Частное Учреждение детский ясли сад «Bal-Bala»
Консультация для педагогов
Методист:
Нольфина Елена Григорьевна
Конспект выступления на августовской педагогической конференции работников дошкольного образования на тему:
«Создание предметно-развивающей среды в старших группах в соответствии с обновленным содержанием дошкольного воспитания и обучения».
Развитие системы дошкольного воспитания и обучения является одним из стратегических направлений государственной образовательной политики Республики Казахстан. В ежегодных посланиях Президента РК Н.А Назарбаева значительное внимание уделяется вопросам дошкольного воспитания и обучения.
Об этом свидетельствует ряд государственных документов, нацеленных на обновление системы дошкольного образования, на формирование педагога с новым педагогическим мышлением и менталитетом: Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, Государственная программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы, Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК 2016 г, общеобразовательная типовая программа дошкольного воспитания и обучения РК рекомендованная научно-методическим советом Республиканского центра «Дошкольное детство».
В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента РК от 1 марта 2016 года, значимость дошкольного периода развития ребенка обозначена как основа для его успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления. Вместе с этим изменились и программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно — предметно-развивающая среда в ДО. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ГОСО является созданная предметно-развивающая среда.
Так что же мы подразумеваем под термином предметно –развивающая среда? Государственный общеобязательный стандарт РК от 13.05.2016 дает следующее определение данного термина:
Предметно-пространственная развивающая среда – система условий, обеспечивающая личностное, эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Требования к предметно-пространственной развивающей среде: Предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и направлена на:
– эффективную реализацию содержания Программы с использованием современных дидактических материалов, оборудования и инвентаря для развития и воспитания детей;
– охрану и укрепление здоровья детей;
– коррекцию недостатков в развитии детей, создание условий для инклюзивного образования;
– реализацию различных образовательных и развивающих программ;
– обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности детей;
– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с окружающими взрослыми и детьми в предметно-пространственном окружении;
– предоставление возможности для самовыражения детей. При создании предметно развивающей пространственной среды следует учитывать гендерный подход и обеспечивать специфику предметов, игрушек и материалов для девочек и мальчиков. Предметно развивающая пространственная среда строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Материалы и оборудование для одной образовательной области нужно использовать в ходе реализации других областей. Подбор оборудования осуществляется, в первую очередь, для тех видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют творческому, психологическому и физическому развитию детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Учет неповторимости и уникальности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в дошкольной организации.
Как известно, развитие ребёнка происходит в содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Организованная предметно-развивающая среда в ДО (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
При организации предметной среды в групповом помещении педагогам
необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить следующие правила:
среда должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса;
необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда
должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
элементы декора должны быть легко сменяемыми;
5) в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности;
6) организуя предметную среду в групповом помещении необходимо
учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и
речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;
7) цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными
тонами;
8) при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности;
9) предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы;
Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает
наличие:
игровых зон;
зон уединения;
современных игрушек;
развивающих игр;
дидактического и демонстрационного материала;
материала для продуктивной деятельности;
атрибутики для творческой деятельности;
уголков экспериментирования;
уголка природы;
логопедического уголка;
фонотеку, видеотеку;
спортивного инвентаря и оборудования и т.д.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
— спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги;
— средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;
— зона насыщенного движения: спортивный уголок.
Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:
— зона познавательного развития (учебная); может быть представлена мини- лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;
— зона художественно — эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами,»стеной» творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;
— «лаборатория» содержит материал для проведения опытов;
— театрализованная зона располагает различными видами театральных
кукол, масками, декорациями, ширмами;
— зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом
систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;
— в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями основной образовательной программы ДО имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;
— игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья,
модули- макеты игрового пространства;
— конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;
— «уголок уединения»;
— для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс,
нестандартное оборудование для физического развития детей.
Предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.






