. Возможность представлять публике плоды своего творчества должна быть высшей честьюдля любого самодеятельного автора, и, наоборот, всякое навязывание другим себя и результатов своей деятельности является проявлением нескромности.
Работа в авторских коллективах должна иметь познавательный аспект. К сожалению, любители иногда позволяют себе, занимаясь литературой, сочиняя стихи, плохо знать классическую поэзию, не быть в курсе литературной жизни, не читать серьезной критики, т.е. оставаться в сущности людьми малообразованными даже в области литературы. Руководители же самодеятельных коллективов, ссылаясь на ограниченность времени, не занимаются организацией познавательной деятельности, не формируют ценностного отношения к ней, ограничиваясь обсуждением собственных работ любителей. Вот почему важно не просто планировать познавательные акции, но намечать такие дела и мероприятия, которые предполагали бы глубокую подготовку участников, их самостоятельную или совместную работу, повышающую общую и специальную культуру участников.
Воспитательная работа в таких коллективах должна иметь и ценностно-ориентационный аспект. Каждому самодеятельному автору важно не просто овладевать технологией деятельности, не только знать историю своего вида искусства и творчество больших мастеров, но и ощущать личность выдающихся мастеров, понимать не только их величие, но противоречия, а порой и трагизм их творческих судеб. Такая работа содействует предупреждению всех форм графоманства.
Один из характерных недостатков начинающих авторов заключается в обращении к материалу, который они плохо знают. Другая крайность - заземленность, пересказывание известного им материала без превращения его в материал художественный. Это характерно и для работ кинофотолюбителей, участников литобъединений, начинающих художников и др. Поэтому, когда говорится, что одной из основ педагогического процесса в авторском объединении должно быть постижение. жизни, имеется в виду формирование установок участников на специфический, образный способ отражения действительности - на идейность в широком смысле слова.
Идейность и образность связаны: факт, деталь, ракурс, композиция могут быть случайными, нести чисто внешнее поверхностно-фактографическое содержание, но они превращаются в образ, как только оказываются не случайными, но связываются с определенной мыслью, идеей, оказываются способом выражения авторского отношения, способом возбуждения определенной ответной эмоциональной реакции воспринимающего.
Довольно частым недостатком деятельности авторских самодеятельных коллективов является их изолированность от массовой работы клубов и других культурно-просветительных учреждений. Это характерно, например, для литобъединений, которые нередко являют собой замкнутые группки, члены которых ограничиваются «взаимочтением» и «взаимообсуждением». Мечтой каждого здесь является «настоящая публикация», а так как достойных широкой публикации среди любителей оказывается не так уж много, они годами не добиваются желанного признания. В то же время в любом культпросветучреждении, производственном коллективе, микрорайоне масса объектов, требующих приложения литературных сил, - сценарная работа, местные знаменательные события, удивительные судьбы людей, о которых можно и нужно писать.
Интересен опыт литературной самодеятельности в Германской Демократической Республике, где при культурно-просветительных учреждениях и на базе многих производственных коллективов существуют ячейки общества «Пишущие рабочие». Важным направлением в работе этих ячеек является ведение рабочих бригадных дневников, летописи жизни производственных коллективов, создание литературно-музыкальных композиций и драматургии, отражающей местный материал. Одна из ошибок начинающих, самодеятельных авторов заключается в том, что близкие, повседневно знакомые им объекты кажутся «ординарными», «непоэтичными». Происходит это от неумения в повседневном увидеть образ времени, образ типичного явления, имеющего определенный смысл и заключающего в себе известную красоту. Преодоление понимания принципа связи с жизнью.
Таким образом, основу организации процесса в авторском самодеятельном коллективе нужно видеть в организации творческой реакции участников на события жизни.
ЗАДАНИЕ:
1. Раскройте принципы классификации самодеятельного художественного творчества.
2. Дайте характеристику различным видам самодеятельного художественного
творчества.
3. Используя профессиональные журналы, лекции, методические пособия и другие источники информации, подберите примеры, доказывающие наличие и популярность тех или иных видов самодеятельного творчества.