Сердце – сердечный – среда –- средний

Брьвьно, глътати, подъшьва, въздоухъ, коурьскъ (Курск), съръвати, безводьнъ, сльза.

2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:

Краткий, пламя, дерево, сторож, ворота, среда, власть, порох.

3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:

дрожать, пишу, межа, отцовский, печка, громче, друзи ( др.-рус., им.пад. мн. числа ), водица.

 

4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:

Окно – подоконник – очки – око – заочный – очи.

Контрольная работа по ИГРЯ (№1)

Вариант 2

 

1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:

Льстьць, въсходъ, гърбъ, зълостьныи, съто, въ пълкъ, коньць, тълстъ.

2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:

Враг, кладка, волос, полотно, согласный, владыка, преграда, порошок.

3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:

Достижение, медвежий, витязь, отцовский, сажа, полезный, восклицать, изречение.

 

4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:

Год – погоди – подожди – непогода – негодный – угождать.

 

Контрольная работа по ИГРЯ (№1)

Вариант 3

 

1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:

сънъ, сънъмь, жьдати, тьмьнъ, потолъкъ, въсходъ, бъчела ( пчела ), съто.

2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:

Ворота, страж, ограда, седовласый, порох, середина, сторона, отвратить.

3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:

кричать, девица, дружок, держать, печаль, пастуси ( др.-рус., им.пад. мн. числа ), сажа, речной.

 

4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:

Год – погоди – подожди – непогода – негодный – угождать.

Контрольная работа по ИГРЯ (№1)

Вариант 4

 

1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:

жьньць, жьньци, тьща, лъбъ, лъбъмь, съдоровъ (здоров), чьтьць,  дължьникъ.

2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:

Молоко, влечение, бремя, гласность, страна, город, прохладный, похороны.

3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:

Стучать, пленница, кружок, может, мрачный, личный, квашеный, наречие.

 

4. В данных фразеологизмах найдите «экзотические» словоформы, объясните причину их появления, объясните значения устойчивых сочетаний:

Почил в Бозе. Притча во языцех. Всё в руце божьей.

 

Контрольная работа по ИГРЯ (№1)

Вариант 5

 

1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:

Зьрно, мълчати, скърбь, жьрдь, гъртань, мълва, кръвь, дължьникъ.

 

2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:

Дерево, глава, время, полотно, странный, городить, холодный, охрана.

3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:

Уши, бежим, печь, вкратце, замечать, положить, мучить, суша.

 

4. В данных фразеологизмах найдите «экзотические» словоформы, объясните причину их появления, объясните значения устойчивых сочетаний:

Толците и отверзется. Темна вода в облацех. Её и монаси приемлют.

 

Контрольная работа по ИГРЯ (№1)

Вариант 6

 

1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:

Въсходъ, мъхъ, съто, стькло, подъжьдати, тьсть, чьтьць, тьпьтати.

 

2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:

Власть, голос, плен, платок, деревянный, город, прохлада, хоронить.

3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:

Крепче, племянница, рожок, вкратце, сочный, отложить, ноша, заочно.

 

4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:

Дух – душа – душно – дышать – дыхание.

 

Контрольная работа по ИГРЯ (№1)

Вариант 7

 

1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:

Тьмьнъ, лъжька, пришьльць, коупьць, въшьли, осьлъ, съзъвати, зьрно.

 

2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:

Поворот, страж, середина, прибрежный, древовидный, волочить, шлем, хранить.

3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:

Вечно, мельница, кружок, бочка, посошок, личико, сушь, ножка.

 

4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:

холм – ошеломить – шлем – шелом ( др.-рус.)

Контрольная работа по ИГРЯ (№1)

Вариант 8

 

1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:

пьнь, къдѣ, чьтьць, роусьскыи, множьство, жьдати, събьрати, събирати.

 

2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:

Ограда, сторож, сердце, небрежно, дерево, голос, время, охранять.

3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:

Лично, молодец, дорожить, брошу, свеча, пеший, смешной, тяжело.

 

4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:

Спать – сопеть – сон –- усопший.

 

Контрольная работа по ИГРЯ (№1)

Вариант 9

 

1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:

Шьвьць, съзъвати, сътьню, въсходъ, дъхноути, зьрно, пьстрыи, правьдьнъ.

 

2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:

Набережная, здоровье, порох, ограда, обратиться, гласный, голова, золото.

3. Укажите, каково происхождение шипящих и свистящих звуков в следующих словах, в результате каких процессов они образовались:

Князь, горожанин, крепче, кричу, смешно, утешить, старческий, лицо.

 

4. Докажите этимологическое родство данных слов, объясните чередования гласных и согласных в них:

сердце – сердечный – среда –- средний.

 

Контрольная работа по ИГРЯ (№1)

Вариант 10

 

1. Определить позиции редуцированных в следующих словах:

къто, правьдьнъ, подъжьдати, дъска, подъшьва (подошва), зъло, лъжька, стькло.

 

2. Подберите пары к словам с полногласием / неполногласием, укажите исторические корни:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: