1. Степень сжатия – основной фактор. С увеличением степени сжатия увеличивается температура и давление в цилиндре двигателя, что способствует образованию взрывоопасных перекисей.
2. Угол опережения зажигания φо.з. определяет положение процесса сгорания относительно ВМТ. При правильной работе, т. е. при оптимальном значении φ о.з. поршень должен немного не доходить до ВМТ, когда произойдет зажигание. При раннем зажигании, когда поршень намного не доходит до ВМТ (т. е. φ о.з.> φ о.з опт.) резко увеличиваются потери тепла в системе охлаждения и возникают утечки газов через поршневые кольца, появляется металлический стук. При позднем зажигании, когда поршень дошёл до ВМТ (т.е. φ о.з< φ о.з) сгорание рабочей смеси происходит на лини расширении и выделившаяся теплота превращается в работу в течение части хода поршня, и это приводит к увеличению тепловых потерь.
3. Частота вращения коленвала, т. к. с уменьшением частоты вращения увеличивается время, отводимое на цикл, а, следовательно, успевают образоваться взрывоопасные перекиси.
4. Форма КС и длина цилиндров, т к. чем больше времени в течение, которого искра от свечи зажигания может дойти до наиболее отдалённых точек, тем больше вероятность возникновения взрывоопасных перекисей.
5. Марка свечи зажигания. Неправильно подобранные свечи зажигания могут привести к недостаточному отводу тепла от неё, а раскаленная свеча может послужить источником деформации. Рабочая температура свечей колеблется от 70 оС (при свежей порции рабочей смеси) до 2700о С (во время рабочего хода поршня). На то, в каком тепловом режиме может работать свеча, указывает калильное число (цифры 8, 11, 14, и т.д. в маркировке свечи). Чем больше калильное число, тем при более высоких температурах может работать свеча.
6. Впускной и выпускной клапаны, т. к. их температура может достигать 800…950 оС и даже выше.
7. Нагар на стенках цилиндров и поршне ухудшает теплопередачу, что приводит к перегреву двигателя, и, следовательно, вызывает детонацию. Кроме того, нагар уменьшает объём КС, и степень сжатия увеличивается, что в свою очередь также приводит к детонации.
8. Углеводородный состав топлива. Наличие в составе бензина парафиновых углеводородов нежелательно, т. к. они легко окисляются и образуют перекиси, которые детонирую даже при низкой степени сжатия. Желательно наличие ароматических и изопарафиновых углеводородов, которые обладают высокой детонационной стойкостью.
- 14 -
Температура охлаждающей жидкости. С увеличением температуры ОЖ отвод тепла ухудшается, и детонация увеличивается.
Понятие об октановом числе и методы его определения
Октановое число ОЧ характеризует детонационную стойкость бензина, т.е. его способность сгорать плавно, без взрывов. ОЧ отражает процентное содержание изооктана в эталонной смеси
изооктана и гептана и по своей детонационной стойкости равноценной испытуемому бензину. Например, бензин содержит 78 % изооктана и 22 % гептана, тогда ОЧ этого бензина 78. Чем выше ОЧ, тем выше детонационная стойкость бензина.
Таблица 5.1