Ответ: 2 (выделяет придаточную часть предложения «свидетелем которого он был» от главной)

Ответ:24

 

Задание 2

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на

месте пропуска во втором предложении текста.

 Ответ: Однако

 

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЦЕНТР. Определите, в каком значении э то слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую э тому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЦЕНТР, -а, м.

Ответ: 6) Группа нервных клеток, регулирующих какую-н. функцию организма (спец.). Двигательные центры.

 

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

Ответ: нарвАла

 

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Будущий писатель рос в БЕДНОТЕ – Бедности

 

 Задание 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.

 Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.__

Ответ: Свою

Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 без ПОГОНОВ – без погон

 

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении

предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение

предложения с деепричастным

оборотом

Г) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Д) ошибка в построении

предложения с однородными членами

 Предложения.

 1) Уделяя особое внимание медицинскому обеспечению,

уменьшилось количество простудных заболеваний среди

пехотинцев.

2) В вашем докладе отражены волнующие проблемы

генетиков всего мира.

3) Газета «Труд» опубликовал сенсационную статью.

4) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий

анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

5) Современные публицисты печатают свои произведения на

страницах журнала «Современник».

6) В основе сюжета пьесы «Власти тьмы» — история

нравственного падения и последующего покаяния слабовольного

крестьянина.

7) Двулетние растения в первый год своей жизни не только

цветут, а накапливают питательные вещества в корнях.

8) Туристы, побывавшие во Дворце съездов, обратили

внимание на отличие э того здания от других кремлевских

построек.

9) Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге

стало более интенсивным.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ: А Б В Г Д

          2 3 1 6 7

 

Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая гласная корня.

Запишите номера ответов.

Ответ:

4) ор и гинальный, к о ндуктор, к а лач

5) п о ртрет, пр о цент, к а рниз

 

Задание 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та ж е

буква. Запишите номера ответов.

Ответ:

1) пр е неприятный, пр е обладать, пр е красный;

4) б ь ёт, фамил ь ярный, л ь ёт;

 

Задание 11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та ж е

буква. Запишите номера ответов.

Ответ:

2) эмал е вый (-ев- безударный), зно е н (-ен- в кратких прил.)

3) насмешл и вый (суффикс –лив-), лен и вый (-ив- ударный)

 

Задание 12

Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та ж е буква.

Запишите номера ответов.

Ответ:

1) они улучш а т (2 спр), смеш а нные (чувства)

4) он перевяж е т (1спр), угнета е мый (от глагола 1 спр)

 

Задание 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и

выпишите э то слово.

Ответ: Неясная речь — мутное зеркало.

 Задание 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

Раскройте

скобки и выпишите эти два слова.

А небо в те дни льёт на землю ласкающий свет, и прозрачная голубизна его бывает

притягательна – не ОТТОГО (употреблено в значении причины и его можно заменить на слово по причине и др.) ли и стар и млад так ПОДОЛГУ (наречие) смотрят на небо?

 Задание 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Весе нн ие (прил. образованное от основы -весен- с помощью суфф. -Н-) воды приносят с верховьев следы пребывания человека: рваные сети, полома нн ые (полное причастие пишется два нн.)

вёсла и дpyгиe немудрёные принадлежности рыбачьего обихода.

Ответ:13

 

Задание 16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера э тих предложений.

Ответ:

2) Все эти звуки были странно красивы, грустны и казались началом чудесной сказки.

3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа, то слева.

 

Задание 17.

 

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в

предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В святые дни женщины, собравшись кружками, в белых платках, повязанных на голову, сидели на земле и завалинках хат, в тени от косых лучей солнца, и степенно разговаривали.

Ответ:1234

 

Задание 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мальчик был непоколебим и, по-видимому, с исключительным упорством добивался своего. Вот и в этот раз родители наконец уступили и сделали так, как хотел их сын.

Ответ: 12

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в

предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В «Фаталисте» Печорин рассказывает о происшествии, свидетелем которого он был.

Ответ: 2 (выделяет придаточную часть предложения «свидетелем которого он был» от главной)

 

Задание 20

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в

предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Зрители замерли в ожидании, и (сочинительный соед. союз), когда занавес медленно поднялся и показались великолепные декорации (выделяют придаточные однородные предложения), в зале послышались восхищённые возгласы.

Ответ:124

 Задание 21

Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом

пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

1) Зелень, одаривая съедобными травами и небывалыми ароматами, в июле уже вовсю цветет.

5) Сильные порывы ветра, с каждым разом

усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути.

(Запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом)

 

Задание 22

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Детство рассказчика прошло в получасе езды от Иркутска, в деревне, расположенной на Ангаре.

2) В деревне, в которой жил рассказчик, люди отличались красноречием, даже болтливостью.

3) Когда рассказчик учился в Москве, он стремился избавиться от своего деревенского говора,

чтобы соответствовать филологической выправке.

4) Первые писательские опыты рассказчика носили подражательный характер.

5) Рассказчика упрекали за то, что он якобы слишком активно, без меры, использует в своих

произведениях родной сибирский диалект.

Ответ:123

(1)Моё детство прошло в глухой ангарской деревне, в четырёхстах километрах от Иркутска.

(2)Жили мы бедно, и не мы одни, вся деревня ж ила бедно, земли для хлебов были худородные,

мошка (мелкий гнус) заедала скотину, которая днями во всё лето спасалась только под дымокуром

и лишь на короткие ночные часы выбегала на выгон. (3)Да и сами мы ходили в сетках из конского

волоса, натягиваемых на голову, мазались дёгтем. (4)Колхоз наш не вылезал из долгов, они время

от времени списывались и снова нарастали, и ж ила деревня огородами. (5)Да ещё тайгой и

Ангарой

(6)Но бедность быта никак не влияла на богатство души. (7)Судьба моих односельчан и моей

деревни почти во всех книгах. (8)И их, э тих судеб, хватило бы ещё на многие. (9)Будь у меня три

жизни и пиши я в десять раз быстрей (а я всегда писал медленно), то и тогда мне вполовину не

выбрать судеб, которые складывались только в одной нашей деревне, тихой, незаметной,

полусонной. (10)Но в э той неказистой деревне ж ила часть русского народа, пусть очень малая

часть, но той ж е кости, того ж е духа, сохранившегося ещ ё и лучше, чем в людных местах, на семи

ветрах. (11)Да и что такое «полусонная» деревня, если э тот народ ж ил в беспрестанных трудах,

играл свадьбы, рож ал детей и воспитывал их, хранил традиции, держался вместе и не гнался за

«современностью»?

(12)А как говорили у нас в деревне, как говорили! (13)Баско баяли – метко, точно, не

растекаясь мыслью по древу. (14)У нас все знали уйму пословиц, без них речь не лепилась. (15)Все

имели прозвищ а, пристававшие намертво. (16)Одним словом умели сказать многое, словесная

мелочь была не в ходу. (17)Болтливость высмеивалась. (18)По русскому языку, да позволено будет

так выразиться, ходили пешком, пo-рабочему, а не разъезжали в лимузинах. (19)И какая ж е э то

была живая речь! (20)И так мне хочется передать хотя бы часть этой простой красоты

деревенского языка в своих книгах!

(21)Должен признаться я в грехе: было время, когда я, смущённый университетом,

образованием, стал стыдиться своего деревенского языка, считать его несовременным. (22)О, э та

«современность», скольким она закружила головы! (23)Позже я прочитал у Шукшина, что и он,

попав в Москву, прикусывал своё простонародное слово, стараясь говорить на городской манер.

(24)То ж е самое было и со мной в Иркутском университете. (25)Как ж е – ведь я изучал теперь

Гомера и Шекспира! (26)Надо было соответствовать филологической выправке, не показывать

себя лаптем. (27)Вынесенный из деревни язык, конечно, нуждался в обогащении... (28)Но в

обогащении, а не замене. (29)Я и не подозревал, каким владел богатством, заталкивая его

поглубже и с удовольствием названивая всякими «эквивалентами» и «экзистенциализмами». (30)И

даже когда начал писать – начал вычурно, неестественно. (31)О самых первых своих опытах я

стараюсь не вспоминать, там были и Хемингуэй, и Ремарк, и Борхерт. (32)Выручила бабушка, моя

незабвенная Марья Герасимовна. (33)Когда я задумал рассказ о ней, тот самый, где она Василиса,

э та самая Василиса решительно отказалась говорить на чужом языке. (34)Я и так и э так,

послащивая городским, давал для утешения погорчить во рту деревенским – ничего не выходило.

(35)Пришлось подчиниться. (36)Мне с самого начала следовало догадаться, что их «в одну телегу

впрячь неможно». (37)Получив своё слово, Василиса сразу заговорила легко – и заставила

освободиться от вычурной «книжности» и меня.

(38)Меня много упрекали за сибирский диалект, которым я пользуюсь якобы без меры. (39)Но

что такое диалект? (40)Это местные прибавки к языку, заимствования от местных народов,

подвёрнутые под нашу речь, обозначение областной предметности. (41)Пользоваться диалектом

действительно нужно разумно. (42)Но ведь за диалект зачастую принимают сам досельный

русский язык, его заглубленную позднейшими наростами корневую породу. (43)А её предлагают зарыть ещё глубже: своё зарыть, а чужое, валом повалившее из «красивых» стран, принять с

великими почестями.

(44)Ничего плохого, я считаю, нет в том, если читатель, встретив незнакомое слово, пороется

в памяти, пороется в словарях и – вспомнит, ещё на одну крупиц у обогатится родным,

удерживающим нас в отчих пределах. (45)Это не может быть только филологической радостью:

смысловой звук, вставший на своё место, – э то радость исцеляющегося человека.

(по В.Г. Распутину*)

* Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) — русский писатель и публицист,

общественный деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской

прозы».

Задание 23

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4–5 представлено описание.

2) В предложениях 7–9 представлено описание.

3) Предложения 13–16 поясняют, раскрывают содержание предложения 12.

4) В предложениях 27–30 представлено повествование.

5) Предложение 40 содержит ответ на вопрос из предложения 39.

(13)Баско баяли – метко, точно, не растекаясь мыслью по древу. (14)У нас все знали уйму

пословиц, без них речь не лепилась. (15)Все имели прозвищ а, пристававшие намертво. (16)Одним

словом умели сказать многое, словесная мелочь была не в ходу.

Ответ:124

 

Задание 24

Из предложений 44–45 выпишите одно книжное слово.

Ответ: Отчих

 

(44)Ничего плохого, я считаю, нет в том, если читатель, встретив незнакомое слово, пороется

в памяти, пороется в словарях и – вспомнит, ещё на одну крупицу обогатится родным,

удерживающим нас в отчих пределах. (45)Это не может быть только филологической радостью:

смысловой звук, вставший на своё место, – э то радость исцеляющегося человека.

(по В.Г. Распутину*)

* Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) — русский писатель и публицист,

общественный деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской

прозы».

 

Задание 25

Среди предложений 12–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при

помощи лексического повтора. Укажите номер(-а) э того(-их) предложения(-ий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: