В каком соотношении между собой чувство жалости и чувство справедливости?
Жалость выше справедливости, но справедливость долговечней. Вспоминая момент проявления жалости к человеку с некоторого временного расстояния, мы можем осознать, что, пожалуй, переборщили. Этот человек был недостоин этой степени жалости. Но, вспоминая справедливое решение по отношению к человеку, мы не можем себе сказать, что переборщили по части справедливости.
Жалость, я уверен, не объяснима никакими рациональными соображениями, она идет к человеку сверху, от Бога. Однако почти всякий человек иногда мучительно вспоминает случаи из своей жизни, где должен был проявить жалость, но не проявил. Думаю, сигналы сверху были, но мы сами в то время были настолько «расчеловечены», что не могли их принять. Однако человек нравственно не глухой сохраняет этическую память и, восстанавливает картину своего равнодушия, мучается, кается и тем самым прочищает приемник своей души.
Чувство справедливости, можно сказать, более горизонтальное: пытаясь найти справедливое решение по отношению к человеку, мы как бы сравниваем одного со многими, мысленно перебегаем от этого человека к другим и от этих многих — как вывод — к этому одному.
|
|
Первоначальным толчком чувству справедливости может быть жалость к человеку, но человек в сложных случаях жизни, отталкиваясь от жалости, может так запутаться в поисках формулы добра, что приходит к самым безжалостным и несправедливым выводам.
Первоначальным толчком всех социалистических теорий была жалость к обездоленному человеку, жалость к «униженным и оскорблённым». Как же могло получиться, что учение, в основе которого лежала жалость к человеку, породило самое безжалостное общество? И стали его лозунгом не совсем случайные слова Горького: жалость унижает человека. Были же среди революционеров искренние, желающие добра люди. Неужели они не видели противоречия между объявленным идеалом этого государства — любви к народу
— и самым безжалостным отношением к нему в жизни? Безусловно, видели, но оправдывали. Чем безупречней выполнение единого революционного долга, тем
свободнее чувствует себя революционер от какого-либо долга перед конкретными окружающими людьми, ведь он дальше других пошёл ради будущей справедливой жизни. Так он компенсирует свое революционное усердие и порождает новые (временные!) угнетения на пути к окончательной справедливости.
Из живого опыта жизни человек знает, что иногда к человеку надо проявить безжалостность для его же пользы. Так, безжалостен учитель, оставляющий нерадивого ученика в школе после занятий, безжалостен родитель, наказывающий расшалившегося ребенка, безжалостен хирург, распарывающий живого человека.
|
|
Хитрый механизм приспособляемости легко затмевает разум. Революционер, благословляющий пролитие крови, охотно уподобляет себя хирургу, чаще всего забывая, что хирург проливает кровь человека для того, чтобы спасти именно этого человека. А революционер проливает кровь этого человека, чтобы сохранить верность идее, правильность которой ничем не доказана.
Произошла подмена жалости к человеку жалостью к сказке, понятой как новая истина.
Платонов в «Чевенгуре» это замечательно описал. Все коммунисты этого произведения вполне искренние люди, и они бесконечно теоретизируют о справедливости и безжалостно убирают тех, кто, по их мнению, мешает устанавливать будущее царство справедливости.
450 слов По Ф. Искандеру*
*Фази́ль Абду́лович Исканде́р (1926-2016) — абхазский и русский прозаик, журналист, поэт и сценарист, общественный деятель.
Творческое задание
Напишите подробное изложение.
Дополните текст изложения размышлениями о том, что надо проявлять добро, чувствовать боль за человека и что значит открыть в себе жалость.
Текст 27 О любви
Когда человек любит, он проникает в суть мира. Белая изгородь была вся в иголках мороза, красные и золотые кусты. Тишина такая, что ни один листик не тронется с дерева. Но птичка пролетела, и довольно взмаха крыла, чтобы листик сорвался и, кружась, полетел вниз. Какое счастье было ощущать золотой лист орешника, опушенный белым кружевом мороза! И вот эта холодная бегущая вода, и этот огонь, и тишина эта, и буря, и все, что есть в природе и чего мы даже не знаем, все входило и соединялось в мою любовь, обнимающую собой весь мир.
Любовь – это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своём корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем.
Я пропустил первую порошу, но не раскаиваюсь, потому что перед светом явился мне во сне белый голубь, и когда я потом открыл глаза, я понял такую радость от белого снега и утренней звезды, какую не всегда узнаешь на охоте. Вот как нежно, провеяв крылом, обнял лицо теплый воздух пролетающей птицы, и встает обрадованный человек при свете утренней звезды, и просит, как маленький ребенок: звёзды, месяц, белый свет, станьте на место улетевшего белого голубя! И такое же в этот утренний час было прикосновение понимания моей любви, как источника всякого света, всех звёзд, луны, солнца и всех освещенных цветов, трав, детей, всего живого на земле.
И вот ночью представилось мне, что очарование мое кончилось, я больше не люблю. Тогда я увидел, что во мне больше ничего нет и вся душа моя как глубокой осенью разоренная земля: скот угнали, поля пустые, где черно, где снежок, и по снежку – следы кошек.
...Что есть любовь? Об этом верно никто не сказал. Но верно можно сказать о любви только одно, что в ней содержится стремление к бессмертию и вечности, а вместе с тем, конечно, как нечто маленькое и само собою непонятное и необходимое, способность существа, охваченного любовью, оставлять после себя более или менее прочные вещи, начиная от маленьких детей и кончая шекспировскими строками.
Маленькая льдина, белая сверху, зелёная по взлому, плыла быстро, и на ней плыла чайка. Пока я на гору взбирался, она стала бог знает где там вдали, там, где виднеется белая церковь в кудрявых облаках под сорочьим царством чёрного и белого.
Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.
Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнуть и зеленеет.
|
|
Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от неё всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.
И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже, как стоячая вода. 438 слов М. Пришвин*
* Михаи́ л Миха́ йлович При́ швин (1873-1954)— русский писатель, прозаик и публицист. В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой.
Творческое задание
Напишите подробное изложение.
Дополните текст изложения размышлениями о том, как любовь влияет на жизнь человека.
Текст 28