КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономика»
Вариант №4
Обучающейся 2 курса, группы Б-б-о-182
Направления подготовки: 06.03.01 Биология
Форма обучения: очная
Проверил: старший преподаватель Е. С. Андрющенко
Дата сдачи 25.05.20
Оценка (балл)
Симферополь, 2020
Вариант 4
Теоретическая часть
1. Предмет экономической теории и основные методы познания экономических процессов и явлений.
2. Возникновение, сущность и функции денег.
3. Факторы экономического роста, их классификация и механизм воздействия.
Практическая часть
Задача 1.
В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке товара Х.
| Цена, ден. ед. | Объем спроса, млн. шт. в год | Объем предложения,, млн. шт. в год |
| 80 | 10 | 6 |
| 100 | 9 | 8 |
| 120 | 8 | 10 |
| 140 | 7 | 12 |
| 160 | 6 | 14 |
| 180 | 5 | 16 |
1. Постройте кривую спроса и предложения по данным таблицы.
2. Определите равновесную цену и объем на данном рынке.
3. Если рыночная цена товара составит 100 денежных единиц, что характерно для данного рынка – излишки или дефицит?
4. Если рыночная цена товара составит 180 денежные единицы, что характерно для данного рынка?
5. Сокращение потребительских доходов снизило потребление товара на 1 млн. шт. при каждом уровне цен. Определите равновесную цену и объем в этом случае.
Задача 2.
В таблице приведены индексы цен по годам:
| Год | Индекс цен, % | Уровень инфляции |
| 1 | 100 | |
| 2 | 114 | |
| 3 | 122 | |
| 4 | 131 |
а) рассчитать темп инфляции для 2, 3 и 4 годов;
б) определить изменения реального дохода в процентах, если:
1) номинальный доход во 2-й год по сравнению с 1-м увеличился на 15 %;
2) номинальный доход в 3-й год по сравнению со 2-м увеличился на 7 %;
3) номинальный доход в 4-й год по сравнению с 3-м увеличился на 4%.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретическая часть 5
1. Предмет экономической теории и основные методы познания экономических процессов и явлений. 5
1.1. Предмет экономической теории. 5
1.2. Основные методы познания. 5
2. Возникновение, сущность и функции денег. 6
2.1. Сущность денег. 7
2.2. Функции денег. 8
3. Факторы экономического роста, их классификация и механизм воздействия. 8
3.1. Факторы экономического роста. 8
3.2. Классификация факторов. 11
Практическая часть 14
Задача 1. 14
Задача 2. 15
Список использованных материалов 16
Теоретическая часть
Предмет экономической теории и основные методы познания экономических процессов и явлений.
Предмет экономической теории.
Экономическая теория – общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.
Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений.
Основные методы познания.
Методология экономической теории – это совокупность способов и приемов познания экономических явлений и процессов.
Основные методологические подходы:
1. Субъективистский подход, исходный пункт экономического анализа, хозяйствующий субъект и его поведение на основе потребности и полезности.
2. Позитивистский подход, признающий в качестве главного источника знания конкретные эмпирические науки.
3. Рационалистический подход, основанный на выделении рациональных законов цивилизации и исследования экономической системы в целом.
4. Структуралистический подход, делающий акцент на выявлении структуры системы, ее внутреннего строения и отношений между элементами.
5. Диалектический подход, направлен на решение научных проблем на основе объективного анализа глубинных причинно следственных связей в их развитии.
6. Синтетические подходы, направленные на преодоление односторонности того или иного подхода.
Основные методы:
⚬ Метод анализа и синтеза – анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.
⚬ Метод индукции и дедукции – при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.
⚬ Метод системного подхода – рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.
⚬ Метод математического моделирования – предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
⚬ Метод научной абстракции – позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.
Возникновение, сущность и функции денег.
2.1. Возникновение денег.
Деньги возникли из потребностей товарного обмена, по мере развития и усложнения которого появилась необходимость выделения товара, измеряющего ценность всех других товаров. Основными видами денег являются товарные и символические деньги.
Отличительной чертой товарных денег является то, что их ценность как денег и ценность как товаров одинаковы. По мере развития обмена роль денег закрепилась за одним товаром – благородными металлами (золотом и серебром). Этому способствовали их физические и химические свойства.
Символические деньги – это бумажные и металлические деньги, особенности которых, что их ценность как товара не совпадает с их ценностью как денег. Первые бумажные деньги появились в Китае в XII веке, в США впервые были напечатаны в 1690 году в штате Массачусетс. В России первые бумажные деньги, получившие название «ассигнаций», выпущены в 1769 году по приказу Екатерины II. Особенностью бумажных денег того времени был их свободный размен на золотые деньги (действовала система «золотого стандарта»).
В современных условиях декретные деньги (утвержденные в качестве платежного средства) дополняются кредитными деньгами.
Деньги представляют собой долговое обязательство. Это может быть долговое обязательство Центрального банка (наличные деньги) или долговое обязательство частного экономического агента. Поэтому бумажные деньги – это кредитные деньги.
Различают три формы кредитных денег: 1) вексель; 2) банкнота; 3) чек.
Вексель – это долговое обязательство одного экономического агента (частного лица) выплатить другому экономическому агенту определенную сумму, взятую взаймы, в определенный срок и с определенным вознаграждением (процентом).
Банкнота – это вексель (долговое обязательство) Центрального банка.
Чек – это распоряжение владельца банковского вклада выдать определенную сумму с этого вклада ему самому или другому лицу.
2.2. Сущность денег.
Деньги – это финансовый актив, который служит для совершения сделок.
Актив – это то, что обладает ценностью. Активы делятся на реальные и финансовые.
Реальные активы – это вещественные (материальные) ценности.
Финансовые активы – это ценные бумаги. Их разделяют на: денежные (собственно деньги или краткосрочные долговые обязательства), неденежные (ценные бумаги или долгосрочные долговые обязательства).
2.3. Функции денег.
Функции денег – это концентрированное выражение их роли в хозяйстве.
Функции денег находятся в постоянной динамике: некоторые возникли раньше, некоторые позже; отдельные функции сильно изменили свое содержание и даже утратили заметное значение.
Возникновение функций денег в процессе их эволюции можно представить следующим образом:
I. Деньги как мера стоимости. Исторически первая функция денег. В качестве меры стоимости деньги являются унифицированным измерителем стоимостей всех товаров.
II. Деньги как покупательное средство. Деньги как покупательное средство представляют собой средство обращения.
III. Деньги как средство платежа. В функции денег как средства платежа возникает временной лаг (несовпадение во времени) между продажей товара и получением денег за него. В этих условиях объективно создаются условия для такого экономического явления, как кредит.
IV. Деньги как средство распределения. В распределительной функции денег есть только их движение от их владельца к получателю. В этой функции состоит объективная экономическая предпосылка для возникновения государственных финансов.
V. Деньги как средство накопления и сбережения. Процесс сбережений и накоплений – необходимый элемент современной экономики.
VI. Деньги как мера обмена одной валюты на другую. В функции мировых денег деньги способствуют валютному обмену, созданию платежного баланса, образованию валютного курса.






