Сущность, задачи и процесс логистики закупок

Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Цель закупочной логистики – удовлетворение потребностей производства в материалах (в торговле потребностей потребителей) с максимально возможной экономической эффективностью.

Задачи закупочной логистики:

1. Соблюдение обоснованных сроков закупки товаров.

2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них.

3. Соблюдение требований к качеству поставляемых товаров.

Основными критериями разработки логистической политики осуществления закупок и формирования общей системы закупочной логистики являются: оптимальная периодичность (время) поставок; оптимальная структура материальных потоков; минимальные совокупные логистические затраты.

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых товаров удовлетворительного качества по минимальным ценам.

Процесс закупок включает следующую последовательность работ:

1 этап. Определение потребности в товарных ресурсах.

Потребность в сырье и материалах – это количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов.

Потребность в материалах на определенный период называется периодической потребностью. Она состоит из первичной, вторичной и третичной.

Первичная потребность – потребность в готовых изделиях, узлах и деталях, предназначенных для продажи, а также в покупных запасных частях. Расчет первичной потребности осуществляется с помощью методов математической статистики и прогнозирования, дающих ожидаемую потребность. Риск неправильной оценки или неточного прогноза потребностей компенсируется соответствующим увеличением страхового запаса.

Вторичная потребность – потребность в комплектующих узлах, деталях и сырье, необходимых для выпуска готовых изделий. Расчет вторичной потребности осуществляется на основе первичной потребности, включающей сведения об объемах и сроках; спецификаций; возможностях дополнительной поставки; количества материалов, находящегося в распоряжении предприятия. Если такой способ установления потребностей невозможен, то ее прогнозируют используя данные о расходе сырья и материалов.

Третичная потребность – потребность производства во вспомогательных материалах и изнашивающихся инструментах. Она может быть определена исходя из вторичной на основе показателей использования материалов (детерминированное определение потребности) путем проведения стохастических расчетов на основе расхода имеющихся материалов или экспертным путем.

Для расчета потребности используются различные методы:

1. Стохастические методы. Используются для расчета первичной потребности на основе математико-статистических методов:

§ апроксимация средних значений;

§ метод экспоненциального сглаживания

§ регрессионный анализ

2. Детерминированные методы. Используются для расчета вторичной потребности в материалах при известной первичной. К ним относятся:

§ аналитический метод – расчеты осуществляются от изделия по ступеням иерархии сверху вниз;

§ синтетический метод – расчеты для каждой группы деталей осуществляются исходя из степени их использования на отдельных ступенях иерархии

3. Субъективная оценка по мнению экспертов. Потребность определяется на основе опыта сотрудников: оценка по аналогии, оценка по интуиции

В зависимости от учета наличных запасов различают брутто- и нетто-потребность.

Брутто-потребность – потребность в материалах на плановый период без учета запасов на складе или в производстве.

Нетто-потребность – потребность в материалах на плановый период с учетом наличных запасов. Она определяется как разность между брутто-потребностью и наличными складскими запасами к определенному сроку.

2 этап. Исследование рынка закупок. Предполагают систематический сбор, классификацию и анализ информации как основы для принятия наиболее эффективных решений по закупке

При исследовании рынка закупок используются следующие критерии оценки:

§ ценность продукции или услуги с точки зрения получения прибыли;

§ рентабельность продукции;

§ характеристика цены/стоимости;

§ доступность;

§ качество материальных ресурсов;

§ качество информации.

 

Таблица3.1 - Направления исследований в области закупок

Направления Области анализа
Исследования закупленного сырья, продукции или услуги. Касаются в основном закупаемой специфической продукции (уникальная или дорогостоящая продукция) 1. Анализ методов утилизации отходов (включая переработку). 2. Оценка вариантов целесообразности производства, аренды или покупки материальных ресурсов. 3. Исследование процессов упаковки материальных ресурсов для снижения расходов. 4. Анализ существующих спецификаций материальных ресурсов, чтобы исключить закупки ненужных товаров. 5. Анализ сфер применения конкретного товара и рассмотрение возможности комплексного использования одной номенклатурной позиции для удовлетворения ряда производственных потребностей. 6. Анализ технических и экономических возможностей замены номенклатурной позиции, закупаемой в настоящее время.
Исследования сырья и товаров. Направлено на составление краткосрочных или долгосрочных прогнозов в отношении основного закупаемого товара или изделия. 1. Текущий или будущий статус компании в качестве покупателя (описание товара, поставщики, цена, условия, ежегодное потребление, вид). 2. Альтернативы производственного процесса (технология изготовления товара, использованное сырье, обеспеченность трудовыми ресурсами и др.). 3. Использование товаров (потребность, наличие возможных товаров-заменителей и стоимость замены). 4. Удовлетворение потребности (объем запаса и источники потребности, предполагаемое изменение). 5. Снабжение (возможности, каналы распределения, сильные и слабые стороны поставщиков). 6. Цены (факторы, определяющие цену, расходы на производство и доставку, цены поставщиков и потребителей промышленной продукции). 7. Стратегии по сокращению расходов и/или обеспечению снабжения.
Исследование поставщика. 1. Анализ финансового положения поставщика. 2. Анализ производственных возможностей. 3. Поиск новых источников снабжения. 4. Анализ расходов, связанных с дистрибуцией. 5. Анализ производственных расходов. 6. Исследование дисциплины и качества. 7. Оценка деятельности поставщика. 8. Оценка стратегии продаж поставщика.
Исследование системы закупок. 1. Общие заказы.. 2. Формирование индекса цены. 3. Ценовые скидки. 4. Котировки. 5. Себестоимость. 6. Процедура оплаты. 7. Системы контроля поставщика. 8. Метод оценки деятельности покупателя и отдела закупок. 9. Метод оценки деятельности поставщика.

 

 

3 этап. Определение типа закупок.

- обычная повторная закупка – ситуация, при которой предприятие-покупатель просто делает повторный заказ, не внося в него никаких изменений;

- измененная повторная закупка – ситуация, при которой предприятие-покупатель намеренно изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика товара;

- новая закупка – ситуация, при которой предприятие-покупатель совершает покупку товаров или услуги впервые.

- комплексная закупка – закупка комплексного решения проблемы, не требующая принятия каких-либо отдельных решений.

4 этап. Выбор поставщика.

5 этап. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной логистики являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяются следующие виды затрат:

- затраты на выполнение заказа по основным видам товарных ресурсов;

- затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;

- затраты на грузопереработку;

- затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;

- затраты на приемку и проверку товарных ресурсов;

- затраты на поиск информации о потенциальных поставщиках.

6 этап. Осуществление закупок. Включает: выбор метода закупок (таблица 6.2), разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки товарных ресурсов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: