Глава II. Правовое положение фонда

Имущество фонда

Руководствуясь ст. 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информация и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также нематериальные блага.

Имущество – это широкое понятие, которое включает в себя вещи или их совокупности (ч.2 ст.15 ГК РФ), деньги и ценные бумаги (ч.1 ст.302, ч.1 ст.307 ГК РФ), имущественные права (ст.18 ГК РФ) и имущественные обязанности (ч.2 ст.63 ГК РФ).

"Имущество" в  широком значении данного слова часто используется для обозначения совокупности материальных (имущественных) объектов гражданских прав.

В некоторых случаях под имуществом понимается только совокупность вещей, а не прав и обязанностей, т.е. этой категории придается более узкое значение. Но в состав имущества не могут включаться нематериальные объекты гражданских прав (за исключением, разумеется, прав требования имущественного характера, например права на выплату авторского гонорара).[9]

Таким образом, имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (ст.123.18 ГК РФ).

Согласно ст.6 ФЗ от 2 ноября 2013г. N291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – имущество Фонда формируется за счет ежегодных имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Фонда и использования его имущества, а также за счет добровольных имущественных взносов, пожертвований, иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений и является собственностью Фонда.

Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества (ст.7 ФЗ «О некоммерческих организациях).

Согласно законодательству, коммерческие и некоммерческие организации могут быть собственниками своего имущества.  Однако, имущество или материальные ценности, которыми владеет организация некоммерческого типа, должно использоваться только для достижения целей, которые изложены в учредительной документации юридического лица.

Ссылаясь на ст.209 ГК РФ, после передачи имущества сообществу, бывший собственник теряет законное право на данную собственность. Это правило распространяется и на имущество, переданное фондам – оно также становится собственностью фонда, а не лица, которое передало данное имущество.

Источниками формирования имущества фонда являются:

· Добровольные взносы в пользу фонда в виде материальных ценностей или имущества;

· Членские взносы участников данной организации;

· Имущество, приобретенное фондом на средства, полученные в результате законной деятельности.

Согласно нормам права, фонд – унитарная некоммерческая организация, которая имеет право на владение имуществом и характеризуется целевой правоспособностью. Таким образом, имущество, которым владеет фонд, может быть использовано только с определенной целью, изложенной в уставной документации.

Взносы, их размер и порядок внесения, осуществляются согласно положениям Устава, который принимают участники данной организации.

Деятельность фонда является публичной, по этому, как говорилось ранее, организация должна публиковать отчеты о своем функционировании. Отчет публикуется официально и должен находиться в общем доступе всех, кто заинтересован в данной информации.

Составлять отчеты фонды обязаны, согласно закону «О некоммерческих организациях». В документе, который подается в уполномоченные органы, должна быть подробная информация об использовании средств и имущества фонда для достижения цели, изложенной в Уставе.

Формы предоставления документации и отчетов могут быть определены уполномоченными органами.

 

Управление фондом

Под органом управления фонда понимается лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью фонда.

Состав, структура, порядок формирования и распределение полномочий органов управления определяются уставом фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы фонда являются его частью, а не самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Через свои органы управления фонд приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности.

Организационное обеспечение фактической деятельности фонда возлагается на исполнительный орган. По образцу и подобию, исполнительный орган фонда избирается его высшим коллегиальным органом. Однако профильным законодательством о фондах отдельных видов, а также уставом фонда это полномочие может быть отнесено к привилегии учредителей.

К органам управления фонда относят:

· Совет фонда – является высшим органом управления фонда. Совет фонда осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Члены совета фонда могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда.

· Попечительский совет фонда – орган, выполняющий надзорные функции и обеспечивающий общественный контроль за деятельностью фонда;

· Единоличный исполнительный орган фонда (президент, председатель, директор и т.д.).

· Коллегиальный орган – высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.

К компетенции единоличного исполнительного и/или коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

Согласно ст. 123.19, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относится, если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом:

1. определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов его образования и использования имущества;

2. образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

3. утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности фонда;

4. принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ;

5. принятие решений о создании филиалов и/или об открытии представительств фонда;

6. изменение устава фонда, если это предусмотрено уставом;

7. одобрение совершаемых фондом сделок в предусмотренных законом случаях.

Ссылаясь к той же статье, в ней сказано, что к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам, если это установлено законом или уставом фонда.

· Ревизор фонда – основной функцией ревизора является осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности фонда. Ревизор вправе требовать от должностных лиц фонда предоставления необходимой информации, документов или личных объяснений.

Ревизор фонда имеет право:

· проводить полную или частичную ревизию финансовой деятельности фонда;

· проводить проверку учета поступлений пенсионных взносов, использования полученных средств, правильности выплат негосударственных пенсий;

· определять размер ущерба, нанесенного фонду неправомерными действиями должностных лиц фонда, и ходатайствовать перед советом фонда о привлечении должностных лиц фонда к материальной ответственности;

· требовать внеочередного созыва совета фонда.

Структура и порядок формирования совета фонда определяются в уставе фонда.

Совет фонда выполняет свои функции в соответствии с уставом фонда. К исключительной компетенции совета фонда Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относит вопросы:

· изменения устава фонда;

· определения приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;

· образования исполнительных органов фонда и досрочного прекращение их полномочий;

· реорганизации фонда.

Совет фонда принимает решение и по другим вопросам, таким как:

· участие в других организациях;

· утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

· утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;

· создание филиалов и открытие представительств фонда;

· утверждение правил организации и осуществления внутреннего контроля, внесение в них изменений;

· утверждение пенсионных и страховых правил фонда, внесение в них изменений

· иные вопросы, отведенные к компетенции Совета фонда уставом фонда.

В пределах п.3 ст. 123.19 ГК законодатель ссылается на возможность возложения на члена исполнительного органа обязательства компенсировать убытки, причиненные фонду его неправомерными действиями/бездействием, ненадлежащим исполнением служебных обязанностей и т. п. Основания и порядок привлечения к ответственности должностных лиц исполнительных органов юридических лиц оговорен ст.53.1 ГК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: