Особенности постановки сонорных звуков

Звук [Л] следует ставить после отработки подачи воздушной струи в передние отделы артикуляционного аппарата. Для этого звука особенно важно, чтобы голосодыхательная струя не фокусировалась в задних отделах, потому что вследствие подъема задней части языка воздушная струя часто уходит в нос.

Для постановки звука [Л] нужно сначала попросить ребенка пропеть а-а-а с широко открытым ртом. Далее во время пропевания касаться узким кончиком языка поочередно то нижней, то верхней губы. Затем логопед просит ребенка показать кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нее. После этого ребенку предлагается во время пропевания а-а-а несколько раз плотно прижимать узкий кончик языка к середине верхней губы. При этом получаются мелодичные слоги ла-ла-ла. Внимание ребенка фиксируется на полученном звуке [Л] и предлагается повторить упражнение, перемещая кончик языка к верхним резцам и убирая за резцы к их корням.

При выраженных нарушениях координации ребенку трудно устанавливать кончик языка на середину верхней губы. В таких случаях ему предлагается ставить язык к верхнему преддверию рта, слегка фиксировать его кончик в преддверии и далее выполнять упражнение в такой позиции.

Не рекомендуется ставить звук [Л], прикусывая кончик языка, так как при этом не формируется необходимый прогиб в средней части языка и при переводе языка за верхние зубы часто получается полусмягченный звук. Кроме того, при этом способе постановки звук часто получается с напряжением и эффектом «сдавленности».

Для получения звука [Л'] нужно плотно прижать переднюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы кончик языка касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.

Звук [Р] Существует много приемов постановки звука [Р]. Необходимо добиться, чтобы вибрировал поднятый передний край широко распластанного языка. Поэтому сначала нужно убедиться в том, что подъему широкого языка не мешает подъязычная связка. При укороченной связке необходима консультация хирурга. В том случае, если проблема не решается путем оперативного вмешательства, осуществляется растягивание связки с помощью упражнений. Для растягивания связки применяются любые упражнения на движения языка, особенно вверх. Это могут быть облизывание губ с широко раскрытым ртом, облизывание нёба в переднезаднем направлении, вытягивание языка к носу и т. п.

При постановке [Р] важно сформировать ощущение воздушной струи на кончике языка. Для этого можно применить задувание на кончик носа при укладывании широкого языка на верхнюю губу - так же, как при постановке звука [Ж].

Следующим этапом является отработка подвижности широкого кончика языка. Для этого применяются присасывание кончика языка к нёбу «цоканье»), «болтушка» (быстрое высовывание языка изо рта и втягивание обратно со звуками бл-бл-бл) и т. п.

Далее ребенку предлагается на оскале распластанным кончиком языка ударять по нёбу, произнося прямые слоги с полусмягченным [Д]: да-да-да, дз-дз-дз... Эти слоги произносятся многократно в разном ритме, со смещением ударения, с постепенным ускорением темпа. Звук [Д] при этом звучит как в английском языке. При ускорении темпа ребенку предлагается дополнительно поддувать на кончик языка - к слогам добавляется слабая вибрация, которая постепенно усиливается.

- Звук [Р] можно поставить от сочетания дз. Ребенку предлагается на оскале произносить сочетание дз, удерживая кончик языка сначала за нижними зубами, затем - за верхними зубами. Далее, при произношении дз за верхними зубами скорость произношения увеличивается и добавляется поддувание на кончик языка. Можно начать постановку [Р] при межзубном положении языка. Сначала ребенку предлагается поиграть пальцем на губах - слышится гудение с призвуком б. Далее логопед просит его положить язык на верхнюю губу, ровно закрывая ее кончиком языка. В таком положении следует подать голосодыхательную струю и поиграть пальцем только на нижней губе. При этом создается вибрация, которая передается на верхнюю губу и кончик языка. Далее к этому упражнению присоединяется поддувание на кончик носа - получается легкая вибрация кончика языка, который постепенно переводится за верхние зубы.

Логопеды любят использовать прием «балалайки». Ребенку предлагается на оскале произносить многократно д-д-д или ж-ж-ж. В это время логопед подводит шариковый зонд под кончик языка и быстрыми горизонтальными движениями создает вибрацию. Не рекомендуется с помощью этого приема получать изолированный звук, так как при этом часто образуется слишком раскатистое звучание, которое препятствует автоматизации. Поэтому необходимо при получении таким способом проторного

5


звука сразу вводить его в слоги. Логопед делает «балалайку» и говорит ребенку: «Как только я выну зонд, сразу произноси ааа (или другой гласный звук»).

М. Е Хватцев справедливо писал о том, что при велярном и увулярном произношении [Р] существует опасность получения двойной вибрации, когда одновременно вибрирует и кончик языка, и нёбная занавеска. Этот недостаток плохо поддается устранению. Для предупреждения такого явления Хватцев рекомендовал при горловых ротацизмах сначала ставить глухой звук, а затем, по мере закрепления язычной вибрации, добавлять к нему голос.

В том случае, если ребенок не может поднять кончик языка, «балалайку» можно делать, положив ребенка на спину со слегка запрокинутой головой. При этом кончик языка поднимается вверх, а «балалайка» служит заодно и средством его активизации.

Звук [Р'] можно поставить в сочетании иии-ррр-иии.

Безусловно, перечисленные приемы постановки не являются исчерпывающими. Логопед может использовать различные приемы и в процессе работы изобретать новые приемы с учетом индивидуальности ребенка. В данных приемах показан стандартный подход к постановке звуков -моделирование артикуляции в направлении сзади вперед и использование при этом механической помощи. Однако такая работа не принесет положительных результатов, если у ребенка не сформированы необходимые фонематические представления. Чаще бывает так, что звук появляется спонтанно в процессе работы над развитием фонематической системы, и специальная работа по постановке артикуляции не требуется.

Придерживаясь идеи опережающего развития фонематической системы, легко прийти к выводу, что сначала целесообразно ставить звонкие звуки, а потом уже глухие, так как звонкий звук лучше опознается ребенком на слух.

Полученный звук нужно сразу же вводить в слог. Сложные согласные рекомендуется сразу ставить в слогах, не добиваясь их чистого изолированного звучания, и уже в слогах отрабатывать их правильное произношение. Существует правило:

щелевые звуки сначала автоматизируются в открытых слогах, смычные и аффрикаты - в закрытых.

Автоматизация в слогах является важным элементом работы над звукопроизношением. Эта работа сочетается с развитием просодических компонентов речи - речевого ритма, темпа, интонации. Для этого нужно использовать игровые приемы. Например, логопед говорит ребенку, что он изображает большой колокол, медленно произнося ЛА-ЛА-ЛА..., а маленький колокол произносит: да-да-да... быстро. Колокола переговариваются. Один говорит: да-да-да, другой спрашивает: да-да-да?, третий отвечает: да-да-да.

После автоматизации звука в слогах ребенку предлагается произносить слова с отработанными слогами. Работу по автоматизации звуков в словах сочетают с развитием сложных форм фонематического анализа и синтеза, а также с развитием лексико-грамматического строя речи.

6



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: