Созвездие Большой Медведицы

Звезды и созвездия вызывали интерес у людей еще на заре их сознательной жизни. Уже в древности небо было разделено на определенные участки – созвездия, которым люди присвоили имена героев мифов и легенд. Эти легенды и мифы увлекательны и поэтичны.

Множество легенд посвящено возникновению созвездия Большая Медведица.

Древние греки рассказывают о нимфе Каллисто, которая влюбилась в Зевса и подарила ему сына Аркада, чем накликала на себя гнев ревнивой супруги Зевса богини Геры. Она решила отомстить ненавистной разлучнице и лишила ее женской красоты, превратив в уродливую медведицу.

Однажды сын Каллисто Аркад бродил по лесу, и неожиданно навстречу ему из кустов вышла медведица. Не зная, что это его мать, он натянул тетиву, и стрела полетела в медведицу. Но Зевс, который зорко оберегал свою любимую Каллисто, в последний момент отвел стрелу, и она пролетела мимо. В то же время громовержец превратил Аркада в маленького медвежонка. После этого схватил медведицу и медвежонка за хвосты и перенес их на небо. Там он оставил Каллисто блистать в виде красивого созвездия Большой Медведицы, а Аркада – в виде Малой Медведицы.

У башкир существует своя легенда. В стародавние времена земля была величиной с ложку, а небо – с чашку. В ту пору все люди ели из одного котла. Человеческий род постепенно преумножался, зверей становилось все больше, и земля начала постепенно увеличиваться. Увеличилось и небо.

Но вот пришел откуда-то Великан (Алып) и до дна опорожнил котел. Что делать? Решили сделать котел побольше. А к котлу и ковш нужен. Котел отлили из серебра, а ковш – из золота. Поднял Великан котел, говорит: «Хорош». Поставил его на место, поднял ковш. «А этот что-то слишком легок», – промолвил Великан и высоко подкинул ковш, желая поймать его на лету. Но ковш, кружась, полетел прямо в небо, к звездам, да так и застрял между ними.

Ковш Великана существует и по сей день. Семизвездьем сверкает он на небе: четыре звезды как бы образуют дно, три – ручку. Вечером ковш – вниз дном, к утру переворачивается дном вверх. И так постоянно.

Красивое созвездие Большой Медведицы привлекало внимание и болгарского народа, который дал ему имя Повозка. Название связано с такой легендой. Как-то один юноша отправился в лес нарубить дров. Пришел в лес, распряг волов и пустил их пастись. Неожиданно из лесу выбежала медведица и съела одного вола. Юноша был большим храбрецом, он схватил медведицу и


впряг ее в повозку вместо того вола, которого она съела. Но медведица не могла тянуть повозку, дергалась из стороны в сторону, и поэтому в созвездии повозка кажется искривленной. Разные звезды Большой Медведицы людям напоминали разных персонажей легенды: ита – возницу, Мицар – медведицу, эпсилон – вола, Алькор – пса, который лает на медведицу. Остальные звезды образуют саму повозку.

 

424 слова                                                                По А.Д. Бонову*

* Ангел Дамянов Бонов – современный болгарский писатель, автор сборника «Мифы и легенды о созвездиях»


Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Дополните текст известной вам легендой о созвездиях или расскажите о том, что вы знаете о каком-либо созвездии.



Текст 34 Судьба поэта

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда – во Францию.

Я не бежал, я уехал. Я уехал на полгода и не вернулся. Зачем бы я вернулся?

Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что я пишу, в теперешней Москве нельзя, и чтоб снова видеть, как, несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? Нет, я этого не хочу. Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, всё равно сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается, и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство. Я поэт. Я не связан. Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.

Там, в родных местах, так же, как в моём детстве и в юности, цветут купавы на болотных затонах, шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим вещим шёпотом тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру.

Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, и я люблю его больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки.

Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. Там говорят «до свиданья», «милый», «прощай», «люблю», и на лесной опушке кличет эхо, которое откликалось мне, когда ещё мир казался добрым.

Ах, мне тяжело. Мне душно от того воздуха, которым дышат все изгнанники, косо смотрящие друг на друга и вечно друг друга подозревающие, совсем так же, как подозревают друг друга люди и там, в родных моих местах, в обезумленных, в обездоленных, в изменённых. Мне душно и от воздуха летнего Парижа, где я никому не нужен.

Я на чужбине, я вне действительной связи с душой здешней жизни, я вне действительной связи с моей Матерью, с моей Родиной, хоть и от меня туда, и оттуда до меня доходят веяния души, доходит голос сердца, которое бьётся, ещё


живо, не умерло, но бьётся тяжело, с мучением, которому исхода не вижу. И вот, чем дальше иду я по дорогам чужбины, тем слабее моя связь с моей родиной, и тем чаще я спрашиваю себя с горечью: не лучше ли быть мне в тюрьме – там, чем на свободе здесь? И действительно ли я здесь – на свободе?

 

449 слов                                                                  По К. Бальмонту*

* Константин Дмитриевич Бальмонт — русский поэт-символист, переводчик и эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Автор прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе. В 1923 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.


лица.





Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от III-его

 

Вспомните о причинах иммиграции К. Бальмонта, его судьбе, ответьте на


вопрос, поставленный поэтом в последнем предложении текста.




Текст 35 Суриков

Передо мной полотна Сурикова. Неизвестно почему вдруг именно в этом, а не в другом человеке просыпается способность к искусству.

Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он пробирается по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-нибудь там поколении, разразиться ослепительным взрывом. Он мог не проявляться в предыдущих коленах, но не проявившиеся крупицы его все равно передавались дальше и копились, копились, дожидаясь своего проявления.

Никто не знает, что такое талант, где его искать в человеке. Ясно одно, что талант — какая-то удивительная, редкая особенность, доставшаяся одному человеку и не доставшаяся другому, как достались ни за что ни про что удивительные голосовые связки Шаляпину, Собинову или Карузо.

Как по бикфордову шнуру, тянулось то нечто, именуемое талантом, и к Сурикову. В предыдущем поколении начало понемногу вспыхивать и как бы искрить. Отец Сурикова любил музыку и хорошо пел. Дядя художника — Хозяинов — рисовал и писал маслом. Другие дядья тоже рисовали, копируя литографии. Мать, хотя и была неграмотная женщина, плела великолепные кружева и с большим вкусом вышивала гарусом и бисером целые картины. Василий Иванович свидетельствовал потом: «Мать моя не рисовала, но раз нужно было казачью шапку старую объяснить, так она неуверенно карандашом нарисовала: я сейчас же её увидел».

Талант, значит, был как данность. Он принят в виде таинственной далёкой эстафеты. Но, конечно, нужны были другие, теперь уж внешние условия, чтобы он не ушёл еще дальше, в последующие поколения, либо не погиб, едва-едва проявившись.

Николай Васильевич Гребнев, которому нигде не стоит никакого памятника, прежде всех «повинен» в том, что Россия имеет Сурикова. Скромный провинциальный учитель рисования заметил проклюнувшийся из красноярского быта яркий и как бы даже нездешний росток. Дальнейшее можно сравнить именно с внимательным уходом садовода за редким, дорогим, случайно доставшимся цветком.

Суриков вспоминает об учителе: «Гребнев меня учил рисовать. Чуть не плакал надо мной. О Брюллове мне рассказывал, об Айвазовском, как тот воду пишет, — что совсем как живая; как формы облаков знает. Воздух — благоуханье. Гребнев брал меня с собой, где акварельными красками заставлял


сверху холма город рисовать. Пленэр, значит. Мне одиннадцать лет тогда было. Приносил гравюры, чтобы я с оригинала рисовал. «Благовещение» Боровиковского, «Ангел молитвы» Неффа, рисунки Рафаэля и Тициана... Я очень красоту композиции любил. И в картинах старых мастеров больше всего композицию чувствовал. А потом начал её и в природе видеть». А потом, добавим от себя, в расцвете и славе Сурикова будут называть «композитором».

Но это потом. Надо ведь еще выбраться из красноярской глуши. Подросшее, взлелеянное художником-учителем растеньице нужно было обязательно пересаживать в столичную, в петербургскую почву. На поездке в Академию художеств настаивал все тот же Николай Васильевич Гребнев, который, наверное, почувствовал, что, может быть, только теперь он вправе сказать себе, что прожил на земле не зря.

448 слов                                                        По В.А. Солоухину*

 

* Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) – русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».


зря».





Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от 3-го лица. Дополните текст рассуждением о том, что значит прожить «на земле не



Текст 36 Трава

Есть на нашей реке такие укромные места, что, когда продерёшься через лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в отгороженном от остального земного пространства мире.

У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. Теперь они гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы. Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то серебряной стороной, отчего всё дерево, всё, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. У кромки воды растут травы. Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. Тут и крапива, и высоченные зонтичные, названия которым у нас никто не знает.

Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку растения. А так как его стебли не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы медвяного аромата.

Глядя на белые облака цветов, я часто думал о нелепости положения. Цветы эти я вижу каждый раз и выделяю из всех остальных. А вот спроси меня, как они называются, – не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от тоже здесь выросших людей. Одуванчик, ромашка, василёк, подорожник, колокольчик, ландыш – на это нас ещё хватает. Эти растения мы ещё можем называть по имени. Впрочем, зачем же сразу обобщать, – может быть, один лишь я и не знаю? Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:

– Кто их знает! Полно их растёт. А как называются?.. Да тебе на что?

Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. Нюхать и без названия можно.

Мы, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. Нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние закаты. Ну и собрать букет цветов, конечно, прислушаться к щебетанию птиц в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес ещё полон темно-зелёной прохлады. Ну и сходить по грибы, поудить рыбу и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака.


«Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так блаженно лежишь?» – «То есть как это как? Трава. Ну там… какой-нибудь пырей или одуванчик». – «Какой же тут пырей? Всмотрись повнимательнее. На месте, которое ты занял, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость».

463 слова                                                       По В.А. Солоухину*

 

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы», автор 25 прозаических произведений, 12 поэтических сборников. Солоухин призывал к действенному изменению создавшегося положения в отношении к культурному наследию прошлого — памятникам старой архитектуры, живописи, музыки. Главная мысль художественно-публицистических книг Солоухина — ответственность человека за сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями.


Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Порассуждайте о том, как часто вы обращаете внимание на то, что вас окружает. В чём проявляется подлинная любовь к родной природе?



Текст 37

Труд художника

Однажды Илья Репин был на концерте, где исполнялась «Месть» Римского-Корсакова. «Она произвела на меня неотразимое впечатление, — говорил Репин. — Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это было в 1881 году. Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год...» Тогда появились два эскиза будущей картины. С тех пор картина прочно заняла своё место в душе Репина. Но вплотную он принялся за неё только в 1884 году в Петербурге.

Начались подготовительные работы. В картине предполагалось две фигуры: Иван Грозный и сын его Иван, и основное положение этих фигур было уже намечено в первых эскизах. Надо было искать натуру: чернорабочий, какой- то старик, похожий на царя Ивана, этюд с художника Мясоедова. Для царевича позировал писатель Всеволод Михайлович Гаршин. Художник написал его дважды: этюд в профиль и великолепный портрет — Гаршин сидит за письменным столом, перебирает рукописи; кто-то входит в комнату, Гаршин поднял голову, глаза у него больные, тоскливые... «В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно было для моего царевича», — писал Репин.

Над картиной Репин работал не в мастерской, а в отдельной, специально обставленной комнате. Он сам кроил костюмы для Грозного и его сына — чёрный, в виде подрясника для Грозного и розоватый, с серебристым отливом для царевича. Завитками расписал высокие сапоги с загнутыми носками.

Так художник собирал всё, что могло пригодиться. «Я работал заворожённый, — говорил он. — Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её». Иной раз после целого дня работы ему казалось, что картина неудачная. Разум подсказывал: надо передохнуть. «Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».

И вот картина окончена. В один из вечеров, когда у Репиных собирались друзья, знакомые, он решил показать картину. Волновался, пока устанавливал её, освещал лампами, прилаживал занавеску. А потом до прихода гостей долго сидел один перед своим творением. Какой это был тяжкий труд! Сколько испытал он разочарований, сколько счастья, от которого тесно становилось сердцу. И как смертельно он устал!

Собрались гости. Пришли художники Крамской, Шишкин, Ярошенко... Репин отдёрнул занавеску... Сумеречный полумрак царских палат, мрачные


стены в тёмно-малиновых и тёмно-зелёных шашках, пол, покрытый красными узорными коврами, опрокинутое кресло, брошенный жезл и в центре две освещённые фигуры: отец и сын. Только что совершилось убийство, и в ту же секунду понял царь, что случилось непоправимое. И вот он уже не грозный царь, он отец: судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь...

Долго все стояли в тревожной тишине, потрясённые картиной, потом тихо заговорили, поздравляли Репина.

В феврале 1885 года картина Репина появилась на выставке. Петербург был взбудоражен, все разговоры шли о «Грозном».

 

450 слов                                                                            По Н. Шер*

* Надежда Сергеевна Шер (1890-1976) много лет трудилась над созданием рассказов о великих русских писателях и художниках. Одна из её больших книг так и  называется:

«Рассказы о русских писателях». Она была по достоинству оценена юными читателями. Книга переведена на другие языки и переиздана в некоторых республиках СНГ и за рубежом.

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Расскажите о картине (или репродукции), которая произвела на вас сильное впечатление, оказала влияние на формирование вашей личности.



Текст 38 Учитель

Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении – проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени. По моему мнению, первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит учителю. Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает. И тут мне хочется вспомнить об Алексее Фёдоровиче Калинцеве – моём учителе.

Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного.

Был мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой сумкой за плечами, в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в жизни вступил в нашу районную столицу – Карпогоры. Тогда это было обыкновенное северное село, по мне в нём всё казалось удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по тогдашним моим представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел Алексея Федоровича.

Он шёл по снежному утоптанному тротуару один-единственный в своем роде – в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу – пожилые, молодые, мужчины, женщины, – все кланялись ему. А старики даже шапку с головы снимали. И он, всякий раз дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»

На уроках его всегда была тишина. Мы боялись прийти неподготовленными – было стыдно не ответить именно ему. Если встанешь и молчишь, он назовёт тебя по имени-отчеству, посадит, а сам начнёт ходить и приговаривать: «Ай-ай-ай! Да как же так?.. Как думаете, снова придётся учить? Придётся…»


Школьные годы, комсомольская юность заглушили на время детские впечатления. Появились иные мечты, иные кумиры, иные идеалы. Романтика революции, героика гражданской войны и первых пятилеток... А затем – филологический факультет Ленинградского университета, Великая Отечественная война, тяжелые ранения, блокадный госпиталь, переправа по Дороге жизни через Ладогу, отпуск по ранению на родину. Окончание университета, аспирантура, работа на кафедре литературы, лекции, экзамены, статьи... Но навсегда остались в душе воспоминания о школе.

Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого учителя, который любил в торжественные минуты говорить: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».

428 слов                                                        По Ф. А. Абрамову*

 

* Абрамов Фёдор Александрович (1920-1983) – советский писатель, критик, публицист


Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от III лица. Поясните, как вы понимаете смысл слов писателя о том, что учитель – это

«человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».



Текст 39


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: