Планируемые результаты освоения предмета «Обществознание». 5-9 кл

Тема 1. ФГОС ОО И ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ОСНОВНАЯ ШКОЛА. 5-9 КЛАССЫ.

Практикум по анализу программно-нормативных документов

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите и проанализируйте содержание примерной программы «Обществознание» для основной школы и заполните таблицы 1 и 2.

 

Таблица 1

Планируемые результаты освоения предмета «Обществознание». 5-9 кл.

Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
 1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; 2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; 3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.   Личностные результаты освоения основной образовательной программы: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).  2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,  учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.  6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.  7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного  поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: 1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); 2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; 3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; 5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на: - использование элементов причинно – следственного анализа; - исследование несложных реальных связей и зависимостей; - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов; - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа; - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - подкрепление изученных положений конкретными примерами; - оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; - определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Согласно ПОП ООО: Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 8. Смысловое чтение. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные УУД 11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать  конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.  13. Формирование и развитие компетентности в  области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.   А так же: 1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; 2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; 3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности; 4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей; 5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; 6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; 7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; 8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; 9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества; 10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания; 11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; 12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; 13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; 14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; 15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении; 16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

 

 

Таблица 2

 Структурное построение курса и распределение учебного материала по годам обучения

класс Учебный модуль (название) Учебные темы Компоненты правоведческих знаний. Понятия и термины
5 класс Введение в обществознание     Раздел I. Человек Раздел II. Семья Раздел III. Школа Раздел IV. Труд Раздел V. Родина Урок 1. Введение в обществознание Урок 2.Загадки человека Урок 3. Человек Урок 4. Отрочество - особая пора Урок 5. Отрочество - особая пора Урок 6. Практикум Урок 7. Семья и семейные отношения Урок 8. Семья и семейные отношения Урок 9. Семейное хозяйство Урок 10. Семейное хозяйство Урок 11. Свободное время Урок 12. Свободное время Урок 13. Практикум Урок 14. Образование в жизни человека Урок 15.Образование в жизни человека Урок 16. Образование и самообразование Урок 17. Образование и самообразование Урок 18. Одноклассники, сверстники, друзья Урок 19. Одноклассники, сверстники, друзья Урок 20. Практикум Урок 21.Труд-основа жизни Урок 22. Труд-основа жизни Урок 23. Труд и творчество Урок 24. Практикум Урок 25. Наша Родина-Россия Урок 26. Наша Родина-Россия Урок 27. Государственные символы России Урок 28. Государственные символы России Урок 29. Гражданин России Урок 30. Гражданин России Урок 31.Мы-многонациональный народ Урок 32. Мы-многонациональный народ Урок 33. Итоговое повторение Урок 34. Итоговое повторение  
6 класс Мир человека     Раздел I. Человек в социальном измерении Раздел II. Человек среди людей Раздел III. Нравственные основы жизни Урок 1. Введение. Что изучает обществознание Урок 2. Человек. Личность Урок 3. Человек. Личность Урок 4. Человек познаёт мир Урок 5. Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» поколений Урок 6. Человек и его деятельность Урок 7.Учимся правильно организовывать свою деятельность Урок 8. Потребности человека Урок 9. Потребности человека Урок 10. На пути к жизненному успеху Урок 11.На пути к жизненному успеху Урок 12. Человек в социальном измерении Урок 13. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек в социальном измерении» Урок 14. Межличностные отношения Урок 15. Межличностные отношения Урок 16.Человек в группе Урок 17.Человек в группе Урок 18. Общение Урок 19. Общение Урок 20. Конфликты в межличностных отношениях Урок 21. Конфликты в межличностных отношениях Урок 22. Практикум «Человек среди людей» Урок 23. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек среди людей» Урок 24. Человек славен добрыми делами Урок 25. Человек славен добрыми делами Урок 26. Будь смелым Урок 27. Будь смелым Урок 28. Человек и человечность Урок 29. Человек и человечность Урок 30. Нравственные основы жизни Урок 31. Нравственные основы жизни Урок 32. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Нравственные основы жизни» Урок 33. Итоговое повторение Урок 34. Итоговое повторение Гражданско-правовое положение личности в обществе.
7 класс Человек в обществе     Раздел I. Человек и общество. Раздел II. Экономика. Раздел III. Социальная структура общества. Урок 1. Что значит жить по правилам Урок 2. Что значит жить по правилам Урок 3. Права и обязанности граждан Урок 4. Права и обязанности граждан Урок 5. Почему важно соблюдать законы Урок 6. Защита Отечества Урок 7. Защита Отечества Урок 8. Что такое дисциплина Урок 9. Что такое дисциплина Урок 10. Виновен-отвечай Урок 11. Виновен-отвечай Урок 12. Кто стоит на страже закона Урок 13. Кто стоит на страже закона Урок 14. Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» Урок 15.Экономика и её основные участники Урок 16. Экономика и её основные участники Урок 17. Золотые руки работника Урок 18. Золотые руки работника Урок 19. Производство: затраты, выручка, прибыль Урок 20. Производство: затраты, выручка, прибыль Урок 21. Виды и формы бизнеса Урок 22. Виды и формы бизнеса Урок 23. Обмен, торговля, реклама Урок 24. Обмен, торговля, реклама Урок 25. Деньги и их функции Урок 26. Деньги и их функции Урок 27. Экономика семьи Урок 28. Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях» Урок 29. Воздействие человека на природу Урок 30. Охранять природу-значит охранять жизнь Урок 31.Закон на страже природы Урок 32. Практикум по теме: «Человек и природа» Урок 33. Итоговое повторение Урок 34. Итоговое повторение Социальные нормы и правила общественной жизни. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.   Основы конституционного строя Российской Федерации.     О нормах, регулирующих гражданские экономические правоотношения; об элементах политической системы и её устройстве в Российской Федерации; о структуре прав человека и о защите их с помощью законов, о правах и ответственности несовершеннолетних; о способах изменения политической системы.
8 класс Право в жизни человека, общества и государства     Раздел I. Политика. Раздел II. Право. Урок 1. Что такое политика Урок 2. Политическая власть Урок 3. Государство: признаки, функции, теории происхождения Урок 4. Формы правления Урок 5. Политические режимы Урок 6. Правовое государство Урок 7. Гражданское общество и государство Урок 8. Пути влияния граждан на власть Урок 9. Политические партии и движения Урок 10. РФ: форма государства Урок 11. Особенности законодательной власти России Урок 12. Особенности исполнительной власти России Урок 13. Особенности судебной власти России Урок 14. Повторение по разделу "Политическая сфера" Урок 15. Что такое право Урок 16. Источники права Урок 17. Правоотношения Урок 18. Правонарушения: виды, признаки Урок 19. Юридическая ответсвенность Урок 20. Правоохранительные органы Урок 21. Конституция РФ. Основы конституционного строя России Урок 22. Права и свободы человека и гражданина Урок 23. Права и свободы человека и гражданина Урок 24. Гражданское право Урок 25. Трудовое право Урок 26. Семейное право Урок 27. Административное право Урок 28. Уголовное право Урок 29. Повторение по разделу "Политическая сфера" Урок 30. Социальные права граждан Урок 31. Правовое регулирование отношений в сфере образования Урок 32. Гуманитарное право Урок 33. Повторение по разделу "Право" Урок 34. Итоговое повторение Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения. Трудовые правоотношения. Административные правоотношения. Преступление и наказание. Правоохранительные органы. Судебная система.   Власть. Сущность государства. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Органы власти Российской Федерации.
9 класс Экономика вокруг нас   Раздел I. Регулирование нас поведения людей в обществе. Раздел II. Экономика Раздел III. Человек и природа. Урок 1. Человек, индивид, личность Урок 2. Становление личности Урок 3. Что такое общество Урок 4. Развитие общества Урок 5. Глобальные проблемы современности Урок 6. Повторение по разделу "Общество и человек" Урок 7. Духовная жизнь Урок 8. Мораль Урок 9. Долг и совесть Урок 10. Моральный выбор Урок 11. Образование Урок 12. Наука Урок 13. Религия Урок 14. Повторение по разделу "Духовная сфера" Урок 15. Экономика и её роль в жизни общества Урок 16. Главные вопросы экономики Урок 17. Понятие собственности Урок 18. Рыночная экономика Урок 19. Производство Урок 20. Предпринимательская деятельность Урок 21. Роль государства в экономике Урок 22. Распределение доходов Урок 23. Потребление Урок 24. Семейная экономика Урок 25. Понятие безработицы Урок 26. Мировая экономика Урок 27. Повторение по разделу "Экономическая сфера" Урок 28. Социальная структура общества Урок 29. Многообразие социальных групп Урок 30. Социальные статусы и роли Урок 31. Нации и межнациональные отношения Урок 32. Отклоняющееся поведение Урок 33. Повторение по разделу "Социальная сфера" Урок 34. Итоговое повторение Роль государства в рыночной экономике. Права потребителя.   •         о видах семейного бюджета, рыночных законах спроса и предложения, задачах Гражданского, Трудового и Налогового кодексов РФ, предпринимательстве, трудовом договоре, прожиточном минимуме, безработице, профсоюзах, функциях государства в рыночной экономике (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать); •         о правовом государстве, гражданском обществе, демократии, партийных системах, правоохранительной системе, механизмах защиты прав человека, гражданской, административной и уголовной ответственности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).

 

На основе проведенной работы сформулируйте выводы об особенностях правового образования учащихся в основной школе.

Ключевым аспектом правового образования учащихся в основной школе является ориентация на:

· потребность школьников в получении знаний в области права;

· исходя интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан;

· из необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования школьников.

При этом правовое образование должно строиться на признании принципа единства обучения и воспитания. Правовые знания должны выступать не в качестве самоцели, а необходимого средства воспитания и развития личности.

Весь образовательный процесс должен быть ориентирован на реализацию главное цели  − формирование правового сознания обучающихся, под которым теория права понимает отношение людей к праву, осознание ими ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и идеалам.

В целом, включение блока «Право» в школьное образование дает широкие возмжности по формированию гражданственности и ответственному отношению к той государственной/политической системе, которая существует на данный момент в РФ. Обучение способствует становлению правосознания, побуждающего личность к правомерным действиям и поступкам. Приоритетным становится рассмотрение правовых вопросов, которые непосредственно позволят обучающемуся ориентироваться в современном мире, корректно строить свое поведение в обществе.

Модуль «Право» в системе обществоведческого образования занимает особое место. В течение 5-9 класса этому модулю уделяется большое внимание, особенно в старших классах. Начиная с анализа основного закона государства (Конституции) и основ положения человека и гражданина в правовой системе, ученикам предоставляется возможность в приемлемом объеме постепенно перейти к более детальному изучению вопросов функционирования государства, его роль для общества, способы взаимодействия гражданина и государственной власти. Однако наиболее весомым блоком вопросов является рассмотрение основ отраслевого законодательства РФ. В данном случае, общее взаимодействие на уроке строится с активным привлечением соответствующих законов, что в значительной степени расширяет правосознание учащихся.

Обращая внимание на предметные результаты освоения «Обществознания» можно выделить:

· формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

· формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.

Данные требования непосредственным образом согласуются с необходимостью активного включения модуля «Право» в школьное образование. Он занимает очень важное место в изучении обучающимися курса «Обществознание».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: