Этапы в развитии лирикиЛермонтова

Лирическое мышление Лермонтова формировалось в сложный для России исторический период. Это было время жестокой правительственной реакции, охватившей страну после восстания декабристов. Менялось общественное сознание дворянской интеллигенции, которой необходимо было существовать в мире, лишенном духовной и политической свободы. Александр Герцен так охарактеризовал эту эпоху: «Надо было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру, сжиться с неразрешимыми сомнениями, с глубочайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями, надо было с самого нежного детства приобрести привычку скрывать все, что волнует душу, и не только ничего не терять из того, что в ней схоронил, а напротив, — давать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы с кандалами на руках и ногах высоко держать голову». Поскольку творчество Лермонтова определяет собой послепушкинский этап развития русской поэзии, то обычно отмечают, что на смену пушкинским светлым, стремящимся к гармонии строкам приходит трагическая лира Лермонтова. Также подчеркивается стремление Пушкина передать объективные законы жизни в отличие от тяготения к субъективности мироощущения у Лермонтова. Говоря словами Белинского, лирика Лермонтова «вышла из глубины оскорбленного духа; это вопль, это стон человека». Эта сторона творчества поэта сближает его с Гоголем. Субъективное мироощущение выразилось у Лермонтова в предельно полном раскрытии души человека, а у Гоголя в сатирическом изображении действительности.

Своеобразие лирического мышления требует индивидуальных поэтических форм и художественных средств. Отход от устоявшихся жанров — следствие пушкинской традиции. Лермонтов создает философские думы и поэтические новеллы. В отличие от исторических дум К. Ф. Рылеева и политических Н. А. Некрасова произведения Лермонтова («Дума», «Поэт», «Кинжал», «Родина» и др.) представляют собой философские размышления. Лирические новеллы — это стихотворения с отчетливым обобщающим суждением («Три пальмы», «Дары Терека», «Пленный рыцарь» и др.).[2;23]

Среди особенностей лермонтовской поэтической речи выделяется стремление к философской афористичности, что подчеркивает субъективность мысли («Нет, я не Байрон…», «Парус», «Утес», «Пророк»). «Как у Пушкина грация и задушевность, так у Лермонтова живая и острая сила составляют преобладающее свойство стиха», — писал Белинский.

Сближение языка лирических стихотворений с обыденной речью подчеркивает, что со стороны языка творчество Лермонтова тяготеет к пушкинским традициям («Бородино», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»).

В творчестве Лермонтова традиционно выделяют три этапа. Первый — период ученичества (1828— 1832). Лирика этих лет обнаруживает отвлеченность юношеского мышления. В поэтических произведениях ощущается влияние Байрона, Жуковского, Пушкина. Лирический герой несет в себе биографические черты автора. Переживания героя лишены полутонов, гиперболизированы, что подчеркивает романтическую суть лирики этого периода.

Второй этап — период становления поэта, обретение собственного «я» (1833—1836). Осложняется авторский взгляд на происходящее, расширяется палитра эмоционального настроя лирических произведений. Поэт стремится уйти от тождественности своего восприятия и чувств лирического героя. Лирика носит романтический характер, хотя видны реалистические элементы в таких произведениях, как «Новгород», «Жалобы турка», «10 июля 1830».

Третий этап — период зрелой лирики (1837—1841), время высшего расцвета творчества Лермонтова. Поэтические образы приобретают символическую обобщенность. Поиск единения, душевного слияния со всей вселенной — в этом видна устремленность лирического героя. Его не удовлетворяют мимолетная любовь, участие друзей, красота природы. Усиление мотива отрицания до вселенских масштабов не удаляет лирического героя от земных реалий. Он становится ближе к людям, к естественным человеческим проявлениям. Разительно меняется общий тон лирики в этот период: уходит бурная эмоциональность, в лирическую речь входит повествовательность. Этот этап ознаменован переходом к реалистическому письму («Журналист, Читатель и Писатель»).

Однако Лермонтов никогда не оставлял романтических традиций, поскольку тема личности всегда оставалась в центре внимания Лермонтова. «Так, в сложном переплетении романтического и реалистического изображения — при общем со всей передовой литературой движении к реализму — в различных литературных родах и многообразных жанровых формах, всей целостностью структуры произведений осуществлялись Лермонтовым страстные поэтические поиски решения нравственных вопросов о судьбах и правах человеческой личности и через них — о судьбах народа, нации, человечества» [8;65].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: