Система «планирования распределения продукции» (DRP) – это распространение логики построения систем MRP на каналы дистрибуции готовой продукции. Однако эти системы, хотя и имеют в основе общую логистическую концепцию «планирования потребностей / ресурсов», в то же время существенно различны (табл. 5.2).
Система DRP определяется как система, оценивающая спрос на запасы в отдельных распределительных центрах предприятия. В ней накапливается информация о спросе и передается в систему производства и материальных запасов. Прогнозирование начинается с самого нижнего уровня канала дистрибуции, например, магазина или склада, путем суммирования запланированных потребностей нижних уровней достигается количественное расписание спроса для высших звеньев в структуре. Такой вид планирования позволяет получить достаточно точный прогноз спроса, а также запланировать необходимый уровень запасов и места их складирования в рамках всех звеньев интегрированной цепи поставок.
Таблица 5.2 - Различия в логистических концепциях MRP и DRP
|
|
MRP | DRP |
Базируются на производственном расписании, которое регламентировано и контролируется фирмой-изготовителем готовой продукции | Базируются на потребительском спросе, который не контролируется фирмой |
Работают в условиях стабильности | Работают в условиях неопределенности спроса |
Контролируют запасы внутри производственных подразделений | Планируют и регулируют уровень запасов на складах фирмы и в собственной товаропроводящей сети сбыта или у оптовых посредников |
Система DRP позволяет решить следующие задачи:
1. Планирование и координация логистических и маркетинговых функций.
2. Прогнозирование конъюнктуры рынка.
3. Планирование величины и места поставок и уровней запасов на центральном и региональных складах завода-изготовителя.
4. Оптимизация логистических издержек хранения.
Главная задача модуля DRP – создание возможности для предприятия быстро реагировать на изменения спроса, определять спрос на товары в пункте сбыта и на этой основе разрабатывать согласованный во времени и количестве план потребностей для каждого звена в системе дистрибуции.
Модель DRP разрабатывает план для каждой единицы запасов и требует следующих данных:
- прогноз величины спроса для каждого вида поддерживаемых запасов;
- величина фактического уровня запасов для каждого вида запасов;
- величина установленного страхового запаса;
- величина установленного страхового запаса;
- установленная величина партии доставки;
- информация о времени доставки.
Эта информация используется для составления требований на пополнение запаса.
|
|
Концепция быстрого реагирования (ECR) – это одно из направлений метода организации работы «точно в срок». Основана на использовании производителями и розничными предприятиями компьютеризированных технологий автоматической идентификации товаров для повседневных деловых операций, связанных с движением товара
Суть концепции заключается в том, что для получения конкурентных преимуществ, основанных на факторе времени, необходимо разработать системы, обладающие высокой скоростью реагирования на изменения. Поэтому философия ECR создает общий подход для объединения информационных и логистических систем, обеспечивающих поставки «точно в срок», с целью предоставления «нужного товара, в нужном месте и в нужное время».
Использование ECR стало возможным благодаря развитию информационных технологий и в особенности устройств электронного обмена данными (Electronic Data Interchange – EDI), метода штрихового кодирования, а также использованию электронных систем сбора данных в местах продаж и лазерных сканеров.
Преимущества концепции быстрого реагирования:
1. Сокращается время реакции логистической системы на изменение спроса.
2. Уменьшается неопределенность в сроках доставки продукции, производстве и пополнении заказов.
3. Позволяет уменьшить запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить потребительский спрос, и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов
4. Осуществляется гибкое взаимодействие партнеров в интегрированной логистической сети.
Смысловой модуль ІІІ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ЛОГИСТИКИ
Тема 6. Логистика запасов
1. Понятие и классификация запасов.
2. Системы управления запасами.
3. АВС-анализ и XYZ-анализ в управлении товарными запасами
Понятие и классификация запасов.
Материальные запасы – это сырье, материалы, готовая продукция и другие материальные ценности, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. В дальнейшем мы будем рассматривать запасы готовой продукции в сфере обращения или товарные запасы.
С логистических позиций товарные запасы – это материальные потоки, вышедшие из сферы производства, но еще не поступившие в сферу потребления.
Запасы товаров на предприятии могут создаваться с разными целями, основными из которых являются:
1. Обеспечение устойчивости ассортимента и ритмичности осуществления торгово-технологического процесса в предприятиях торговли и других пунктах для бесперебойной реализации товаров покупателям.
2. Накопление товаров сезонного спроса, сезонного производства и целевого назначения.
3. Осуществление спекулятивных операций с оптовыми партиями товара в периоды выгодной торговой конъюнктуры на рынке.
4. Предотвращение обесценения имеющихся свободных денежных активов в условиях инфляционной экономики.