Модернизм в современной культуре

Термином модернизм (от франц. - новый) обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры. Субъективность миропонимания - в основе любого эстетического эксперимента лежали личные, индивидуальные подходы. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков (мировые войны, революции, этнические конфликты, элементы нестабильности переходной эпохи). Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи. Идейной платформой новых модернистских форм стала философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и Ясперса. Смысл этой философии заключается в том, что в мире нет и не может быть никакой надежды, человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, то есть никакого будущего у него нет, и если оно и будет, то не у него, а у тех, кто придет за ним, но для них это уже не будущее, а настоящее, поэтому надо жить в настоящем, жить настоящим и действовать в настоящем. Заботой о будущем человек может жить лишь до встречи с абсурдом, именно абсурд заставляет человека смотреть на мир открытыми глазами не в смирении и не покорении судьбе, поэтому человек обязан жить согласно тем нормам поведения и поступкам, которые соответствуют его душевному устройству, не создающими дискомфорта с самим собой и если для этого требуется вынужденное одиночество, то он должен выпасть из привычного социума. Модернистское искусство есть синтез романтизма и сентиментализма XIX и XVIII веков и философской идеологией XX века. Модернисты исходили из установки о неразрешимости противоречий современной эпохи и в конечном итоге пришли к отрицанию духовно-нравственных истин.

Виды и формы художественной культуры модернизма.

Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах (понятие модерн более широкое, чем авангард, который относится только к художественной культуре, а модерн ко всему новому). В авангарде XX века существовало множество направлений, течений, которые существовали рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли друг друга. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм, кубизм, сюрреализм (сверхреализм). Первое впечатление при встрече с авангардом - все не так. Главная формула его: если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать, постоянный признак: сознательное переворачивание традиционных представлений. Авангард стремился породить не искусство, а метод познания и поставить его на место традиционной философии, авангардисты создают в своем творчестве нечто особое, что включает в себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир идей. Таким образом, абстрактное искусство - это не стиль, это образ мышления. Периоды: от модерна (XIX) до «Авиньонских девиц» (первая кубическая картина Пикассо). Этот период характеризуется перестройкой традиционного типа искусства, не выработан язык авангарда, художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции.

Характерные признаки модернизма:

1) Стремление смоделировать свою реальность.

Еще П. Сезанн предлагал трактовать природу посредством цилиндра, шара и конуса. Кубисты доказывали закономерность выхода живописи за пределы изобразительности, утверждали независимость художника от видимых форм природы и необходимость искусственного контроля новой реальности. «Одухотворение плоскости» - вот идеал кубизма и его крупнейшего представителя П. Пикассо.

2) Растворять реальность в аллюзиях, реминисценциях, в зеркальных отображениях одного в другом. Ярким примером может служить архитектура эпохи модерна.

3) Объектом исследования выступает сознание и возможные формы его проявления в искусстве. В культуре XX века художественное сознание «оправлено» в ту форму, которая ему свойственна, которую оно само порождает.

4) Конфликт личности и «других» переосмысляется. Этот конфликт либо вообще идея изображения личности с ее сложными душевными переживаниями уходит на второй план. Вместо личности в ранг сверхценности возводится красота редуцированного, расщепленного сознания.

5) Модернизм изображает мир без будущего, апокалиптический мир в преддверии фашизма, тоталитарного сознания, атомной бомбы массового терроризма.

6) Художники /авторы/ модернизма, как правило, являют собой замкнуто-углубленные характеры, психически неустойчивые, болезненные, но внутренне чрезвычайно цельные.

В сфере прагматики модернист ведет себя, как обычный художник или ученый: он пишет картины, романы, симфонии и обычно не стремится утвердить себя перед миром, ему свойственен замкнутый образ жизни.

Типичными направлениями модернизма являются: символизм, экспрессионизм, акмеизм.

Символизм - первое художественное направление в европейском модернизме. Основы его эстетики заложили Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме.

Символизм вырастал из представлений о двух мирах - кажущемся мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей. В соответствии с этим символизм занимается поисками высшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия.

Экспрессионизм - художественное течение в искусстве первых десятилетий XX века. Экспрессионизм был самым крайним выражением сути тогдашнего времени, когда вся культура на глазах деформировалась. Вот почему для экспрессионизма характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности.

Человек в экспрессионизме мистичен, у него нет никаких надежд, потому что на земле он не видит истины, утешения, выхода. Ему остается только взывать к небесным силам или земным утехам.

Важной чертой экспрессионизма является обнаженная, даже несколько болезненная чувствительность, всегда готовая вылиться в истерику. При этом сам человек лишен, каких бы то ни было социальных характеристик, будучи обобщен до символа.

Экспрессионизм задал глобальную парадигму эстетике XX века, эстетике поиска границ между вымыслом и аллюзией, текстом и реальностью.

Акмеизм - направление русского модернизма, сформировавшееся в 1910-е годы и в своих поэтических установках отталкивающееся от русского символизма.

 5. Постмодерн как характеристика современной культуры

Постмодернизм - эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта - эклектика (соединение различных элементов - Восток, Запад, Африка, европейская культура). Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития (европейская цивилизация). Постмодернизм - результат студенческих движений, это была реакция на потребительское общество. Они пытались привнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм - форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.

Характерные признаки постмодернизма:

1) «Постмодернистская чувствительность». Специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов получило название «Постмодернистская чувствительность».

2) «Поэтическое мышление». В основании этого понятия лежат идеи М. Хайдеггера. Он, в частности, утверждает, что «поэзия и мышление являются способом сказывания». «Сказывание» относится сущностному бытию мира. Чтобы испытать язык как «сказывание», надо ощутить мир как целостность, как «здесь -бытие», охватывающее всевременную тотальность времени в его единстве прошлого настоящего и будущего.

3) «Познавательное сомнение». Все, принимаемое за действительность, на самом деле есть не что иное, как представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает наблюдатель, и смена которой ведет к кардинальному изменению самого представления. Таким образом, восприятие человека объявляется обреченным на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих возможность понять ее сущность.

4) Эклектизм. Ж.Ф. Лиотар определил эклектизм как «нулевая степень общей культуры». Ведущую роль в поддержке «познавательного эклектизма» играют средства массовой информации. Этим, по Лиотару, определяется специфика искусства постмодернизма: оно выдвигает на передний план непредставимое, неизобразимое в самом изображении. Оно ищет новые формы изображения, но не с целью получить от них эстетическое наслаждение, а чтобы с еще большей остротой передать ощущение того, что нельзя представить.

5) «Пастиш». Это понятие выделяет характерную для постмодернизма иронию, негативный пафос которой направлен против иллюзионизма масс - медиа массовой культуры.

6) «Цитатное мышление». В постмодернизме господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем, одним из его главных принципов стала «культурная опосредованность», или цитата.

Художественное сознание в постмодернизме не пытается проникнуть в сущность человека или предмета, явления, а сополагает их на плоскости или располагает плоскости в пространстве.

Классической формой художественной культуры постмодернизма является театр абсурда, кровно связанный с экзистенционализмом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: