Они сражались за родину

Капитан Сумсков волнуясь, сказал:

– Товарищи! Получен приказ: занять оборону на высоте, находящейся за хутором. Оборонять высоту до подхода подкреплений. Задача ясна? За последние дни мы много потеряли, но сохранили знамя полка, надо сохранить и честь полка. Держаться будем до последнего!

Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, подбежал поближе к дороге, остановился, восхищённо рассматривая проходивших мимо красноармейцев. А Николай пристально посмотрел на него и в изумлении широко раскрыл глаза: до чего же похож! Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы… Где-то он теперь, его маленький, бесконечно родной Николенька Стрельцов? Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, но Николай сдержался. Он вспомнит и подумает о своих осиротелых детишках не в последнюю минуту, а после того, как отбросят немцев от безымянной высоты. А сейчас автоматчику Николаю Стрельцову надо плотнее сжать губы и постараться думать о чём-либо постороннем.

Николай всё же не выдержал искушения, оглянулся: мальчик всё ещё стоял у дороги и робко помахивал поднятой над головой загорелой ручонкой.

Солнце по-прежнему калило землю. И вот наступили те минуты, когда каждый боец чувствует ледяной холодок одиночества и сосущую сердце тоску.

Танки повели с ходу пушечный огонь. Снаряды ложились не долетая высоты. Первый танк остановился, второй вспыхнул, повернул было обратно и стал, протянув к небу чёрный, чуть колеблющийся дымный факел. На флангах загорелись ещё два танка. Бойцы усилили огонь.

Придавленная пулемётным огнём, пехота противника пыталась подняться и снова залегала. Наконец она поднялась, пошла на сближение, но в это время танки круто развернулись, двинулись назад, оставив на склоне шесть догорающих и подбитых машин.

Откуда-то Николай услышал ликующий голос Звягинцева:

– Здорово мы их!

Николай зарядил порожние диски, попил немного противно тёплой воды, посмотрел на часы. Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле прошло больше получаса.

Николай осторожно выглянул из окопа. В ноздри ударил тяжёлый запах горелого железа и бензина, смешанный с горьким духом жжёной травы. Около ближайшего танка выгорала трава, по верхушкам ковыля метались язычки пламени, на склоне дымились обугленные танки.


Николай не услышал потрясшего землю обвального грохота взрыва. Сжатая волна горячего воздуха с силой откинула голову Николая. Очнулся, когда немецкая пехота, начав третью по счёту атаку, приблизилась к линии обороны, готовясь к решающему броску. Вокруг Николая гремел ожесточённый бой. Из последних сил держались считаные бойцы полка; слабел их огонь. Настигнув у самого оврага бежавших немцев, начали работать штыками Звягинцев и остальные, далеко отстав от устремившихся вперёд красноармейцев, тяжело припадая на раненую ногу, шёл сержант Любченко, держа в одной руке знамя, другой прижимая к боку выставленный вперёд автомат; выполз из разбитого снарядом окопа раненый капитан Сумсков… Опираясь на левую руку, капитан полз вниз с высоты, следом за своими бойцами. Ни кровинки не было в его известково-белом лице, но он всё же двигался вперёд и, запрокидывая голову, кричал ребячески тонким, срывающимся голоском:

– Орёлики! Родные мои, вперёд!.. Дайте им жизни!

 

466 слов                                                        По М.А. Шолохову*

 

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) – русский писатель, киносценарист, журналист, военный корреспондент, лауреат Нобелевской премии по литературе. Действительный член АН СССР. Дважды Герой Социалистического Труда.


Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Дополните текст изложения собственными раздумьями об истоках героизма и патриотизма и необходимости сохранения памяти о героях войны.



Текст 15 Отцы и дети

В редакцию журнала пришло интересное письмо. Автор – семидесятидвухлетний москвич – пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, – так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери – моей дочери – по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне "дед" я порой чувствую привязанность... Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими "прикидами" и "приколами", его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, – всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье...

Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопросов: «Откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? Кто сделал их такими?».

Спорить с автором письма не приходится. То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, – это с вопросом "Кто сделал их такими?". Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. Конечно, проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, правительство, чем постараться понять причины расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках.

А пропасть эта, между прочим, была всегда. Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман "Отцы и дети". Да что Тургенев! В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.

Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века, психологи даже ввели термин "шок будущего". Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. Это не просто шок будущего, это супершок.


Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими испытаниями.

Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? Просто они живут в другое время, в другую эпоху. А кто лучше, мы или они, – вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае – странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.

Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. И это, разумеется, трудно, но необходимо».

472 слова                                                                По Е. Кореневской*

 

* Кореневская Е. известный журналист.

 


Творческое задание

Напишите подробное изложение текста от 3-го лица.

Ответьте на вопрос: согласны ли вы с тем, что «сузить ров», разделяющий поколения, поможет взаимное уважение? Свою точку зрения аргументируйте.



Текст 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: