Для постановки звука [3] необходимо прежде всего отработать продувание плавной воздушной струи по средней линии языка в передние отделы артикуляционного аппарата.
После проведения обычных дыхательных упражнений логопед предлагает ребенку поставить ладонь под подбородок и подуть на нее - на ладони возникает ощущение холодной воздушной струи.
Далее к воздушной струе присоединяется голос - возникает звук, сходный со звуками [У], [В].
Следующим моментом является создание ощущения голосодыхательной струи на кончике языка. Для этого ребенку предлагается положить кончик языка на нижнюю губу таким образом, чтобы он ровно закрывал ее. В этом положении он ставит ладонь под подбородок и подает голосодыхательную струю. На ладони и кончике языка ощущается прохождение холодной воздушной струи, при этом слышится звук, близкий к [В].
После того как ребенок уверенно выполняет данное упражнение, ему предлагается оскалить зубы и положить кончик языка между резцами так, чтобы край языка ровно лежал на нижних резцах, а верхние резцы легко касались языка, но не прижимали его. В таком положении подается голосодыхательная струя, и слышится звук, похожий на [3].
Далее необходимо отработать ощущение легкого касания кончика языка, так как в дальнейшем потребуется, чтобы он легко, без напряжения касался внутренней поверхности нижних резцов. Для этого логопед просит ребенка высунуть кончик языка и щекочет его шариковым зондом. Спрашивает ребенка, почувствовал ли он щекотание? Затем предлагает провести несколько боковых движений языком с касанием нижних резцов до ощущения щекотки.
После того как ребенок научится легко касаться кончиком языка нижних резцов, ему предлагается снова произнести звук на оскале в межзубном положении, а затем - выполнить то же самое с легкими
3
боковыми движениями широким кончиком языка. Далее, с такими же боковыми движениями, нужно убрать кончик языка за нижние резцы. Во время этого упражнения у ребенка должно сохраняться ощущение щекотания кончика языка и голосодыхательная струя должна подаваться непрерывно. При этом полученный межзубный прообраз звука [3] должен приобрести необходимое звучание.
К полученному правильному звучанию привлекается внимание ребенка и предлагается самостоятельно его воспроизвести, уже ориентируясь на собственный слух. При необходимости процесс постановки из межзубного положения повторяется.
При такой постановке звука обычно звук [С] корригируется спонтанно по мере автоматизации звука [3]. При необходимости звук [С] ставится по приведенной выше схеме постановки звука [3] без включения голоса.
Звук [3'] ставится в сочетании и-ззз-иии;
[С'] - в сочетании и-ссс-иии.
Звук [Ц'] также обычно корригируется спонтанно после автоматизации [С] и формирования фонематических представлений. Если требуется специальная постановка, то используется сочетание а-т-с или аналогичное сочетание с другим гласным. Это сочетание нужно произносить с ускорением.