Механические примеси, которые могут содержаться в ДТ – это продукты износа и коррозии заводской аппаратуры, перекачивающих средств, топливоподающей системы, песок. Механические примеси могут быть любого размера, но наибольший вред наносят частицы 6…12 мкм. В топливный бак может попадать примерно до 0, 03… 0,05 % механических примесей. Поэтому ДТ необходимо фильтровать. Фильтрующими элементами снабжены все механизированные заправочные агрегаты. Наличие механических примесей в ДТ ГОСТ не допускает, т.к.:
• попадая на поверхность деталей топливной аппаратуры, двигателя, они оставляют царапины, риски, что приводит к повышенному износу;
• Засоряют сопла форсунок (диаметр форсунки составляет сотые доли мм), в результате подача топлива прекращается, и может даже произойти обрыв форсунки;
• Забиваются фильтры, их срок службы сокращается, падает производительность;
• В результате износа плунжерных пар увеличиваются зазоры, топливо подтекает, нарушается регулировка топливного насоса, и может возникнуть перебои в работе
|
|
двигателя. Наличие воды в ДТ ГОСТ также не допускает (допускается незначительное количество до 0,025 % лишь в летних сортах), т.к.:
• При низких температурах вода замерзает, и образовавшиеся кристаллы льда, забивая топливные фильтры, нарушают подачу топлива;
• Способствует образованию шлаков, которые засоряют фильтры;
• Ухудшает смазывающие свойства ДТ, в результате износ направляющей иглы распылителя увеличивается, и нарушается впрыск топлива.
• Служит причиной коррозии.
Показатели ДТ, влияющие на смесеобразование
Смесеобразование в дизельных двигателях зависит от вязкости и фракционного состава.
1. Вязкость ДТ оказывает влияние на качество его распыления при впрыске в цилиндры. Если вязкость топлива высокая, то капли получаются крупные, что приводит к их замедленному испарению, и часть капель оседает на поршне, стенках КС. В результате увеличивается нагар, стенки цилиндров утолщаются, теплопроводность ухудшается и возникает перегрев двигателя, КПД двигателя падает. Если вязкость топлива слишком маленькая, то капли получаются слишком мелкие, дальность их полёта при впрыске настолько мала, что они концентрируются и сгорают вблизи форсунок. Форсунки перегреваются, деформируются. Также не полностью используется воздух – та часть, которая находится вдали от форсунок, не участвует в смесеобразовании.
Наилучшими свойствами обладает ДТ с γ20 = 3…6 мм2/с для летних сортов и γ20 = 1,8…4 мм2/с для зимних сортов. При изпользовании такого ДТ получаются мелкие и однородные по составу капли, улучшается смесеобразование и сгорание топлива. При отрицательных температурах такое топливо обладает лучшей текучестью по трубопроводам, через фильтры тонкой очистки, ТНВД.
|
|
2. Фракционный состав ДТ определяет его испаряемость, от него также зависит качество смесеобразования и горение топлива. Т. к. в дизельном двигателе время смесеобразования в 10…15 раз меньше, чем в карбюраторном, то качественное смесеобразование возможно только при хорошем распылении и испаряемости ДТ.
ДТ с утяжелённым составом:
• Обладает плохим смесеобразованием;
• т.к. при распылении образуются крупные капли, то топливовоздушная смесь несвоевременно воспламеняется и плохо сгорает, повышается расход топлива;
• увеличивается нагарообразование в зоне цилиндропоршневой группы, возникает закоксовывание форсунок,
• моторное масло смывается со стенок цилиндров, и увеличивается износ.
- 19 -
Однако наличие в ДТ слишком большого количества лёгких углеводородов, которые плохо воспламеняются, также нежелательно, т.к. ухудшается процесс горения.
ГОСТ предусматривает 2 показателя, по которым нормируется фракционный состав ДТ:
1. Температура выкипания 50 % t50 (определяет наличие в ДТ пусковых фракций)
2. Температура выкипания 96 % t96 (определяет наличие в ДТ тяжёлых фракций, которые ухудшают смесеобразование и приводят к нагару).
В результате ДТ должно иметь нормированный фракционный состав: температура
выкипания 96 % не должна превышать 330 … 360 ºС.
Таблица 7.2