Контрольные вопросы и задания

1. Какие свойства бензинов влияют на образование и подачу топливовоздушной смеси?

2. По каким показателям оценивают фракционный состав бензина?

3. Дайте краткую характеристику нормального горения бензина?

4. Какие факторы определяют детонационное горение бензина?

5. Назовите меры предупреждения детонации во время эксплуатации автомобиля.

6. В чем заключается моторный и исследовательский метод определения октанового числа?

7. Какие существуют способы повышения октанового числа?

8. Какие показатели определяют физическую и химическую стабильность бензина?

9. Что вы знаете о коррозионных свойствах бензина?

10. Какие марки бензинов выпускаются в России и за Рубежом?

11. Ответьте на вопросы тестового задания (см. Приложение 1, таблицы П1.3, П1.4).

Лекция 7

Тема 1.3. Дизельное топливо

Иметь представление о дизельном топливе, его назначении и составе, эксплуатационных

требованиях к ДТ.

Знать показатели, влияющие на подачу ДТ, показатели, влияющие на смесеобразование.

Дизельное топливо(ДТ ) – это сложная смесь парафиновых (10…40 %), нафтеновых (20…60 %) и ароматических (14… 30 %) углеводородов с температурой кипения t К = 170…380 ºС, температура вспышки t ВСП = 30… 80 ºС, температура застывания t ЗАСТ = – 5 ºС. Физико- химические свойства ДТ приводятся в таблице приложений П 2.10.

К ДТ относят солярку, газойль. Широко применяется в качестве топлива для тракторов, комбайнов, автобусов, грузовых и некоторой части легковых автомобилей. Газойль – в качестве сырья для получения высокооктановых бензинов путём крекинг-процесса.

Основное преимущество ДТ:

• Б о льшая экономичность дизельного двигателя: удельный часовой расход составляет на 20…30 % меньше, чем у карбюраторных двигателей.

• ДТ менее взрыво- и огнеопасно.

• ДТ оказывает меньшее отравляющее действие, т. к. испаряется медленнее, чем бензин.

- 17 -




Эксплуатационные требования к ДТ

Чтобы обеспечить надёжную, экономичную и долговечную работу дизельного двигателя, ДТ должно отвечать следующим требованиям:

• Бесперебойно поступать в цилиндры при любой температуре.

• Обеспечивать тонкий распыл и хорошее смесеобразование.

• Не вызывать коррозии деталей двигателя и топливоподающей системы.

• Не вызывать повышенного нагарообразования на клапанах, кольцах, поршнях и закоксовывания форсунок.

• Полностью сгорать, не образуя сажистых отложений, чтобы двигатель легко запускался и «мягко» работал.

• При сгорании выделять как можно больше тепла.

• Обладать высокой химической и физической стабильностью.

Показатели ДТ, влияющие на его подачу по системе питания (участок «топливный бакТНВД»)

К этим показателям относят вязкость, температуру помутнения t П, и температуру застывания tЗ.

Вязкость ДТ топлива зависит от температуры. Изменение вязкости оказывает существенное влияние на работу дизельного двигателя. С понижением температуры вязкость ДТ возрастает, и топливо оказывает значительное сопротивление при движении по трубопроводам, особенно высокого давления, через фильтры, отверстия форсунок. С ростом температуры вязкость ДТ понижается, что приводит к нарушению его дозировки ДТ, т. к. часть топлива подтекает и просачивается во всех зазорах и неплотностях (например, в зазорах плунжерной пары насоса). Неизбежно падает мощность двигателя.

Изменение вязкости оказывает существенное влияние на подачу топлива особенно в холодное время года. При низких температурах ДТ теряет свою подвижность, т.к. углеводороды кристаллизуются, и кристаллы, сращиваясь, образуют каркас, который пронизывает весь объем топлива. В результате нарушается нормальная подача топлива, а иногда прекращается совсем.

Температура, при которой в безводном прозрачном ДТ при его охлаждении начинается процесс кристаллизации, т. е. появляется помутнение, видное невооружённом глазом, называется

Температурой помутнения tП.

При дальнейшем охлаждении ДТ теряет подвижность из-за образования каркаса из кристаллов углеводородов. Температура, при которой в топливе появляются первые кристаллы, называется температурой начала кристаллизации. Температура, при которой топливо полностью теряет подвижность, т.е. застывает, называется температурой застывания tЗ.

Значения температур помутнения, начала кристаллизации, застывания зависят от состава ДТ. Поэтому в ДЗ и ДА желательно наличие нафтеновых углеводородов, т.к. они имеют достаточно низкую температуру застывания (ниже - 50 ºС). Парафиновые углеводороды застывают уже при положительных температурах. Поэтому их наличие допускается только в ДЛ. Ароматические углеводороды также нежелательны в ДТ из-за высокой температуры застывания и большой склонности к нагарообразованию.

Таблица 7.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: