Технологии индивидуализации обучения детей с ОВЗ

На первый план в обучении выходят индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения. Индивидуальный подход дает возможность учесть особенности учеников с ОВЗ и реализовать образовательный маршрут, который подходит конкретному учащемуся. Индивидуализация обучения основывается на способах, приемах, темпе обучения, которые выстраиваются с учетом индивидуальных особенностей учеников.

Ребенок самостоятельно выполняет работу на уроке или дома. Сложность самостоятельных работ варьирует в зависимости от уровня обучения. Выделяют разные уровни подготовки учеников, в инклюзивном классе обучаются дети 3–5 уровней. Если вы готовите урок в инклюзивном классе, необходимо понимать, с какими категориями детей нужно будет работать.

Виды уровней:

1-й уровень: дети с ОВЗ могут работать на одном уровне с другими учащимися.

2-й уровень: ученики могут работать над тем же заданием, но с адаптированными ожиданиями (например, стоит уменьшить количество задач).

3-й уровень: ученики могут работать над тем же заданием, но с адаптированными ожиданиями и материалами (дополнительные схемы, фотографии).

4-й уровень: детям с особыми образовательными потребностями необходимо дать другое упражнения, которое имеет упрощения.

5-й уровень: ученики с ОВЗ могут справиться с практическими/функциональными заданиями. Это могут быть ребусы, карточки, которые связаны с изучаемой темой. Можно прибегнуть к помощи тьютора, если у ребенка есть интеллектуальные нарушения.

Технология индивидуализированного обучения дает возможность каждому ребенку заниматься на своем уровне, что очень комфортно. Кроме этого, дети могут переходить с одного уровня на другой, выбрав более сложные упражнения. Все учащиеся при таком подходе будут заняты активной деятельностью. Так как работа каждого ученика происходит индивидуально, педагог поможет помогать тем, кому это необходимо, не отвлекая других. Но эта технология имеет существенный минус — отсутствие взаимопомощи и общения между учениками, что крайне важно в инклюзивных классах. Поэтому данную методику необходимо сочетать с другими педагогическими технологиями.

Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменения или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка.

По словам Н. В. Бабкиной, «методика обучения в лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации, создание комфортного психологического климата в коллективе. Должна быть обеспечена специальная материально-техническая база для детей с разными нарушениями (специальные пособия, оборудование). Должно быть обеспечено психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями. Должна быть создана адаптированная коррекционно-развивающая среда обучения, модернизированы технологии в системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики»

Основная идея инклюзивного образования — мониторинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для детей в образовательном процессе, все участники включаются в проектирование изменений, которые создают более эффективные образовательные условия. Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: