Контрольная работа по теме «Шуберт»
Надолинской Кристины ПЦК «ИЭО»
Перечислите этапы жизненного пути Шуберта и наиболее значительные сочинения.
В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.
Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая девушка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.
Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.
Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.
|
|
Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.
Песни
· «Прекрасная мельничиха»(1823)
· «Зимний путь»
· «Лебединая песнь»
· Около 70 песен на тексты Гёте
· Около 50 песен на тексты Шиллера
Инструментальные произведения
Симфонии
· Первая D-dur (1813)
· Вторая B-dur (1815)
· Третья D-dur (1815)
· Четвертая c-moll «Трагическая» (1816)
· Пятая B-dur (1816)
· Шестая C-dur (1818)
· Седьмая E-dur (незавершенная, 1821)
· Восьмая h-moll «Неоконченная» (1822)
· Девятая C-dur (1828)
· 9 увертюр, в том числе e-moll (1819)
Камерно-инструментальные произведения
Квартеты
· Квартет B-dur op. 168 (1814)
· Квартет g-moll {1815)
· 2 квартета op. 125: первый Es-dur (1813); второй E-dur (1816)
· Квартет a-moll op. 29 (1824)
· Квартет d-moll (1824—1826)
· Квартет G-dur op. 161 (1826)
Инструментальные ансамбли
· Квинтет «Форель» op. 114 (1819)
· Струнный квинтет C-dur op. 163 (1828)
· Фортепианное трио B-dur op. 99 (1827)
· Фортепианное трио Es-dur op. 100 (1827)
· Октет F-dur op. 166 (1824)
· Фантазия для скрипки и фортепиано C-dur op. 159 (1827)
Так что же такое в вашем понимании романтизм? Расскажите своими словами.
Я считаю что романтизм - направление литературы, развивавшееся в конце 17го, начале 18го века. В романтизме герой всегда разочарован в мире, очень раним. Там всегда присутствуют два мира: идеальный и реальный. В романтизме главными ценностями являются честь и достоинство.
|
|
Бетховен жил среди нас до 1827, Шуберт –до 1828. Тем не менее о Бетховене говорят как о венском классике, о Шуберте –как о романтике. Почему?
Зачатки романтизма были ещё и у Моцарта, но это не повод говорить, что он первый романтик.
Шуберт говорит о своих чувствах напрямую, а Бетховен отражает настроение народа.
да, его поздние произведения не понимали, говорили «все! Бетховен закончился, совсем оглох». там как раз были зачатки позднего романтизма (вон как далеко смотрел) - к примеру, его последний струнный квартет (№16, F dur) или симфония №9.
но все же пики творчества были связаны с народным настроением, с театром, с мифологическими сюжетами, что ярко характеризует как классика. к тому же он не слишком отходит от классических форм. вот тем у него много - в I части третьей симфонии, пожалуй, одно из самых сложных переплетений.
у шуберта всё наоборот и это в какой-то степени определяет дальнейшее развитие музыки.
хотя Шуберт с Бетховеном имеют год разницы в датах смерти и творили - весьма вероятно - параллельно.
а, кстати, ранний Шуберт вообще Моцартом веет. он там «набивает руку», почти не отходит от формы: в период 16-20 лет он написал около 400 песен (ну, композиторы-песенники, как там ваш альбом?), а ещё кучу фортепианных пьес. это время дало ему возможность найти себя окончательно в музыке - судьба всё-таки у него очень трагическая, вот он об этом и стал писать.
его симфония №8, названная «неоконченной» уже много позднее первой публикации, считается первой романтической симфонией. ряд причин достаточно логичный: она непосредственно о переживаниях самого Шуберта - это симфония-драматический монолог; в ней 2 части вместо классических 4, хотя он не отходит от сонатной формы и вкладывает в них полноценный сюжет, и считается, что даже при наличии черновиков 3 части, симфония закончена; повествование идёт с конца - в первой части главной темой является «состояние сейчас», а побочной - «воспоминания» (у Бетховена такое тоже проблескивало, но не очень конкретно и не так масштабно); в некоторых местах отходит от всяких канонов с тональностями;
в конце концов, эта симфония стала открытием того времени. после него отход от форм стал более понятным и принятым явлением. число таковых становилось больше и разнообразнее их композиторы сами придумывали (фантастические пьесы, симфонические этюды, романс-элегия и тд).
а Бетховен в это время работал по канонам.
Какие известные сольные вокальные сочинения Шуберта вы знаете?
Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери.
· «Гретхен за прялкой»
· «Полевая розочка»
· «Лесной царь»
· «Жалоба пастуха»
Как вы поняли драматургию цикла «Прекрасная мельничиха»?
Песенное искусство Шуберта получило наиболее полное выражение в 20-е годы в двух циклах на слова поэта-современника Вильгельма Мюллера. Стихи Мюллера, посвященные извечной романтической теме отвергнутой любви, отличались художественными чертами, родственными лирическому дару Шуберта. Первый цикл — «Прекрасная мельничиха» (1823), —состоящий из двадцати песен, называют музыкальным «романом в письмах». Каждая песня выражает отдельный лирический момент, вместе же они образуют единую сюжетно-повествовательную линию с определёнными этапами развития и кульминацией.
Тема любви переплетается с романтикой странствований, воспетой многими поэтами шубертовского поколения (наиболее ярко — в стихах Эйхендорфа). Большое место в цикле занимают романтизированные картины природы, окрашенные душевными переживаниями рассказчика.
Бесспорно, господствующее настроение в шубертовской музыке – лирическое. И тем не менее композитор отразил в своем произведении первоначальный, театральный замысел мюллеровских стихов. В нем ясно намечен драматургический план. Большой диапазон настроений отличает этот цикл и находит проявление в драматически развертывающейся сюжетной линии: жизнерадостная наивность вначале, пробуждающаяся,любовь, надежла, ликование, тревога и подозрение, ревность с ее страданиями и тихая грусть. Многие песни вызывают сценические ассоциации: странник, идущий вдоль ручья, пробудившаяся ото сна красавица («Утренний привет»), праздник на мельнице («Праздничный вечер»), скачущий охотник. Но особенно примечательно следующее обстоятельство. Из двадцати пяти стихов поэтического цикла Шуберт использовал только двадцать. При этом самый яркий театральный прием — появление нового «действующего лица», который вызывает резкий перелом в развитии событий, — совпал в музыкальном цикле с точкой золотого сечения.
|
|