О жалости и сострадании

В каком соотношении между собой чувство жалости и чувство справедливости?

Жалость выше справедливости, но справедливость долговечней. Вспоминая момент проявления жалости к человеку с некоторого временного расстояния, мы можем осознать, что, пожалуй, переборщили. Этот человек был недостоин этой степени жалости. Но, вспоминая справедливое решение по отношению к человеку, мы не можем себе сказать, что переборщили по части справедливости.

Жалость, я уверен, не объяснима никакими рациональными соображениями, она идет к человеку сверху, от Бога. Однако почти всякий человек иногда мучительно вспоминает случаи из своей жизни, где должен был проявить жалость, но не проявил. Думаю, сигналы сверху были, но мы сами в то время были настолько «расчеловечены», что не могли их принять. Однако человек нравственно не глухой сохраняет этическую память и, восстанавливает картину своего равнодушия, мучается, кается и тем самым прочищает приемник своей души.

Чувство справедливости, можно сказать, более горизонтальное: пытаясь найти справедливое решение по отношению к человеку, мы как бы сравниваем одного со многими, мысленно перебегаем от этого человека к другим и от этих многих — как вывод — к этому одному.

Первоначальным толчком чувству справедливости может быть жалость к человеку, но человек в сложных случаях жизни, отталкиваясь от жалости, может так запутаться в поисках формулы добра, что приходит к самым безжалостным и несправедливым выводам.

Первоначальным толчком всех социалистических теорий была жалость к обездоленному человеку, жалость к «униженным и оскорблённым». Как же могло получиться, что учение, в основе которого лежала жалость к человеку, породило самое безжалостное общество? И стали его лозунгом не совсем случайные слова Горького: жалость унижает человека. Были же среди революционеров искренние, желающие добра люди. Неужели они не видели противоречия между объявленным идеалом этого государства — любви к народу

— и самым безжалостным отношением к нему в жизни? Безусловно, видели, но оправдывали. Чем безупречней выполнение единого революционного долга, тем


свободнее чувствует себя революционер от какого-либо долга перед конкретными окружающими людьми, ведь он дальше других пошёл ради будущей справедливой жизни. Так он компенсирует свое революционное усердие и порождает новые (временные!) угнетения на пути к окончательной справедливости.

Из живого опыта жизни человек знает, что иногда к человеку надо проявить безжалостность для его же пользы. Так, безжалостен учитель, оставляющий нерадивого ученика в школе после занятий, безжалостен родитель, наказывающий расшалившегося ребенка, безжалостен хирург, распарывающий живого человека.

Хитрый механизм приспособляемости легко затмевает разум. Революционер, благословляющий пролитие крови, охотно уподобляет себя хирургу, чаще всего забывая, что хирург проливает кровь человека для того, чтобы спасти именно этого человека. А революционер проливает кровь этого человека, чтобы сохранить верность идее, правильность которой ничем не доказана.

Произошла подмена жалости к человеку жалостью к сказке, понятой как новая истина.

Платонов в «Чевенгуре» это замечательно описал. Все коммунисты этого произведения вполне искренние люди, и они бесконечно теоретизируют о справедливости и безжалостно убирают тех, кто, по их мнению, мешает устанавливать будущее царство справедливости.

 

 

450 слов                                                                  По Ф. Искандеру*

 

 

*Фази́ль Абду́лович Исканде́р (1926-2016) — абхазский и русский прозаик, журналист, поэт и сценарист, общественный деятель.


Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Дополните текст изложения размышлениями о том, что надо проявлять добро, чувствовать боль за человека и что значит открыть в себе жалость.



Текст 27 О любви

Когда человек любит, он проникает в суть мира. Белая изгородь была вся в иголках мороза, красные и золотые кусты. Тишина такая, что ни один листик не тронется с дерева. Но птичка пролетела, и довольно взмаха крыла, чтобы листик сорвался и, кружась, полетел вниз. Какое счастье было ощущать золотой лист орешника, опушенный белым кружевом мороза! И вот эта холодная бегущая вода, и этот огонь, и тишина эта, и буря, и все, что есть в природе и чего мы даже не знаем, все входило и соединялось в мою любовь, обнимающую собой весь мир.

Любовь – это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своём корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем.

Я пропустил первую порошу, но не раскаиваюсь, потому что перед светом явился мне во сне белый голубь, и когда я потом открыл глаза, я понял такую радость от белого снега и утренней звезды, какую не всегда узнаешь на охоте. Вот как нежно, провеяв крылом, обнял лицо теплый воздух пролетающей птицы, и встает обрадованный человек при свете утренней звезды, и просит, как маленький ребенок: звёзды, месяц, белый свет, станьте на место улетевшего белого голубя! И такое же в этот утренний час было прикосновение понимания моей любви, как источника всякого света, всех звёзд, луны, солнца и всех освещенных цветов, трав, детей, всего живого на земле.

И вот ночью представилось мне, что очарование мое кончилось, я больше не люблю. Тогда я увидел, что во мне больше ничего нет и вся душа моя как глубокой осенью разоренная земля: скот угнали, поля пустые, где черно, где снежок, и по снежку – следы кошек.

...Что есть любовь? Об этом верно никто не сказал. Но верно можно сказать о любви только одно, что в ней содержится стремление к бессмертию и вечности, а вместе с тем, конечно, как нечто маленькое и само собою непонятное и необходимое, способность существа, охваченного любовью, оставлять после себя более или менее прочные вещи, начиная от маленьких детей и кончая шекспировскими строками.

Маленькая льдина, белая сверху, зелёная по взлому, плыла быстро, и на ней плыла чайка. Пока я на гору взбирался, она стала бог знает где там вдали, там, где виднеется белая церковь в кудрявых облаках под сорочьим царством чёрного и белого.


Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.

Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнуть и зеленеет.

Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от неё всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.

И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже, как стоячая вода. 438 слов                                                                  М. Пришвин*

* Михаи́ л Миха́ йлович При́ швин (1873-1954)— русский писатель, прозаик и публицист. В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой.


Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Дополните текст изложения размышлениями о том, как любовь влияет на жизнь человека.



Текст 28


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: