Как вы поняли драматургию цикла «Прекрасная мельничиха»?

Контрольная работа по теме «Шуберт»

Надолинской Кристины ПЦК «ИЭО»

Перечислите этапы жизненного пути Шуберта и наиболее значительные сочинения.

В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.

Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая девушка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.

Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.

Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.

Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.

Песни

· «Прекрасная мельничиха»(1823)

· «Зимний путь»

· «Лебединая песнь»

· Около 70 песен на тексты Гёте

· Около 50 песен на тексты Шиллера

Инструментальные произведения

Симфонии

· Первая D-dur (1813)

· Вторая B-dur (1815)

· Третья D-dur (1815)

· Четвертая c-moll «Трагическая» (1816)

· Пятая B-dur (1816)

· Шестая C-dur (1818)

· Седьмая E-dur (незавершенная, 1821)

· Восьмая h-moll «Неоконченная» (1822)

· Девятая C-dur (1828)

· 9 увертюр, в том числе e-moll (1819)

Камерно-инструментальные произведения

Квартеты

· Квартет B-dur op. 168 (1814)

· Квартет g-moll {1815)

· 2 квартета op. 125: первый Es-dur (1813); второй E-dur (1816)

· Квартет a-moll op. 29 (1824)

· Квартет d-moll (1824—1826)

· Квартет G-dur op. 161 (1826)

Инструментальные ансамбли

· Квинтет «Форель» op. 114 (1819)

· Струнный квинтет C-dur op. 163 (1828)

· Фортепианное трио B-dur op. 99 (1827)

· Фортепианное трио Es-dur op. 100 (1827)

· Октет F-dur op. 166 (1824)

· Фантазия для скрипки и фортепиано C-dur op. 159 (1827)

Так что же такое в вашем понимании романтизм? Расскажите своими словами.

Я считаю что романтизм - направление литературы, развивавшееся в конце 17го, начале 18го века. В романтизме герой всегда разочарован в мире, очень раним. Там всегда присутствуют два мира: идеальный и реальный. В романтизме главными ценностями являются честь и достоинство.

Бетховен жил среди нас до 1827, Шуберт –до 1828. Тем не менее о Бетховене говорят как о венском классике, о Шуберте –как о романтике. Почему?

Зачатки романтизма были ещё и у Моцарта, но это не повод говорить, что он первый романтик.

Шуберт говорит о своих чувствах напрямую, а Бетховен отражает настроение народа.

да, его поздние произведения не понимали, говорили «все! Бетховен закончился, совсем оглох». там как раз были зачатки позднего романтизма (вон как далеко смотрел) - к примеру, его последний струнный квартет (№16, F dur) или симфония №9.

но все же пики творчества были связаны с народным настроением, с театром, с мифологическими сюжетами, что ярко характеризует как классика. к тому же он не слишком отходит от классических форм. вот тем у него много - в I части третьей симфонии, пожалуй, одно из самых сложных переплетений.

у шуберта всё наоборот и это в какой-то степени определяет дальнейшее развитие музыки.

хотя Шуберт с Бетховеном имеют год разницы в датах смерти и творили - весьма вероятно - параллельно.

а, кстати, ранний Шуберт вообще Моцартом веет. он там «набивает руку», почти не отходит от формы: в период 16-20 лет он написал около 400 песен (ну, композиторы-песенники, как там ваш альбом?), а ещё кучу фортепианных пьес. это время дало ему возможность найти себя окончательно в музыке - судьба всё-таки у него очень трагическая, вот он об этом и стал писать.

его симфония №8, названная «неоконченной» уже много позднее первой публикации, считается первой романтической симфонией. ряд причин достаточно логичный: она непосредственно о переживаниях самого Шуберта - это симфония-драматический монолог; в ней 2 части вместо классических 4, хотя он не отходит от сонатной формы и вкладывает в них полноценный сюжет, и считается, что даже при наличии черновиков 3 части, симфония закончена; повествование идёт с конца - в первой части главной темой является «состояние сейчас», а побочной - «воспоминания» (у Бетховена такое тоже проблескивало, но не очень конкретно и не так масштабно); в некоторых местах отходит от всяких канонов с тональностями;

в конце концов, эта симфония стала открытием того времени. после него отход от форм стал более понятным и принятым явлением. число таковых становилось больше и разнообразнее их композиторы сами придумывали (фантастические пьесы, симфонические этюды, романс-элегия и тд).

а Бетховен в это время работал по канонам.

Какие известные сольные вокальные сочинения Шуберта вы знаете?

Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери.

· «Гретхен за прялкой»

· «Полевая розочка»

· «Лесной царь»

· «Жалоба пастуха»

Как вы поняли драматургию цикла «Прекрасная мельничиха»?

Песенное искусство Шуберта получило наиболее полное выра­жение в 20-е годы в двух циклах на слова поэта-современника Вильгельма Мюллера. Стихи Мюллера, посвященные извечной ро­мантической теме отвергнутой любви, отличались художественны­ми чертами, родственными лирическому дару Шуберта. Первый цикл — «Прекрасная мельничиха» (1823), —состоящий из двадцати песен, называют музыкальным «романом в письмах». Каждая песня выражает отдельный лирический момент, вместе же они образуют единую сюжетно-повествовательную линию с определёнными этапами развития и кульминацией.

Тема любви переплетается с романтикой странствований, вос­петой многими поэтами шубертовского поколения (наиболее ярко — в стихах Эйхендорфа). Большое место в цикле занимают ро­мантизированные картины природы, окрашенные душевными пере­живаниями рассказчика.

Бесспорно, господствующее настроение в шубертовской музыке – лирическое. И тем не менее композитор отразил в своем произведении первоначальный, театральный замысел мюллеровских стихов. В нем ясно намечен драматургический план. Большой диа­пазон настроений отличает этот цикл и находит проявление в драматически развертывающейся сюжетной линии: жизнерадостная наивность вначале, пробуждающаяся,любовь, надежла, ликование, тревога и подозрение, ревность с ее страданиями и тихая грусть. Многие песни вызывают сценические ассоциации: странник, иду­щий вдоль ручья, пробудившаяся ото сна красавица («Утренний привет»), праздник на мельнице («Праздничный вечер»), скачу­щий охотник. Но особенно примечательно следующее обстоятель­ство. Из двадцати пяти стихов поэтического цикла Шуберт исполь­зовал только двадцать. При этом самый яркий театральный при­ем — появление нового «действующего лица», который вызывает резкий перелом в развитии событий, — совпал в музыкальном цик­ле с точкой золотого сечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: