Особенности постановки шипящих звуков

Для постановки звука [Ж] необходимо отработать продувание воздушной струи через середину распластанного языка.

Далее - положить распластанный кончик языка на верхнюю губу так, чтобы он ровно закрывал ее, и подуть. На кончике носа должно возникнуть ощущение теплой воздушной струи. Если ребенок не может положить язык на верхнюю губу, можно выполнить упражнения на присасывание языка к верхней губе и укладывание языка в верхнее преддверие рта. Можно придерживать язык на верхней губе с помощью нижней губы, приподнимая ее пальцем. (В логопедии высказывается мнение о том, что такая поддержка представляет из себя синкинезию, с которой надо бороться. На самом деле синкинезии являются показателями стволовых нарушений и, следовательно, являются непроизвольными движениями. В данном случае подключение нижней губы осуществляется произвольно, а для перевода произвольного движения на непроизвольный уровень требуется, как известно, длительная автоматизация.) Далее к подаче воздушной струи на кончик носа присоединяется голос и слышится звук, похожий на [В].

Когда усвоена предыдущая позиция, нужно во время подачи голосодыхательной струи медленно убирать язык за верхние зубы на оскале до получения звука [Ж].

Одна из распространенных в логопедической практике ошибок - постановка губ в виде рупора при артикуляции шипящих.

У детей с дизартрией это провоцирует сужение языка и подъем его средней части. Нужно ставить звуки в положении оскала, при этом язык обычно распластывается. В дальнейшем при автоматизации положение губ устанавливается соответственно артикуляции соседних звуков.

Звук [Ж] при дизартрии успешно ставится и с помощью зондов. Для этой цели можно использовать «короткий клюв» или «печатку», которые подводятся под переднюю часть языка. Ребенку предлагается подуть на язык. Далее внимание ребенка фиксируется на нужном звучании. Затем логопед, слегка перемещая зонд вперед-назад, меняет звучание и просит ребенка движениями головы ответить, правильно или неправильно звучит звук. (Есть жук, или он улетел?) После этого логопед предлагает ребенку самому взять зонд и «поискать у себя во рту нужный звук». Обычно при таком подходе ребенок скорее осваивает самостоятельное произношение, нежели может реально помочь себе зондом.

Вопреки расхожим представлениям, для произношения звука [Ж] требуется небольшой подъем кончика языка, причем щель для прохождения воздуха образуется неширокая и не ровно посередине, так как тело человека вообще несимметрично. Поэтому с помощью зонда не столько задается поза языка, сколько создается тот акустический эталон, к которому стремится ребенок. Поза языка при этом индивидуальна в соответствии со строением и моторными возможностями ребенка.

Звук [III] обычно спонтанно корригируется после автоматизации [Ж] или ставится по той же схеме, что и [Ж], но без включения голоса.

Звук [Щ] можно поставить в сочетании и-шшш-иии.

Можно использовать зонды аналогично постановке звука [Ж].

Звук [Ч] ставится в сочетании а-ть-щ или в аналогичном сочетании с другим гласным.

4




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: