Понятие фонда как юридического лица

Понятие «фонд» происходит от латинского слова fundus - основание и имеет несколько лексических значений:

· Запас, накопление денежных средств, денежный капитал.

· Денежные и материальные средства, сосредоточенные в единую совокупность с целью использования их для определенных целей (например, пенсионный фонд).

· Организация, учреждение, созданные для оказания содействия определенным видам деятельности, социальным группам людей (например, благотворительные фонды).[6]

Также понятие «фонд» может означать процентные ценные бумаги и положение в каком-нибудь деле.

Наименование «фонд» организационно-правовой формы является одним из самых неудачных, т.к это наименование имеют другие организации (бюджетные и внебюджетные фонды, фонды хозяйственных обществ, инвестиционные, жилые, компенсационные, страховые и иные фонды).

Такая формулировка вносит некоторую путаницу, хотя имеются попытки законодателя и правоприменительных органов выделить фонды как организационно-правовую форму некоммерческих организаций. Прямого указания в законе на данное обстоятельство нет, но имеется, например, согласно ст. 1473 ГК РФ, запрет на указание в наименовании общества с ограниченной ответственностью терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму. [7]

Таким образом, согласно п.1 ст.7 Закона о некоммерческих организациях, фонд является некоммерческой организацией, учреждаемой гражданами и/или юридическими лицами на основе их добровольных имущественных взносов и преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Согласно ст. 123.17 ГК РФ – Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Правовое положение фондов в целом определяется ГК РФ и Законом о некоммерческих организациях. Особенности правового положения и деятельности отдельных видов фондов предусмотрены специальными законами, например Законом об общественных объединениях (если это общественный фонд), Законом о благотворительной деятельности - при создании благотворительного фонда.

Согласно п.3 ст.7 Закона «О некоммерческих организациях» – высшим органом фонда является его попечительских совет, действующий на общественных началах. Он создается для надзора за деятельностью фонда из числа учредителей и иных лиц.

В фонде могут образовываться исполнительные органы: коллегиальный и единоличный, которые назначаются либо утверждаются учредителями фонда или попечительским советом. Сведения об органах фонда должны быть указаны в его уставе.

Так, в качестве учредителей фондов могут выступать как физические, юридические лица, так и публично-правовые образования. Однако учредителями не могут быть лица, которые организуют, а затем руководят деятельностью фонда.

В отличие от многих видов некоммерческих организаций фонд не имеет членства. Его учредители не управляют деятельностью фонда и не участвуют в такой деятельности.

Если обратиться ст. 118 Гражданского кодекса РФ, то в нем отмечено, что для достижения уставных целей фонд вправе заниматься предпринимательской деятельность, как и другие некоммерческие организации.

Впрочем, благотворительные фонды, согласно п.4 ст.12 Закона «О благотворительной деятельности», имеют право участвовать в хозяйственных обществах лишь в качестве их единственных членов.

В п.3 ст.7 Закона «О некоммерческих организациях» говорится, что отсутствие каких-либо имущественных прав участников в отношении, созданных ими фондов приводит к тому, что учредители и фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

В ст.123.18 сказано, что учредители фонда не сохраняют право собственности на переданное ему имущество (в виде взносов, пожертвований и др.); это имущество становится собственностью фонда. Поэтому в уставе фонда должна быть определена судьба его имущества в случае ликвидации.

В п.1 ст.14 Закона «О некоммерческих организациях» сказано – устав является единственным учредительным документом фонда. Органы фонда могут изменить устав фонда только в случае, если в самом уставе предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Однако в уставе может быть предусмотрен иной порядок его изменения.

Ссылаясь на ст.7 вышесказанного нормативно-правовой акт, то информация о деятельности фонда должна быть доступна общественности, поэтому на фонд возложена обязанность ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества.

Реорганизация фонда возможна по решению его учредителей, попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. При этом преобразование фонда в другой вид юридического лица не допускается. В добровольном порядке фонд ликвидирован быть не может. Фонд может быть ликвидирован по решению суда по основаниям и в порядке, определенным законодательством о несостоятельности (банкротстве), либо если цели фонда не могут быть достигнуты, либо при уклонении фонда от его уставных целей, а также в иных установленных законом случаях.

Фонд может быть ликвидирован в следующих случаях:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.[8]

Виды фондов

Как было сказано выше, фондом признается не имеющая членства некоммерческаяорганизация, учрежденная гражданами и (или) юридическимилицами на основе добровольных имущественных взносов преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели(п. 1 ст. 118 ГК, п. 1 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Фондам, как и любым другим явлениям природы и общества, присущи определенные признаки, по которым их можно классифицировать. К таким признакам, характеризующим фонды, можно отнести следующие:

1. иерархию или уровень власти;

2. принадлежность фонда;

3. источник формирования средств фонда;

4. сферу использования средств фонда;

5. период функционирования (действия) фонда.

По признаку принадлежности к уровню власти фонды бывают: федеральные и территориальные, внебюджетные и бюджетные фонды. Все фонды федерального уровня можно свести в четыре основные группы:

1. государственные внебюджетные фонды;

2. целевые бюджетные фонды;

3. специальные бюджетные фонды;

4. отраслевые внебюджетные фонды.

По источникам формирования средств фонды подразделяют на фонды, формируемые непосредственно за счет налоговых и неналоговых поступлений, и фонды, формируемые из средств бюджета.

По сферам или целям использования средств фонды подразделяют на фонды, обеспечивающие социальную сферу, сферу экономики, науки, культуры, обороны, экологии и т. д.

По отрасли сферы использования средств фонды подразделяют на межотраслевые и отраслевые.

В зависимости от предполагаемого периода функционирования, с учетом реализации конкретных мероприятий, существуют фонды бессрочные,  долгосрочные и краткосрочные.

К бессрочным фондам относят: пенсионный, экологический и другие фонды, долгосрочным — фонд регионального развития, краткосрочным — фонд помощи беженцам и т. д.

По охвату проблем фонды можно подразделить на фонды общего и конкретного характера. К фондам общего характера, например, можно отнести фонд регионального развития, а к фондам конкретного назначения — фонд развития автомагистралей в масштабе государства или субъекта РФ.

Таким образом, на данный момент законодательство России выделяет следующие основные виды фондов:

· Негосударственный пенсионный фонд (Федеральный закон № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»);

· Благотворительный фонд (Федеральный закон № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);

· Общественный фонд (Федеральный закон № 82-ФЗ от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях»);

· Фонд целевого капитала (Федеральный закон № 275-ФЗ от 30.12.2006 г. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»);

· Фонд – региональный оператор (ст.178 Жилищного кодекса РФ);

· Фонды взаимного кредитования и фонды проката (Федеральный закон № 66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан);

· Фонд перспективных исследований (Федеральный закон № 174-ФЗ от 16.10.2012 г. «О фонде перспективный исследований);

· Фонд – Центр исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий (Федеральный закон № 68 от 13.05.2008 г. «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших свои полномочия»);

· Государственные фонды развития промышленности (Федеральный закон от № 488-ФЗ 31.12.2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации»).

Правовое положение фондов отличается от правового положения других юридических лиц большим своеобразием. Классическими разновидностями фонда как организационно-правовой формы некоммерческой организации следует признать благотворительный фонд (ст. 7 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») и общественный фонд (ст. 10 Закона «Об общественных объединениях»).

Негосударственные пенсионные фонды, созданные в соответствии с ФЗ для осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фондов, а также деятельности в качестве страховщика по обязательному и профессиональному пенсионному страхованию. Такие органы считаются не фондами, а особой организационно-правовой формой некоммерческих организаций социального обеспечения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 апреля 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах"), хотя их правовое положение весьма близко к статусу обычного фонда.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: