Брьвьно, глътати, подъшьва, въздоухъ, коурьскъ (Курск), съръвати, безводьнъ, сльза.
2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:
Краткий, пламя, дерево, сторож, ворота, среда, власть, порох.
3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:
дрожать, пишу, межа, отцовский, печка, громче, друзи ( др.-рус., им.пад. мн. числа ), водица.
4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:
Окно – подоконник – очки – око – заочный – очи.
Контрольная работа по ИГРЯ (№1)
Вариант 2
1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:
Льстьць, въсходъ, гърбъ, зълостьныи, съто, въ пълкъ, коньць, тълстъ.
2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:
Враг, кладка, волос, полотно, согласный, владыка, преграда, порошок.
3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:
|
|
Достижение, медвежий, витязь, отцовский, сажа, полезный, восклицать, изречение.
4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:
Год – погоди – подожди – непогода – негодный – угождать.
Контрольная работа по ИГРЯ (№1)
Вариант 3
1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:
сънъ, сънъмь, жьдати, тьмьнъ, потолъкъ, въсходъ, бъчела ( пчела ), съто.
2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:
Ворота, страж, ограда, седовласый, порох, середина, сторона, отвратить.
3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:
кричать, девица, дружок, держать, печаль, пастуси ( др.-рус., им.пад. мн. числа ), сажа, речной.
4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:
Год – погоди – подожди – непогода – негодный – угождать.
Контрольная работа по ИГРЯ (№1)
Вариант 4
1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:
жьньць, жьньци, тьща, лъбъ, лъбъмь, съдоровъ (здоров), чьтьць, дължьникъ.
2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:
Молоко, влечение, бремя, гласность, страна, город, прохладный, похороны.
3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:
Стучать, пленница, кружок, может, мрачный, личный, квашеный, наречие.
|
|
4. В данных фразеологизмах найдите «экзотические» словоформы, объясните причину их появления, объясните значения устойчивых сочетаний:
Почил в Бозе. Притча во языцех. Всё в руце божьей.
Контрольная работа по ИГРЯ (№1)
Вариант 5
1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:
Зьрно, мълчати, скърбь, жьрдь, гъртань, мълва, кръвь, дължьникъ.
2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:
Дерево, глава, время, полотно, странный, городить, холодный, охрана.
3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:
Уши, бежим, печь, вкратце, замечать, положить, мучить, суша.
4. В данных фразеологизмах найдите «экзотические» словоформы, объясните причину их появления, объясните значения устойчивых сочетаний:
Толците и отверзется. Темна вода в облацех. Её и монаси приемлют.
Контрольная работа по ИГРЯ (№1)
Вариант 6
1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:
Въсходъ, мъхъ, съто, стькло, подъжьдати, тьсть, чьтьць, тьпьтати.
2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:
Власть, голос, плен, платок, деревянный, город, прохлада, хоронить.
3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:
Крепче, племянница, рожок, вкратце, сочный, отложить, ноша, заочно.
4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:
Дух – душа – душно – дышать – дыхание.
Контрольная работа по ИГРЯ (№1)
Вариант 7
1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:
Тьмьнъ, лъжька, пришьльць, коупьць, въшьли, осьлъ, съзъвати, зьрно.
2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:
Поворот, страж, середина, прибрежный, древовидный, волочить, шлем, хранить.
3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:
Вечно, мельница, кружок, бочка, посошок, личико, сушь, ножка.
4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:
холм – ошеломить – шлем – шелом ( др.-рус.)
Контрольная работа по ИГРЯ (№1)
Вариант 8
1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:
пьнь, къдѣ, чьтьць, роусьскыи, множьство, жьдати, събьрати, събирати.
2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:
Ограда, сторож, сердце, небрежно, дерево, голос, время, охранять.
3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:
Лично, молодец, дорожить, брошу, свеча, пеший, смешной, тяжело.
4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:
Спать – сопеть – сон –- усопший.
Контрольная работа по ИГРЯ (№1)
Вариант 9
1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:
Шьвьць, съзъвати, сътьню, въсходъ, дъхноути, зьрно, пьстрыи, правьдьнъ.
2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:
Набережная, здоровье, порох, ограда, обратиться, гласный, голова, золото.
3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:
Князь, горожанин, крепче, кричу, смешно, утешить, старческий, лицо.
4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:
|
|
сердце – сердечный – среда –- средний.
Контрольная работа по ИГРЯ (№1)
Вариант 10
1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:
къто, правьдьнъ, подъжьдати, дъска, подъшьва (подошва), зъло, лъжька, стькло.
2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни: