Оценка увеличения рабочего ресурса восстановленных деталей и узлов

 

Основанием для принятия решения о возможности и условиях дальнейшей эксплуатации технического устройства (оборудования) являются результаты оценки его остаточного ресурса. Работоспособное техническое устройство может перейти в предельное состояние, если дальнейшее применение по назначению станет недопустимым в соответствии с требованиями безопасности, экономичности и эффективности. Достижение предельного состояния не сводится только к физическому износу. Как видно из определения, переход в предельное состояние может быть также обусловлен влиянием факторов функционального устаревания.

Ресурс конструкции тесно связан с одним из важнейших показателей ее качества – надежности. Надежность есть свойство изделия выполнять заданные функции. При этом изделие должно сохранять в течение всего времени работы установленные характеристиками технико-экономические и эксплуатационные показатели в соответствующим образом заданных рабочих режимах.

Понятие надежности включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Таким образом, ресурс поезда определяется способностью сохранять эксплуатационные показатели в течение заданного интервала времени работы или же способностью работать от начала изготовления (капитального ремонта) до конца пробега.

Основными показателями надежности являются безотказность,     долговечность и ремонтопригодность:

Безотказность – характеристика свойств узла и механизма, которая определяется сохранением работоспособности в течение всего времени службы.

Работоспособность – свойство изделия выполнять заданные функции при сохранении технических и экономических параметров конструкции.

Долговечность – свойство изделия при установленной системе техобслуживания и ремонта сохранять работоспособность с момента его производства до достижения им предельного состояния.

Важнейшими показателями долговечности являются: ресурс, срок службы, межремонтный пробег.

Ресурс – наработка изделия (в моточасах или в тысячах километров пробега) от начала эксплуатации после выпуска изделия с завода или после капитального ремонта (вторичного восстановления) изделия. Обычно задается средний ресурс. Его характеризуют:

Сроком службы называют все виды ресурсов, выраженные в виде календарной продолжительности при установленных техдокументацией условиях обслуживания, эксплуатации и ремонта

Определение и выявление слабых мест узлов, агрегатов и деталей на основании анализа факторов, влияющих на надежность, долговечность и наработку конструкции. Для этой цели необходимо широкое применение методик обычных и ускоренных стендовых и дорожных испытаний.

 На основании анализа факторов, влияющих на ресурс конструкции, разрабатываются меры по обеспечению группы комплексных мероприятий, улучшающих защиту и условия нагружения рабочих поверхностей деталей и узлов, входящих в состав силового агрегата.

Комплекс мер по совершенствованию конструкций, применяемых материалов, технологии, оптимизации технологических процессов, обеспечивающих улучшение структуры, макро- и микрогеометрии, а также других свойств поверхностей деталей.

Технология изготовления и ремонта деталей предусматривает обеспечение их заданных параметров при определенных экономических ограничениях. Увеличение точности изготовления и сборки при прочих равных условиях вызывает увеличение стоимости производства.

Сама по себе высота микронеровностей и разброс по допускам от номинала еще не определяют ресурса сборочной единицы или пары трения, однако для получения максимально замедленной интенсивности изнашивания необходимо соблюдение допусков на микрогеометрию и макрогеометрию для каждой детали. Микрогеометрия поверхности детали определяется ее микропрофилем, который, в свою очередь, является отражением условий его формирования. На макропрофиль детали оказывают влияние структурные особенности поверхностных и приповерхностных слоев в совокупности с особенностями режимов обработки. Характеристики макропрофиля тесно связаны со свойствами материала детали и условиями его обработки.

Наибольшее снижение ресурса может наблюдаться при восстановлении деталей до номинального размера в случае, если нарушается оптимальное взаимодействие между поверхностными (наружными), приповерхностными и глубинными слоями металла детали.

Необходимо помнить также, что любое восстановление детали до номинального размера методом наращивания (хромированием, осталиванием, наваркой, наплавкой, вибродуговой наплавкой) приводит к «эффекту биметалла» для поперечного сечения детали.

Для снижения нежелательных последствий эффекта биметалла, «бандажных» напряжений, структурной несовместимости кристаллических решеток, разности показателей теплового расширения основного и отложившегося металла, необходимо применять меры, частично или полностью нейтрализующие влияние отрицательных факторов.



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: