Факторы, разрушающие здоровье детей и подростков

 

К факторам, разрушающим здоровье, относятся:

- нерациональное беспорядочное питание;

- гиподинамия (ограничение двигательной активности);

- употребление алкоголя, наркотиков;

- курение табака;

- ранние половые связи;

- эмоциональная и психическая напряженность в школе (нежелание учиться и работать), дома, с друзьями;

- низкий уровень денежных доходов;

- неустроенный быт, а также плохая экологическая среда (загрязнение воздуха, воды и почвы).

1. Нерациональное беспорядочное питание.

Давно доказанным является факт определяющего влияния питания на жизнеспособность человека, устойчивость его к заболеваниям, физическим и психическим нагрузкам и т.д. При питании, неадекватном потребностям организма (или нерациональном питании), возникают нарушения метаболизма клеток. При этом неадекватность питания заключается в нарушении критериев (или принципов) рационального питания, а именно:

1) недостаточная или чрезмерная количественная энергетическая ценность пищевого рациона;

2) недостаточное поступление в организм человека с пищей белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов;

3) неоптимальная сбалансированность пищевых веществ;

4) однообразие пищевого рациона;

5) нерациональная кулинарная обработка пищевых продуктов;

6) несоблюдение требований санитарных норм и правил при получении, транспортировке, хранении и кулинарной обработке пищевых продуктов;

7) нерациональный режим питания.

Недоедание (голодание) и белково - калорийная недостаточность, по обобщенным данным встречается среди детей России до 14 лет в 2 - 10% случаев, особенно часто среди детей первых двух лет жизни. Девушки 15 - 17 лет страдают белково - калорийной недостаточностью в 6 - 10% случаев, а женщины 18 - 29 лет – еще чаще – в 8 - 15% случаев, беременные – в 3 - 5% случаев. В настоящее время у 15 - 20% юношей в России в возрасте 17 - 19 лет по результатам антропометрических исследований фиксируется недостаточное физическое развитие.

Недостаточная энергетическая ценность пищевого рациона, равно как и его чрезмерность, практически всегда связаны с недостаточным или избыточным поступлением в организм человека тех или иных пищевых веществ.

Проявления белково - калорийной недостаточности: падение физической активности, слабость, нарушение белкового обмена, уменьшение массы тела, замедление роста и развития, снижение содержания гемоглобина, нарушения в эндокринной и иммунной системах, работе печени, и других органов.

Ослабление иммунитета особенно опасно в младенческом возрасте, т.к. провоцирует смертность от детских инфекционных и других заболеваний. У детей первого года жизни эти нарушения развиваются в результате отсутствия грудного вскармливания, раннего отнятия от груди и перевода на недостаточное и/или неполноценное искусственное питание. В тяжелых случаях развивается алиментарная дистрофия, маразм, а у маленьких детей – квашиоркор.

2. Опасность гиподинамии.

Из-за отсутствия необходимости в физических нагрузках человек всё больше и больше времени проводит в Неподвижных положениях. Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, нарушаются нервно-рефлекторные связи, приводя к расстройству деятельности нервной системы (развиваются вегетососудистая дистония, депрессия, миофасциальные синдромы), нарушается обмен веществ. С течением времени из-за гиподинамии нарастают изменения со стороны опорно-двигательного аппарата: прогрессирующе уменьшается костная масса (развивается остеопороз), страдает функция периферических суставов (остеоартроз) и позвоночника (остеохондроз). Длительная гиподинамия приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония), расстройствам дыхания (хроническая обструктивная болезнь лёгких) и пищеварения (нарушение функции кишечника).

Цепь эндокринных нарушений вследствие гиподинамии проявляется метаболическим синдромом (ожирение, инсулинорезистентность и увеличение риска атеросклероза).

Все эти изменения в конечном итоге приводят к уменьшению продолжительности жизни. Чтобы на ранней стадии выявить заболевания, обусловленные гиподинамией, необходимо лабораторное и инструментальное обследование.

Гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга. В результате проявляются знать следующие симптомы: общая слабость, уменьшение трудоспособности, бессонница, снижение умственной активности, чрезмерная утомляемость и некоторые другие. При гиподинамии отмечается также уменьшение ёмкости лёгких и лёгочной вентиляции. Довольно часто можно наблюдать и уменьшение интенсивности газообмена.

Профилактика. Плавание является отличным видом физических упражнений. Основной профилактикой является движение, физические нагрузки и здоровый образ жизни, так как курение и другие вредные привычки всегда только усугубляют состояние.

Избежать заболеваний, обусловленных гиподинамией, можно, если вести здоровый образ жизни. Разумный двигательный режим должен сочетаться с правильным питанием и отказом от вредных привычек. Рекомендуются ежедневная получасовая физическая нагрузка, пешие прогулки (не менее 2 км). Помимо описанного выше, полезно иметь дома любой спортивный инвентарь, совсем необязательно это должен быть дорогой и большой тренажер, в каждом доме найдется место, где можно сделать упражнения для брюшных мышц пресса, попрыгать на скакалке или же выполнить простые отжимания от пола. Самым лучшим упражнением является обычный бег. Желательно проконсультироваться у специалиста, чтобы начать заниматься спортом без вреда для здоровья.

Реабилитация. При гиподинамии, вызванной острым или хроническим заболеванием, необходимо прибегнуть к медицинской помощи. В клиниках нервных болезней и ортопедии проводится комплексное восстановление организма после периода гиподинамии при участии невролога, ортопеда, диетолога, массажиста и инструктора лечебной физкультуры (ЛФК). Индивидуальные занятия ЛФК в сочетании с аппаратной физиотерапией, массажем, программой питания помогают восстановить мышечный тонус, способствуют нормализации массы тела, стабилизируют работу внутренних органов. Выработанные двигательные привычки помогают сохранить достигнутый результат на длительное время. Если человек находится в стационаре и прикован к постели, то обычная дыхательная гимнастика с сочетанием антитромботических препаратов может предотвратить развитие такого тяжелого осложнения, как тромбоэмболия.

3. Употребление алкоголя и наркотиков.

Подрастающее поколение подстерегает много опасностей, и одна из них – это алкогольные напитки. Даже однократное их употребление подростком может навредить растущему организму. К сожалению, в теле человека нет таких тканей, которые не подвластны поражению алкоголем. Попадая в организм, он медленно расщепляется в печени, и только 10 % употребленного напитка выводится полноценно. Оставшийся алкоголь циркулирует по крови до полного расщепления. Молодые ткани еще не способны блокировать поступление больших доз, из-за чего вредитель быстро распространяется по организму. Тема «алкоголь и подросток» такая же вечная, как «отцы и дети». Мало кто понимает, что его употребление – это не забава. Токсическое воздействие оказывает вред не только на печень, но и на всю нервную систему. В подростковом возрасте ткани беднее на наличие фосфора, но богаты на воду, поэтому алкоголь быстрее растворяется в крови у ребенка, чем у взрослого человека. Опустошающее воздействие Частое употребление алкоголя приводит к нарушению психики, задержка развития – это даже не худший вариант. С каждой каплей подросток не становится умнее, а наоборот, все больше и больше тупеет, как эмоционально, так и интеллектуально. Напиток не выбирает себе мишень в человеческом теле, он бьет по самым уязвимым местам, среди которых есть печень. Не все знают, что влияние алкоголя на подростка пагубное, ведь страдает не только отдельный орган, а весь организм в целом. Вредитель нарушает структуру клеток, что приводит к перерождению тканей. При постоянном употреблении алкоголя ткань печени начинает умирать, что приводит к таким заболеваниям, как цирроз. Подростки часто не думают, когда совершают те или иные поступки, в них бурлит молодая кровь и подвиги для них – это дело обычное. При отравлении алкоголем или едой Взрослый организм уже знает, как сопротивляться большим дозам, молодой же еще не осведомлен в этом деле. К сожалению, влияние алкоголя на растущее тело такое быстрое, что порой сложно осознать, что была преступлена черта дозволенного. В молодом организме все органы еще только «встают на ноги», и подкосить их взросление может любой алкогольный напиток, даже самый слабый. Его удар по печени может привести ко многим заболеваниям, а также проблемам с иммунитетом. Если вы до конца не можете понять, как алкоголь влияет на организм подростка, то следующая информация именно для вас.

Физиологический стресс. При употреблении алкоголя организм подростка испытывает физиологический стресс. Меняется характер, появляется раздражительность, вспыльчивость. Нервная и сосудистая система не успевают за организмом, который растет не по дням, а по часам. Сложно представить, но алкоголь создает настоящий хаос в теле человека. При постоянном его употреблении всегда есть место последствиям, которые могут испортить полноценную жизнь подростку раз и навсегда. Среди них стоит выделить: Самый большой вред наносится мозгу, ведь до 20 лет его работа направлена на обучение, и он должен сохранять связь между нервными клетками. Употребление алкоголя нарушает ее, что приводит к невосприимчивости информации. Угасание нравственных норм, этических и полученных навыков к добру не приведет. Как ни ужасно это осознавать, только 2 % пьющих подростков становятся благополучными личностями. К спиртным напиткам растущий организм привыкает намного быстрее, чем взрослый. Многие подростки пьют алкоголь и даже не задумываются над тем, что таким образом они убивают свою нервную систему. Чрезмерное употребление спиртных напитков влечет за собой появление психических расстройств. Кроме психики нарушается и иммунная система, в связи с чем ребенок часто болеет. Молодежь не задумывается над тем, что алкоголь может нанести вред их репродуктивной системе. Часто у девушек, которые употребляют спиртное, рождаются больные дети. Что касается юношей, то чрезмерный прием алкоголя приводит к нарушению формирования органов сперматогенеза. Причины алкоголизма в подростковом возрасте Взрослые часто задумываются над тем, почему их дети употребляют алкоголь. Даже в хороших семьях есть ребята, которые не равнодушны к крепкому напитку. Часто алкоголь и подросток неразлучны в неблагополучных ячейках общества. Но любовь к спиртному может появиться и в приличной семье, когда ребенок пробует напиток ради любопытства. Семейный праздник или прием гостей может стать мотивом для знакомства с алкоголем. Такие случаи сложно назвать причиной алкоголизма, у всего есть свое начало. Причиной употребления спиртных напитков может стать социальная зависимость. Подростки часто нуждаются в одобрении своих сверстников, поэтому стараются некоторым из них подражать, употребляя спиртное или покуривая сигареты. При таком раскладе потребление алкоголя подростками может быть одноразовым, а может вызвать зависимость. Никто не хочет быть белой вороной в обществе, и, чтобы соответствовать социуму, подростку приходится приспосабливаться к окружающей среде, и каждый это делает по-разному. Но основной проблемой общества является приобщение к выпивке в семье. Подростки стараются подражать взрослым, употребляя спиртное, они чувствуют себя на ранг выше. Кроме этого, дополнительную роль играет реклама, которая постоянно мелькает перед взглядом ребенка как дома, так и на улице. Мотивация к употреблению Мотивация ребенка к принятию спиртных напитков разделяется на группы. В первой употребление алкоголя подростками вызывает любопытство. Во второй группе находятся факторы психологической мотивации, стремление выделиться из окружающей среды и не отставать от старшего поколения. К какой бы группе ни относился подросток, он еще не приобрел необходимых навыков, поэтому удержать его от употребления спиртных напитков достаточно сложно. Еще не попробовав алкоголь, ребенок знает, что этот напиток будоражит сознание. И жажда его продегустировать не угасает. Уже после первой пробы многие подростки стараются избежать повторной дегустации, ведь вкус напитка и его жгучесть не всем по нраву. Часто детский мозг отторгает всевозможный яд, который попадает в организм. Но постоянные праздники создают все больше и больше соблазна, и не все умеют контролировать свои потребности. И употребление алкоголя среди подростков становится панацеей, и уже сложно остановиться и сделать шаг назад. Человеческая слабость – вот причина зависимости, по крайней мере, одна из них. Но существует еще одна группа мотивов, которая популярна среди молодежи, когда речь заходит об алкоголе. Проблемы в семье, школе, первая любовь, неудачный жизненный опыт – все это может привести к тому, что ребенок захочет разнообразить свою жизнь и уйти от имеющихся у него проблем. Алкогольную зависимость могут усугублять проблемы в семье или в школе. В таком случае подросток выбирает шатание по улицам и распитие напитков, вместо того чтобы возвращаться в свою привычную среду. На сегодняшний день алкоголь и подросток – это не просто словосочетание, это проблема, с которой нужно бороться.

Наркотик в переводе с греческого языка означает «приводящий в оцепенение», «одурманивающий».

Считается, что термин «наркотик» впервые был употреблен греческим целителем Галеном для описания цвета вещества, вызывающего потерю чувствительности, паралич. Данный термин так же употреблял Гиппократ. В качестве таких веществ Гален, например, упоминал корень Мандрагоры, семена эклакты и мака (опиум).

Немного из истории наркотиков. Возраст исторических свидетельств об изготовлении и употреблении психоактивных веществ насчитывает более 7 тысяч лет. Первые упоминания относят к древней цивилизации шумеров, живущих за 5 тыс. лет до нашей эры. Упоминание о них можно найти в культурных памятниках многих народов. Первоначально они использовались как лечебные препараты для культовых целей (например, шаманства). Однако впоследствии употребление наркотиков вышло за рамки медицинского и культового применения. Стремление людей к гедонизму (удовольствие, наслаждение) а так же резкое появление все новых видов химических препаратов (синтетических наркотиков) без устоявшейся техники потребления привело массовым злоупотреблениям.

Наркотики обладают свойством вызывать привыкание – толерантность (проявляется в постепенном снижении эффекта от приема выше указанных средств, что вынуждает принимать со временем все большие дозы препарата для достижения эффекта). Зависимость проявляется синдромом отмены или «абстинентным синдромом» (на сленге «ломка»), что является отличительной чертой наркотиков. Так называемая «ломка» (абстинентный синдром) связана с прекращением регулярного поступления в организм наркотика и перестройкой обмена веществ. Эффекты могут быть самые разные: от легкого дискомфорта или чувства жара до выкручивания суставов, судорог, сильных болевых ощущений.

Влияние наркотиков на организм подростка намного сильнее, чем на взрослого человека. Потребление психотропных средств несет угрозу благополучию всей семьи, и, если смотреть на проблему более глобально, то и всего общества в будущем. Начать надо с того факта, что наркотик – это яд. Его прием не только отравляет организм, а постоянное применение приводит к хроническому отравлению, но психотропное средство еще и уничтожает полезные вещества в организме. Это приводит к тому, что рост и развитие ребенка от этого страдает, а также и падает иммунитет. Поэтому подростки-наркоманы часто болеют простудными заболеваниями и воспалением верхних дыхательных путей.

Кроме этого влияние наркотиков на подростков заключается в изменении психики. Мало того, что организм в период усиленного роста и так подвергается стрессам, наркотическое вещество приводит к тому, что нарушается нормальное и адекватное восприятие мира, нервная система изнашивается. Изменения касаются всех аспектов жизни. При этом меняется все – ценности, мировоззрение, отношение к окружающим и к себе. Непредсказуемость и агрессивность поведения приводит к возникновению проблем во взаимоотношениях с противоположным полом, а беспорядочные половые связи с такими же наркоманами обеспечивают высокую вероятность заражения венерическими болезнями и ВИЧ-инфекцией.

Вред наркомании для организма человека уместно рассматривать в разрезе видов наркотиков.

1) Конопля (марихуана, анаша). Курение конопли приводит к тяжелому поражению легких и печени, возникновению дегенеративных патологий сердца, нарушению работы мозга, человек превращается в апатичную, медленно соображающую личность.

2) Опиатные наркотики (героин, опий, маковая соломка, морфин, кодеин, метадон). Вред наркомании при приеме опиатных наркотиков трудно описать словами. Поражается головной мозг, сердце, ухудшается дыхательная функция, разрушаются зубы и кости, нестерильные инъекции ведут к заражению крови и развитию гнойно-инфекционных осложнений. Кроме того, всегда есть вероятность заражения ВИЧ - инфекцией, гепатитом, сифилисом. Вследствие «атаки» печени органическими растворителями происходит ее дегенерация, что обеспечивает наркоману нулевой иммунитет. Даже обычный насморк он переносит как тяжелейшую болезнь.

3) Барбитураты (реладорм). Поражается сердечно-сосудистая система, дистрофируется печень, страдает мозг, наблюдаются психозы.

4) Психостимуляторы (эфедрин, кокаин, амфетамин, «экстази»). Вред наркомании в случае приема психостимуляторов заключается в тяжелых аритмиях, вплоть до остановки сердца, общем истощении организма, дистрофии сердечной мышцы. У наркоманов возникают галлюцинации и затяжные депрессии, следствие которых - самоубийства.

5) Галлюциногены (ядовитые грибы Psilotsibum, ЛСД другие). Деструктивно влияют на мозг и, соответственно, психику человека. Страхи, психозы, галлюцинации, превращают человека в психически больного.

6) Летучие вещества (клей «Момент», краски, ацетон, бензин). Очень токсичны, гибнут клетки всего организма.

Некоторые наркотические вещества вызывают у наркоманов беспокойство, возбуждение, их мучает мания преследования и галлюцинации, развиваются психические расстройства. От других страдают почки, поджелудочная железа, отекают легкие, возникает глухота, бессонница, обезвоживается организм и возникают конвульсии. У лиц, впервые вводящих себе наркотик, могут возникнуть сначала неприятные ощущения: тошнота, рвота, головокружение, но затем они переживают состояние эйфории, им кажется, что тысячи игл плывут в сосудах всего тела. И, наконец, наступает состояние, которое называют по-английски «stoned» — «окаменевший». Это физическое онемение, апатия, покой, расслабление, беззаботность. Исчезает стремление к активным действиям, острота зрения снижается, дыхание замедляется, понижается температура тела. Функция интеллекта приближается к нулю.

Но частое употребление снижает первый «положительный» эффект, и наркоману приходиться увеличивать дозу, что приводит со временем к наркотической зависимости. И далее он продолжает принимать наркотики уже не ради удовольствия, а стремясь избежать ломки. Критические дозы могут спровоцировать глубокую спячку, и даже смерть от паралича дыхательного центра мозга. Наркоманы страдают от опиумной горячки, вирусного воспаления печени, гнойных инфекций и шрамов кожи и тканей, у них воспаляются и изменяются вены, но в первую очередь, страдают головной и спинной мозг. Организм истощается от неправильного питания (т.к. чувство голода притупляется при приеме наркотиков), снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, самые опасные из них — гепатит и ВИЧ. У наркоманов дрожат руки, повышается потоотделение, а в фазе ломки опасны и эпилептические припадки.

Наркомания как болезнь поражает чаще всего молодых людей от 13 до 30 лет (школьники, студенты, музыканты, малолетние криминальные слои общества и др.). Легко распознать подростка-наркомана. Он истощен, кожа дряблая с сероватым оттенком, под глазами темные круги, белки глаз и зубы желтые, он производит впечатление старого, тяжелобольного человека. Чтобы скрыть следы инъекций, молодежь носит рубашки с длинными рукавами даже летом. Меняется и психика подростков. Они становятся мнительными, подозрительными. Им свойственно чувство паники и страха, они безответственны и пассивны, не проявляют интереса к семье, учебе, теряют друзей. Когда подростки находятся непосредственно под действием наркотика, они отличаются специфическим поведением: ненормально расширенные или максимально суженные зрачки глаз, шатающаяся, неуверенная походка, беспричинная улыбка или смех, бессмысленные бредовые высказывания, нарушенная артикуляция длинных слов, сонное или искаженное выражение лица.

В период ломки наркоманы агрессивны и склонны к неадекватному поведению. Тот, кто хоть раз видел, что такое «ломка», — под дулом пистолета не станет пробовать наркотики. Даже в больнице, где несчастному назначают много лекарств, чтобы облегчить его состояние, — и то оно остается тяжелым. Больные мечутся, стонут, не находят себе места, они не могут ни есть, ни спать, ни лежать, ни ходить. Их мучают изнуряющие поносы с болями в животе, неукротимая многократная рвота, когда буквально выворачивает наизнанку и рвет желчью, тяжелейшие боли в мышцах, суставах, пояснице. Очень тягостно не только физическое, но и психическое состояние больных. Тяжелая депрессия и чувство безысходности вынуждают многих, если они не в больнице, совершать самоубийство. Частота суицидов среди наркоманов чрезвычайно высока.

При различных формах наркомании ломка проявляется по-разному. Но при любой форме, это крайне тягостное и длительное состояние. Влечение к наркотику интенсивно и неодолимо. Сами наркоманы характеризуют его как «жгучее», «щемящее». Справиться с ним больной человек не в состоянии, он даже и не пытается это сделать. Если наркоман не в больнице он всеми путями старается достать желанный препарат. Даже после курса лечения влечение к наркотику у наркомана сохраняется и, подобно сжатой пружине, в любой момент может развернуться. Причем он сам верит, что уже избавился от своей зависимости, но его уверенности хватает не надолго. Именно поэтому наркоманию очень трудно лечить. Врачи могут помочь и облегчить состояние больного, но переделать его психику они не в состоянии. Случаи излечения от наркомании единичны.

По данным статистики, а также согласно проведенным многочисленным опросам, опыту психологов, которые работают с наркозависимыми детьми причины наркомании у подростков можно выделить следующие:

· Желание не выделяться среди всех в компании, не быть «белой вороной».

· Необходимость в уходе от проблем и неприятностей.

· Любопытство, желание испытать «незабываемые» ощущения.

· Поиск новых видений или галлюцинаций.

· Отсутствие успехов в учебе.

· Жестокое обращение родителей.

· Эмоциональная отстраненность матери.

· Алкоголизм в семье.

· Регулярные семейные ссоры и конфликты.

· Чрезмерный контроль или опека со стороны родителей.

По данным экспертов каждый наркоман привлекает в свой круг до 15 человек, многие из которых – несовершеннолетние подростки. Число смертельных случаев за последнее время от наркотиков возросло в 12 раз. Вред наркотиков для подростков говорит сам за себя – смертность при использовании психотропных средств именно в этой категории наркозависимых возросло в 42 раза. Излечению поддаются только около 6% больных наркоманией, среди подростков эта цифра еще ниже.

Отдельно хотелось бы уделить внимание так называемым «легким» наркотикам.

Прежде чем разобраться с тем, какие наркотики называют легкими, следует сказать что «легкие», это не термин и не официальное название. Ни в медицине, ни в юриспруденции наркотики не разделяются однозначно на легкие и тяжелые. Все запрещенные вещества «работают» по одной и той же схеме – вызывают мощнейшую психологическую, а затем физическую зависимость, разрушают организм изнутри и медленно убивают человека.

Виды:

Легкие наркотики делятся на две крупные группы – растительные (природного происхождения) и синтетические. Причем список препаратов из второй группы неуклонно растет.

Основные виды легких наркотиков – это:

Марихуана — легкий растительный наркотик, который получают из конопли. В народе известен под самыми разными «торговыми наименованиями» — травка, дурь, анаша и др.

Спайсы - Это синтетические курительные смеси. Разные виды спайсов отличаются по силе и продолжительности эффекта.

Соли - это общее название для внушительной группы синтетических (химических) наркотиков. Состав их постоянно меняется, поэтому меняются и названия – «скорость», «шоколад», «соль для ванн». Но в основе всех наркотиков – одно химическое соединение.

Насвай - это полноценный наркотический препарат на основе табака. В состав насвая могут входить разные вещества – табак, марихуана, щелочь и даже соли-спайсы. Главная опасность этого наркотического яда для молодежи в том, что его относительно легко изготовить самостоятельно.

Галлюциногены - многие классификации причисляют к легким запрещенным веществам и галлюциногенную клубную синтетику – ЛСД, экстази и др.

Основные жертвы легких наркотиков – подростки и молодые люди. Причины до банального просты– относительная доступность и цена запрещенных препаратов.

Понять, что ребенок, друг или любимый человек ступил на «легкую» наркотическую дорогу, можно по таким признакам:

- У ребенка ухудшается здоровье, меняется цвет лица, «вырастают» круги под глазами, царапинки, язвочки на коже. Налицо расстройства аппетита (ребенок отказывается от еды или неожиданно сметает все со стола, особенно сладости). Мучает бессонница.

- Он хуже учится, пропускает школу, становится забывчивым и невнимательным.

- Меняется и поведение. Подростки и молодежь становятся озлобленными, огрызаются в разговорах с близкими. Отвечают односложно или стараются уйти от лишних контактов.

- Скрытность – явный признак начинающего наркомана. Если родной человек постоянно запирается в комнате, тайком говорит с кем-то по телефону, избегает старых друзей – это явный сигнал о проблеме.

- Странный запах от кожи и одежды – химический или травяной, непонятные предметы (курительные трубочки, косяки, маленькие весы).

Вред от легких наркотиков всецело зависит от типа вещества. Главная марихуановая опасность – это повышенный риск инфекций дыхательных путей, рака гортани и легких. Страдает кратковременная память, у чрезмерно возбудимых людей повышается вероятность развития психозов. Длительное курение травки может вызвать бесплодие у мужчин.

О неописуемом вреде наркотической синтетики сегодня говорят очень много, ведь вред всевозможных спайсов и солей сравним с героином. Однако, в отличие от тяжелых наркотиков, так называемые легкие перво - наперво уничтожают интеллект человека. Причем необратимо.

Поскольку синтетические наркотики практически не выводятся из организма, за максимально короткое время разрушаются абсолютно все органы: почки, печень, репродуктивная система и мозг.

Расстраивается внимание, память, человек не может сосредоточиться на простой беседе. Падает иммунитет, часто развивается молочница во рту, полностью нарушается репродуктивная функция.

Насвай из-за особенностей употребления разрушает слизистую, вызывает язвы во рту, повреждения зубов, вплоть до их выпадения. Страдают и психические процессы, нарушается работа мозга. Галлюциногены (ЛСД и другие) заметного влияния на физическое здоровье наркомана не оказывают, но являются причиной серьезных психических отклонений.

Специалисты называют одну общую особенность «облегченных препаратов» – употребление таких психотропов очень редко вызывает физическую зависимость. При курении марихуаны она появляется лишь в 10-20%, галлюциногены тоже редко приводят к такому эффекту. Молодые люди, подсевшие на соль и другую химию, до физической зависимости зачастую просто не доживают.

Высказывание «Жизнь - это череда выборов» принадлежит известному прорицателю Нострадамусу. Позже французский писатель Альбер Камю продолжил его такими словами: «Делайте выбор с умом, и судьба улыбнется вам. Но если выбор неудачный, никогда не знаешь, какую цену придется заплатить». Берегите себя! Ваше здоровье, ваше будущее – в ваших руках и только от вас зависит, какой путь вы для себя выберете, но, необходимо всегда помнить о том, что Наркомания — долгая смерть короткой жизни.

И в заключение хотелось бы еще раз напомнить, что алкоголизм всегда начинается с рюмки водки, бокала вина или пива, а наркомания с «легких наркотиков».

4. Курение табака.

Почему подростки начинают курить? Самая популярная причина – это стремление не выделяться из общей компании сверстников. Школьнику кажется, что таким образом он повышает свой авторитет в глазах всей компании. Так проще завести новые знакомства и не отбиться от уже существующей толпы. Ещё одна черта, свойственная всем подросткам, –это чрезмерное любопытство. Если взрослые курят и им так это нравится, значит, надо узнать, что же это такое. А запреты на сигареты только подогревают интерес к ним. Первая затяжка кажется игрой и чем-то несерьёзным, но потом подросток сам не замечает, как уже втянулся и выкуривает целую пачку. Подражание взрослым – третья причина из основных. Подростки часто перенимают внешние атрибуты того, что по их мнению показывает «взрослость». Разумеется, такая позиция в корне не верна. Взрослого человека определяют поступки и ответственность за свои действия. Отдельно стоит выделить девочек. Часто они начинают курить не только по вышеперечисленным причинам, но и для того, чтобы понравиться парню или казаться модной. Девочкам-подросткам кажется, что с сигаретой в руках они выглядят старше и привлекательнее. Но это не так. Вред курения для подросткового организма Вред никотина для растущего организма намного серьёзнее, чем для взрослых. Токсины действуют на подростков сильнее и быстрее вызывают привыкание, поскольку тело ещё не до конца сформировано. От курения страдают все системы организма. Подвергаются негативному воздействию процессы роста, умственное и половое развитие. Влияние на мозг и нервную систему Никотин пагубно влияет на состояние сосудов, в результате чего нарушается кровообращение в головном мозге. У курящего подростка заметно ухудшаются концентрация внимания и память, что для школьника является большим минусом. Кроме этого, снижается качество зрения, повышается риск появления глаукомы. Никотин разрушительно влияет и на состояние некоторых зон коры, в результате чего ухудшается слух. Под воздействием сигарет сильно страдает нервная система. Последствия этого непредсказуемы: одни подростки становятся чересчур эмоциональными и вспыльчивыми, другие же, наоборот, замыкаются в себе, страдая от депрессии и мнительности. Влияние на кожу Никотин плохо действует на кожу. Он ухудшает работу сальных желез, которые и так не идеальны под действием гормонов. В результате смолящий подросток не только покрывается прыщами, но и страдает от чрезмерной сухости кожных покровов. От курения могут появиться и другие дефекты, например, некрасивые пигментные пятна или желтоватый болезненный оттенок. Влияние на сердце и сосуды Ни один курильщик не может избежать проблем с сердцем и сосудами. У курящего подростка могут возникнуть следующие патологии: гипертония; тахикардия; сосудистые спазмы; хрупкость сосудов; атеросклеротические бляшки. Сердечно-сосудистые заболевания – явно не то, что может обрадовать в столь раннем возрасте. Плохая работа сердца ведёт к быстрой физической утомляемости. Влияние на лёгкие. Этот орган страдает в первую очередь, поскольку именно в бронхи поступает основная масса никотина. Проблемы с лёгкими дают о себе знать сначала одышкой при физических нагрузках, потом подросток начинает жаловаться на постоянный кашель. Если он не бросит плохую привычку, то рискует получить рак лёгких. Эта болезнь особенно распространена среди заядлых курильщиков. Влияние на гормональный фон В первую очередь никотин разрушительно сказывается на работе щитовидной железы. Последствия этого нарушения: учащение пульса; повышенная температура тела; прыщи; перхоть; плохое состояние кожи; сухость во рту; эмоциональная неустойчивость; нарушения сна. Сбои в работе щитовидной железы по цепочке тянут за собой патологии всей эндокринной системы. Влияние на репродуктивную систему Раннее курение задерживает физическое развитие, в том числе и половое. Особенно опасно это для девочек. У них наблюдается: нарушение менструального цикла; бесплодие; заболевания внутренних половых органов. Эти побочные эффекты от курения проявляются более чем у половины девушек, которые начали курить до 16 лет. Кроме явных проблем с половой сферой, у девочек наблюдаются задержки в развитии вторичных половых признаков. Курящие мальчики тоже не застрахованы от проблем в этой сфере. Курение ведёт к снижению уровня мужских гормонов, которых и так ещё не очень много в подростковом возрасте. Если мальчик продолжит курить после полового созревания, никотин может привести к нарушению потенции и бесплодию. Влияние на мышцы и кости Изнашивание сосудов в столь раннем возрасте под воздействием никотина приводит к нарушению снабжения тканей полезными веществами и кислородом. В результате рост замедляется, а физическая выносливость падает. Нельзя сказать, сколько сантиметров роста или килограммов веса не доберёт такой школьник, но проблемы с физической выносливостью, слухом и зрением у него будут точно. Влияние на иммунитет Никотин напрямую влияет на состояние иммунитета, являясь сильным нейротоксином. С каждой выкуренной сигаретой иммунная система организма слабеет, делая его уязвимым для вирусных заболеваний. Ослабление иммунитета не только повышает риск заболеть, но и обостряет уже имеющиеся хронические болезни. Последствия курения в подростковом возрасте Курение в детском и подростковом возрасте намного опаснее, чем во взрослом, поскольку не позволяет организму сформироваться правильно. Никотиновая зависимость у подростка в будущем приводит к таким проблемам, как:

- плохая память;

- неспособность сконцентрироваться на деле;

- ухудшение зрения;

- слабый слух;

- плохое обоняние;

- замедление реакции на раздражитель;

- низкая выносливость; нервное истощение;

- гормональные нарушения; бессонница;

- сердечные заболевания;

- болезни печени и почек;

- заболевания дыхательной системы;

- плохая кожа;

- ухудшение состояния волос, зубов и ногтей;

- быстрое изнашивание сердца и сосудов;

- риск онкологических образований;

- патологии репродуктивной системы;

- задержки в физическом и умственном развитии.

 Перечисленных причин вполне достаточно, чтобы убедить тинейджера не начинать курить не только в 14-16 лет, но и во взрослом возрасте. Как определить, курит ли подросток. Определить, потребляет ли сигареты ребенок, на самом деле просто. Достаточно проявить больше внимания к нему. На вредную привычку указывает несколько признаков: Кашель. Конечно, это далеко не всегда последствие курения, но присмотреться стоит. Характерный для курильщика кашель чаще всего усиливается по утрам, а из легких выходит слизь. Цвет ее варьируется от прозрачного до желтоватого или зеленоватого. Запах изо рта. Он появляется после любой выкуренной сигареты, никакие ароматизаторы не способны его скрыть. Если ребенок стал часто пользоваться жевательной резинкой и чистить зубы не только утром и вечером, скорее всего, он курит. Электронные сигареты не дают неприятного запаха и не оставляют жёлтого налёта на зубах, поэтому заметить, что ребёнок курит, сложнее. Здесь стоит обращать внимание, опять же, на кашель. Кроме того, дым электронных сигарет раздражает слизистую рта, что тоже будет видно при осмотре. Хриплое дыхание. Одышка. Частый спутник курильщика, особенно в совокупности с другими признаками. Если подросток быстро выдыхается при малейших нагрузках, это может говорить о том, что он пристрастился к сигаретам. Простудные заболевания. Никотин снижает иммунитет, поэтому у курящих людей количество простудных недугов, бронхитов и других заболеваний такого типа резко возрастает. Запах сигарет. Не заметить его сложно, табачный дым въедается в ткань, кожу и волосы, и избавиться от него трудно. Даже парфюм не способен его замаскировать. Зажигалка или спички. Если ребенок курит, скорее всего, он носит зажигалку в кармане куртки или рюкзака. Этот предмет небольшой, и его легко спрятать в любом месте. Если зажигалка все-таки нашлась в вещах подростка, высока вероятность того, что он курит. Ну а обнаружение пачки сигарет и вовсе не оставляет сомнений. Есть еще один признак, но он косвенный. Если тинейджер осмеливается смолить дома в отсутствие родителей, он будет часто проветривать свою комнату в любую погоду. Что делать родителям, если ребенок начал курить. Конечно, лучше и вовсе не допускать такой ситуации. О вреде сигарет с ребёнком нужно говорить до того, как он попадётся с ними. Подобные разговоры не бывают «слишком рано», поскольку напрямую касаются здоровья ребенка. С детства нужно создавать негативный образ сигарет, чтобы подросток даже думать о них не хотел. Если же ребенок уже курит, не стоит кричать на него и давить, лучше спокойно поговорить с ним. О чем стоит побеседовать с подростком: Прямо задать вопрос о том, курит он или нет. Откровенность с детьми очень важна, как и доверие. Не стоит при этом угрожать или повышать голос. Подросток должен понять, что его любят и относятся в нему с пониманием. Если ребёнок курит, необходимо показать неодобрение, но не перегибать палку. Для разъяснительных бесед требуется время. Не нужно ругать подростка, если он признался в курении сам. В этом случае можно попытаться выяснить, как он пришел к мыслям о сигаретах и почему пристрастился. Выявив причины курения, будет проще избавиться от вредной привычки. Важно подробно рассказать о последствиях курения и рисках. Сигареты – это не круто, модно и по-взрослому, это в первую очередь источник серьезных заболеваний. Стоит объяснить ребенку, что происходит с организмом курильщика, какие болезни вызывает никотин и чем это чревато. Можно сделать упор на деньги. Сигареты стоят дорого, а карманные расходы подростков обычно ограничены. Если подросток курит, можно с ним подсчитать, сколько личных денег тратится на сигареты в течение года. Набежавшая сумма может отрезвить ребенка, если он начал курить недавно: на сэкономленные деньги можно купить что-то, о чем он давно мечтает. Нужно прямо говорить о зависимости. Дело не только в привычке к никотину, курение меняет распорядок всей жизни. Курильщик вынужден выкраивать время под сигарету, что порой заставляет жертвовать другими делами. Если разговоры с подростком не помогают, имеет смысл обратиться к специалистам. Профилактика курения среди подростков проблема детского и подросткового курения актуальна, поэтому важно думать о профилактике. Что могут сделать родители и школа: Проинформировать детей о никотиновой зависимости, её вреде и влияние на жизнь. Всё это можно подтверждать статистическими исследованиями. Больше говорить о людях, которые добились многого в жизни без сигарет. Скучную для подростков информацию преподносить в виде книг, фильмов, реальных историй из жизни. С раннего возраста приобщать детей к спорту и разнообразным хобби. В разговоре с подростками стоит делать упор на плюсы жизни без никотиновой зависимости, а не на строгие запреты. Все, что взрослые запретили, по мнению детей, обязательно нужно попробовать. Заключение Курение в подростковом возрасте проще предотвратить, чем бороться с ним. Поэтому так важны доверительные разговоры с ребенком о вреде никотиновой зависимости. В семье, где царит дружественная и безопасная атмосфера, намного проще отследить все перемены, происходящими с подростком. Поддержка родителей — вот что важно в этот сложный период жизни.

5. Ранние половые связи

Чем грозит ранняя половая жизнь и так ли она вредна, как говорят? К сожалению, ранние половые отношения наносят подростковому здоровью непоправимый вред, они провоцируют замедление роста, нарушают нормальное развитие и формирование подросткового организма. Такие подростки быстро устают, теряют интерес к учебе и ранее любимым занятиям.

Но дело не только в этом. Часто девушка/девочка, будучи абсолютно неподготовлена к половым отношениям, просто уступает парню из-за боязни его потерять. Она не испытывает никакого влечения, а после свершившейся близости такая пара чаще всего расстается. Они еще не умеют любить духовно, поэтому и секс подростков носит исключительно механический характер.

Подобный фактор часто приводит к разочарованиям, когда девушка, испытав боль, боится парней, а во взрослом возрасте не может создать семью из-за этого.

То же касается и юношей. Неудачный опыт, когда первый раз ничего не получилось, может стать причиной психологической травмы, которая аукнется во взрослой жизни. А если провал еще и станет известен в кругу сверстников, то это может серьезно испортить жизнь подростка.

Невозможно, будучи подростком, стать полноценным сексуальным партнером, даже если малолетний «ромео» пересмотрит кучу порнографических фильмов. Причина кроется в чересчур высокой возбудимости, связанной с бушующими гормонами. Среди сексопатологов даже есть свое определение подобной возбудимости – ванька-встанька. Юноша испытывает сексуальное желание при малейшем прикосновении девушки, но также быстро эрекция может и прекратиться. Просто чрезмерная возбудимость требует стремительной разрядки, не позволяя надолго сохранить эрекцию.

По статистике, к наступлению 15-летного возраста порядка половины девушек лишаются девственности, а среди 17-летних подростков, опрошенных в Московской области и столице, не нашлось ни одной девственницы.

Чтобы половая жизнь была полноценной, у человека должна созреть психика. А опасность подросткового секса как раз и заключается в ее несвоевременности, что часто имеет крайне негативные последствия. От сексуального развития в подростковом возрасте зависит наличие либо отсутствие проблем в половой жизни взрослого человека, ведь первый опыт, если он негативен, накладывает отпечаток на дальнейшие отношения с противоположным полом.

Репродуктивное здоровье и психика детей сегодня пребывает под реальной угрозой. Школа и семья перестали контролировать ребенка, что вскоре привело к раннему употреблению спиртного и курению, сексуальным отношениям, нежелательной беременности и последующим абортам, распространенности среди подростков мочеполовых инфекций и венерических патологий. Когда подростки вступают в половые связи, они сталкиваются с закономерными проблемами вроде неготовности отвечать за свои действия и решать возникшие проблемы.

Раннее начало половой жизни часто становится причиной физического истощения организма в целом и половой системы в частности. Специалисты отмечают, что:

Основополагающим фактором в сформировавшемся сексуальном поведении подростка, является его отношение с родителями, как они подготовили подростка и как объясняли ему тонкости сексуальной жизни;

Последствия ранней половой жизни неизбежно проявляются в агрессивном сексуальном поведении;

Незапланированная беременность и последующий аборт серьезно отражаются на психике девушки. Она еще ни физиологически, ни психологически не подготовлена к материнству или прерыванию беременности. Оба этих фактора неизбежно причинят ей психологическую травму.

Случается, что девочка до последнего скрывает факт беременности, и родители узнают о ней на достаточно поздних сроках. Бывает, что они настаивают на аборте, хотя сроки достаточно серьезные, значит, девочке придется пройти через искусственное родоразрешение. Подобная процедура даже у взрослой женщины вызывает бурю эмоциональных переживаний, депрессивные состояния, что говорить о девочке. Но даже если принято решение о сохранении малыша, еще неизвестно, чем закончатся столь ранние роды для мамочки-подростка и ее ребенка.

Отдельного внимания заслуживает проблема частой смены партнеров. Подростки несерьезны в отношениях. Они могут сегодня безумно любить своего партнера, а завтра люто ненавидеть и встречаться уже с другим. Нередко можно заметить, что девушка каждую неделю меняет парней, либо парень постоянно гуляет с разными девочками. Важно донести до подростка всю опасность подобной смены партнеров. Нужно объяснить, что в подобной ситуации он легко может «подхватить» венерическое заболевание вроде гонореи или сифилиса, а также ВИЧ, гепатиты, СПИД, ВПЧ, цитомегаловирусную или герпетическую инфекцию, хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз и пр.

Многие из этих патологий достаточно трудно лечатся, протекают бессимптомно, что становится причиной их обнаружения на достаточно поздних сроках. В результате развивается масса репродуктивных осложнений, связанных с бесплодием, эректильные проблемы и пр. У девушек, начавших ранние половые отношения, более подвержены разнообразным гинекологическим заболеваниям, особенно при большом количестве половых партнеров. У таких подростков еще в школьном возрасте часто выявляется вульвовагинит. А у юношей при ранних сексуальных отношениях нередко обнаруживаются патологии, негативно влияющие на качество семенного материала и препятствующие зачатию ребенка. Именно поэтому среди молодых людей сегодня достаточно распространено бесплодие.

Внимание! По статистике, порядка 20% семей сегодня не могут иметь собственных детей по причине бесплодия одного из партнеров, а иногда и обоих. Причины часто кроются раннем начале половых отношений и заболеваниях, связанных с подобным фактором.  

Если у подростка началась ранняя сексуальная жизнь, то родителям остается лишь смириться. Как показала практика, наказания, запреты, строгие ограничения – все это бесполезно и дает лишь обратный от желаемого результат. В подобной ситуации необходимо спокойно и понятно объяснить девочке об опасности, связанной с ранней беременностью, нежелательными заболеваниями женской половой сферы и пр. Если ранней половой жизнью начал жить сын, то ему нелишне будет пообщаться с родителями на тему предохранения от половых инфекций и возможной беременности его подружки.

Ранняя сексуальная жизнь не ускоряет полового влечения, наоборот, у подростков может произойти психологическая деформация либидо, что в будущем чревато сексуальными нарушениями, отклонениями и даже извращениями. Задача родителей в подобной ситуации – исключить беременность и возможные неудачи, которые потом могут отразиться на отношениях с противоположным полом.

6. Эмоциональная и психическая напряженность в школе (нежелание учиться и работать), дома, с друзьями.

В литературе выделяются два основных подхода к преодолению эмоциональных проблем, в том числе и у детей. Первый связан с акцентом на формировании конструктивных способов поведения в трудных для человека ситуациях, а также на овладении приемами, позволяющими справиться с излишней тревогой. В центре внимания второго – укрепление уверенности человека в себе, развитие позитивной самооценки, забота о личностном росте. На практике они редко встречаются в чистом виде, однако, как правило, один из них является ведущим.

Психокоррекционная работа строится таким образом, что ребенок переживает («проживает») каждую стадию процесса реагирования на психотравму, а психолог помогает ему модифицировать способы переживаний, эмоционального реагирования, развить адекватные формы поведения, перейти от негативного к позитивному восприятию и мышлению, найти способ решения проблемы. При этом нельзя обойти вниманием вопрос о правилах поведения или терапевтических ограничениях, которые необходимы в детской группе. Их цель:

· гарантировать физическую и эмоциональную безопасность каждого ребенка;

·  обеспечить принятие ребенка;

·  способствовать развитию у детей способности к принятию решений, самоконтролю и ответственности;

·  помочь детям связать занятие в группе с реальной жизнью;

· сохранить социально приемлемые отношения между ребенком и психологом.

Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия, дистресс.

Содействие в подборе аккредитованных лиц для оценки (подтверждения) соответствия

Кризисные явления, наблюдающиеся в современном российском обществе, не могут не сказаться на психоэмоциональном состоянии людей. Попав в затруднительное положение, обусловленное вынужденной переменой места жительства, потери работы или другими жизненно важными проблемами, любой человек начинает реагировать на него, в первую очередь, на уровне отрицательных эмоциональных переживаний. У одних эти переживания протекают в форме бурного, интенсивного, кратковременного аффективного всплеска, у других - при такой же интенсивности приобретают затяжной характер. Подобные ощущения укладываются в такое понятие, как стресс. В состоянии стресса человек больше всего страдает от чувства собственной незащищённости и неопределенности завтрашнего дня. К тому же стресс никогда не проходит бесследно, а постепенно накапливается, приводя организм к физическому и нервно-психическому истощению. Поэтому очень важно своевременно оказать квалифицированную помощь тем, кто подвержен воздействию стрессогенных факторов и отличается склонностью к затяжным стрессовым переживаниям, а также научиться самому управлять своим эмоциональным состоянием.

Помимо стрессов, нарушения в эмоциональной сфере личности могут проявляться в виде ситуативной и личностной тревожности, фрустрационных реакций, апатий и депрессивных состояний, которые при неблагоприятных жизненных обстоятельствах могут приобретать клинический характер. В кризисной ситуации человек становится податливым на внушения негативных мыслей, а это сильно снижает его сознательную активность, поэтому без посторонней психологической помощи ему бывает довольно трудно выбраться из эмоционального тупика.

Эмоциональная сфера человека представляет собой сложную регуляторную систему, и нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление соматических расстройств.

Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия, эмоциональная депривация.       

Среди эмоциональных нарушений принято выделять отклонения психогенного характера (в общем плане представляющие собой реакцию организма на внешний раздражитель) и эмоциональные депривации.

1) Тревожность

Наиболее распространенным видом отклонений в эмоциональной сфере личности является тревожность, которая всегда интрапсихична, т.е. обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той мере, в какой они стимулируют внутренние конфликты. Обычно тревожность, в отличие от страха, представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. Для тревожности также характерна пролонгированность, т.е. ей свойственно растягиваться во времени, постоянно повторяться или становиться непрерывной.

С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе - отступлению или сопротивлению. Тревожность проявляется на трех уровнях:

- нейроэндокринном (продукция адреналина - эпинефрин).

- психическом (неопределенные опасения).

- соматическом или моторно-висцеральном (физиологические реакции различных систем организма на увеличение продукции эпинефрина).

В психологическом плане состояние тревожности характеризуется субъективно, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, связанными с активацией или возбуждением нервной системы. При частом повторении переживаний тревоги возможно появление невротических нарушений в виде невротической тревоги и невроза страха.

Отличительной особенностью подобного эмоционального отклонения является повышенное эмоциональное напряжение, которое может возникнуть при любом внутреннем конфликте, затрагивающем самовосприятие и самооценку. Неопределенная тревога сменяется в сознании человека либо конкретным, либо необоснованным беспокойством о состоянии своего телесного здоровья (ипохондрия), либо столь же конкретными, сколь и беспочвенными страхами - страх перед открытыми или закрытыми пространствами, страх совершить аморальный поступок, страх покраснеть в обществе, страх потерять работу или быть отвергнутым коллегами в новом производственном коллективе и т.п.

2) Стресс

Стресс (эмоциональный) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Поэтому стресс можно рассматривать как общую совокупность адаптационно-защитных реакций организма на любое воздействие, порождающее физическую и психическую травму.

Несущественно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность - игра в шахматы и даже страстное объятие - может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный характер имеет дистресс.

Отрицательное влияние стресса заключается в том, что энергия, появившаяся в организме в результате интенсивных переживаний, не выливается в действие (чаще всего мышечное). «Линией разрядки» могут быть также мимика, голос, моторика. Сохранившаяся, неизрасходованная энергия идет на процессы самовозбуждения. Поэтому организм находится в постоянном напряжении, что и сказывается в слабом «звене» организма.

Другой тип реагирования - ступор, окаменелость (в нем выражается стремление живого принять вид неживого, чтобы уберечься).

Одной из форм психологического стресса является фрустрация - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

а) двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные реакции);

б) апатия - полное безразличие к тому, что происходит вокруг;

в) агрессия и деструкция;

г) стереотипия (тенденция к слепому повторению фиксированного поведения);

д) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».

Поведенческие реакции человека, находящегося в состоянии фрустрации (эмоционального тупика, безысходности), по своей направленности делятся на:

Экстрапунитивные: обвинение окружающих, угрозы, требования, чтобы кто-то со стороны разрешил сложившуюся ситуацию.

Интрапунитивные: склонность порицать самого себя; появление чувства вины, самобичевание.

Реакции примирительного характера: человек стремится избежать порицаний как других, так и себя, соглашается с ситуацией.

3) Апатия и депрессия

Наиболее сложными формами нарушений в эмоциональной сфере личности являются апатии и депрессии, которые чаще всего могут приобретать клинический характер.

Апатия, эмоциональная тупость - болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему состоянию; полная потеря интереса к какой-либо деятельности, даже к своему внешнему виду. Человек отличается неряшливостью и неопрятностью; к своим родным и близким относится холодно и безучастно. При относительно сохранной мыслительной деятельности теряет способность чувствовать.

Депрессивные состояния проявляются в виде угнетенно - подавленного настроения с мрачной оценкой прошлого и настоящего и пессимистическими взглядами на будущее. При этом состоянии низкий эмоциональный тонус отрицательного знака затрудняет интеллектуальные процессы, способствует снижению самооценки личности (появляются идеи самоуничижения, самообвинения, нередко возникают мысли о смерти и стремление к самоубийству). Для типичной депрессии характерна триада симптомов:

1. Угнетенно-подавленное настроение.

2. Идеаторная (мыслительная, ассоциативная) заторможенность.

3. Двигательная заторможенность.

В состоянии депрессии человек малоподвижен, старается уединиться, тяготится различными разговорами, он утрачивает способность радоваться и лишается возможности плакать. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные, неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Для поведения в состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности.

Неспособность оставаться одному. Человек с этим синдромом не способен к уединению. Оставшись один, он теряется, не знает, что с собой делать, испытывает мучительную скуку и пустоту.

Низкое самоуважение, выражающееся в заниженных самооценках («меня не любят», «я скучен» и т.п.), которое побуждает личность избегать человеческих контактов, в результате чего появляется хроническая печаль и ощущение безнадежности. Это состояние бывает и у людей в высшей степени интересных и значительных. Как писал в одном из писем Томас Манн, «из-за всей нервности, искусственности, нелегкости своего нрава я не даю никому, даже самому доброжелательному человеку, сблизиться со мной или вообще хоть как-то со мною поладить… Много лет, и лет важных, я ни во что не ставил себя как человека и хотел, чтобы меня принимали во внимание только как художника…»

Социальная тревожность, неуверенность в общении, застенчивость, постоянное ожидание насмешек или осуждения со стороны окружающих, так что единственным спасением кажется уход в себя.

Коммуникативная неуклюжесть, отсутствие необходимых навыков общения, неумение правильно вести себя в сложных межличностных ситуациях (знакомство, ухаживание), часто в сочетании с низкой эмпатией; это порождает разочарование и чувство обманутых ожиданий.

Недоверие к людям, которые кажутся враждебными и эгоистичными; такой человек не просто избегает людей, но испытывает к ним озлобление и горечь.

Внутренняя скованность, немота, неспособность к самораскрытию, чувство абсолютной психической «герметичности» и непонятости, заставляющие личность постоянно разыгрывать чьи-то чужие роли.

Трудности выбора партнера («негде встретить подходящего человека», «никто мне не нравится»), неспособность завязать потенциально интимные личные отношения или постоянный выбор «неподходящих» партнеров, в результате чего возникает чувство бессилия и обреченности.

Страх быть отвергнутым, связанный с пониженным самоуважением и неудачным прошлым опытом, боязнь новых разочарований, усугубляемая безотчетным чувством вины и сознанием своей малоценности.

Объектные и локомоторные фобии являются специфическими или моносимптомными.

Сексуальная тревожность, сознание (часто ложное) своей внешней непривлекательности или беспомощности, которое усугубляется стыдом и нередко затрудняет все прочие, несексуальные отношения.

Боязнь эмоциональной близости («он хочет больше, чем я могу дать»), побуждающая субъекта уклоняться от углубления дружеских отношений, предполагающих взаимное самораскрытие; опасение быть пойманным, застигнутым врасплох, отказ от принятия ответственности.

Неуверенная пассивность, постоянные колебания, неопределенность в оценке собственных чувств («сам не знаю, что я чувствую и чего хочу»), отсутствие настойчивости, инициативы в углублении и развитии личных отношений и настороженность к попыткам такого рода со стороны партнера.

Нереалистические ожидания, ориентация на слишком жесткие нормы и требования («все или ничего», «если я тебя придумала, стань таким, как я хочу»), нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие личным отношениям обрести устойчивость, склонность разрывать отношения без достаточных оснований.

Сложность определения депрессивных нарушений у детей заключалась также в том, что о наличии подобных эмоциональных отклонений можно судить лишь по набору косвенных признаков. Например, у ребенка может расстраиваться аппетит, нарушаться сон - причем как в сторону бессонницы, особенно в ранние утренние часы, так и в сторону повышенной сонливости, снижается успеваемость, пропадает интерес к прошлым увлечениям и коллективным играм; он становится безынициативным. На этом фоне могут появиться неожиданные нарушения поведения - уходы из дома, склонность к бродяжничеству. Нередко у старших подростков первые признаки депрессии проявляются тягой к алкоголю и наркотикам, которые на первых парах могут уменьшить неосознаваемое чувство тоски и подавленности, вернуть раскованность и непосредственность поведения.

Депрессия возникает всякий раз, когда человек сталкивается с отсутствием условия, без которого для него невозможно удовлетворение его ценностей, сохранение целости «Я» или самой жизни, невозможно осуществление важной для него активности.

Депрессия, по мнению американского психотерапевта Ш. Трикетт, часто является следствием тревоги. В состоянии тревоги действия человека ускоряются, а при депрессии - наоборот, замедляются. Депрессия выступает вынужденным отдыхом организма после тревоги.

Результаты психологических исследований позволяют выделить ряд возрастных закономерностей переживания наиболее типичных кризисов ребенка и подростка. В возрасте 3-6 лет, в ситуации, когда отец ушел из семьи, а мать находится в эмоционально нестабильном состоянии, личностная тревожность у ребенка может быть настолько устойчива, что не будет снижаться даже в процессе игры. Наиболее часто встречающиеся нарушения поведения в подобной ситуации — это беспокойный; прерывистый сон; регрессивное поведение, могут исчезнуть те навыки, которые казались достаточно устойчивыми; отказ разговаривать; повышенная физическая агрессивность (драчливость, стремление испортить то, что делают другие дети); чрезмерные требования привязанности и любви. Такое поведение является нормальной реакцией на сложившуюся ситуацию. Эмоциональные переживания могут стать еще более глубокими в связи с выраженной тенденцией принимать на себя вину за развод родителей. Выраженность этой тенденции связана с тем, что многие дети, переживая «эдипов комплекс» и ревность к одному из родителей, реализуют свои мечты в воображении, представляя себе жизнь без одного из родителей, даже воображая себя мужем мамы или женой папы. Так как в этом возрасте дети верят в магическую силу собственных фантазий, то все последующие события воспринимаются ими как реализация собственных желаний. Именно поэтому многие психологи считают, что возраст от 3 до 6 лет является наиболее тяжелым в плане переживаний ребенка в связи с разводом родителей или смертью одного из них, так как именно на этом этапе психического развития присутствие и внимание обоих родителей крайне необходимы для того, чтобы в дальнейшем у ребенка развивались здоровые установки по отношению к другим людям.

У 7-10-летнего ребенка нестабильная семейная ситуация вызывает страх перед будущим. Достаточно часто этот страх проявляется в желаниях и стремлениях, которые трудно удовлетворить, ребенок часто целиком и полностью погружается а мир фантазий. Примерно у половины из таких детей наблюдается изменение поведения в школе, часто снижается успеваемость в связи с нарушением внимания. Личностно значимым, а следовательно, и наиболее травмирующим, в этом возрасте является тот факт, что семья с одним родителем отличается от большинства других семей.

Наиболее типичной эмоциональной реакцией 11-14-летних подростков на развод родителей является злость. Связано это с тем, что в этом возрасте внутренняя боль и напряжение переживаются и актуализируются как злость и гнев, при этом злость, как правило, направлена либо на обоих родителей, либо на одного из них. Кроме того, подростки в подобной ситуации часто переживают стыд из-за происходящего в семье, а также страх, что близкие люди оставят и забудут его. Появление этого страха часто имеет под собой не только эмоциональную, но и когнитивную основу — потеря одного из родителей связывается со снижением безопасности и поддержки, что сопровождается чувством одиночества, возникающим в резуль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: