Нольфина Елена Григорьевна

Частное Учреждение детский ясли сад «Bal-Bala»

Консультация для педагогов

Методист:

Нольфина Елена Григорьевна

Конспект выступления на августовской педагогической конференции работников дошкольного образования на тему:

«Создание предметно-развивающей среды в старших группах в соответствии с обновленным содержанием дошкольного воспитания и обучения».

Развитие системы дошкольного воспитания и обучения является одним из стратегических направлений государственной образовательной политики Республики Казахстан. В ежегодных посланиях Президента РК Н.А Назарбаева значительное внимание уделяется вопросам дошкольного воспитания и обучения.

Об этом свидетельствует ряд государственных документов, нацеленных на обновление системы дошкольного образования, на формирование педагога с новым педагогическим мышлением и менталитетом: Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, Государственная программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы, Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК 2016 г, общеобразовательная типовая программа дошкольного воспитания и обучения РК рекомендованная научно-методическим советом Республиканского центра «Дошкольное детство».

В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента РК от 1 марта 2016 года, значимость дошкольного периода развития ребенка обозначена как основа для его успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления. Вместе с этим изменились и программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно — предметно-развивающая среда в ДО. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ГОСО является созданная предметно-развивающая среда.

Так что же мы подразумеваем под термином предметно –развивающая среда? Государственный общеобязательный стандарт РК от 13.05.2016 дает следующее определение данного термина:

Предметно-пространственная развивающая среда – система условий, обеспечивающая личностное, эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Требования к предметно-пространственной развивающей среде: Предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и направлена на:

– эффективную реализацию содержания Программы с использованием современных дидактических материалов, оборудования и инвентаря для развития и воспитания детей;

– охрану и укрепление здоровья детей;

– коррекцию недостатков в развитии детей, создание условий для инклюзивного образования;

– реализацию различных образовательных и развивающих программ;

– обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности детей;

– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с окружающими взрослыми и детьми в предметно-пространственном окружении;

– предоставление возможности для самовыражения детей. При создании предметно развивающей пространственной среды следует учитывать гендерный подход и обеспечивать специфику предметов, игрушек и материалов для девочек и мальчиков. Предметно развивающая пространственная среда строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Материалы и оборудование для одной образовательной области нужно использовать в ходе реализации других областей. Подбор оборудования осуществляется, в первую очередь, для тех видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют творческому, психологическому и физическому развитию детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Учет неповторимости и уникальности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в дошкольной организации.

Как известно, развитие ребёнка происходит в содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Организованная предметно-развивающая среда в ДО (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

При организации предметной среды в групповом помещении педагогам

необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить следующие правила:

среда должна выполнять образовательную, развивающую,

воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса;

необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда

должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;

элементы декора должны быть легко сменяемыми;

5) в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности;

6) организуя предметную среду в групповом помещении необходимо

учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,

психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и

речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;

7) цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными

тонами;

8) при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности;

9) предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от

возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы;

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает

наличие:

игровых зон;

зон уединения;

современных игрушек;

развивающих игр;

дидактического и демонстрационного материала;

материала для продуктивной деятельности;

атрибутики для творческой деятельности;

уголков экспериментирования;

уголка природы;

логопедического уголка;

фонотеку, видеотеку;

спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

— спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги;

— средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;

— зона насыщенного движения: спортивный уголок.

Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:

— зона познавательного развития (учебная); может быть представлена мини- лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;

— зона художественно — эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами,»стеной» творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;

— «лаборатория» содержит материал для проведения опытов;

— театрализованная зона располагает различными видами театральных

кукол, масками, декорациями, ширмами;

— зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом

систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;

— в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями основной образовательной программы ДО имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;

— игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья,

модули- макеты игрового пространства;

— конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

— «уголок уединения»;

— для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс,

нестандартное оборудование для физического развития детей.

Предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.




double arrow
Сейчас читают про: