Железнодорожный транспорт

 

Отечественная практика проектирования и строительства объектов транспортной инфраструктуры, а также организация транспортного обслу­живания населения до недавнего времени не учитывала специфических потребностей людей с инвалидностью и требований доступности.

В связи с чем, при пользовании объектами железнодорожного транспорта маломо­бильные пассажиры зачастую сталкиваются с различного рода барьерами и препятствиями, которые являются для них труднопреодолимыми. Формируемая в последнее время государственная система мер в дан­ной области, производство ассистивных технических средств для желез­нодорожного транспорта, развитие различных сервисов, направленных на организацию обслуживания маломобильных пассажиров, способствует по­степенному созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для людей с инвалидностью и других МГН.

Основные требования к обеспечению условий доступности желез­нодорожного транспорта установлены ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Фе­дерации», приказом Минтранса России от 06.11.2015 № 329 «Об утверж­дении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования», Корпоративным порядком обеспечения условий доступности объектов пас­сажирской инфраструктуры для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом (утв. распоряжени­ем ОАО «РЖД» от 10.04.2018 №721р), Стандартом СТО РЖД 03.001-2014 «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию ма­ломобильных пассажиров».

Основополагающей задачей работы по обеспечению транспортной до­ступности для МГН является формирование условий обеспечения равно­го доступа к услугам железнодорожного транспорта общего пользования, наравне с другими пассажирами, удовлетворение потребностей маломо­бильных пассажиров в перевозках на железнодорожном транспорте общего пользования.

Для реализации указанной задачи выделяются следующие направления работы: разработка минимальных стандартов и руководящих ориентиров, предусматривающих доступность объектов и услуг; обеспечение доступности пассажирской инфраструктуры и подвижного состава с учетом принципов Конвенции ООН: «универсального дизайна» и «принципа разумного приспособления»;

- развитие информационных и навигационных систем;

- разработка текущих и перспективных планов работы по обеспече­нию доступности объектов и услуг с участием общественных орга­низаций инвалидов с учетом потребностей и приоритетов маломо­бильных пассажиров;

- формирование современной корпоративной культуры по обслужива­нию маломобильных пассажиров;

- подготовка персонала, связанного с обслуживанием маломобильных пассажиров;

- привлечение общественных организаций инвалидов к подготовке персонала для более полного понимания работниками железнодо­рожного транспорта особенностей обслуживания и потребностей в помощи и общении инвалидов различных категорий;

- оказание ситуационной помощи пассажирам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения;

- в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью при­способить для нужд маломобильных пассажиров, принять согласо­ванные с

общественными объединениями инвалидов или органи­зациями, представляющими их интересы, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (обеспече­ние доступности услуг, либо, когда это возможно, предоставление ее в дистанционном режиме);

- информирование об услугах, предоставляемых маломобильным пассажирам на железнодорожном транспорте общего пользования, в том числе через web-сайт в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и Центр содействия мобильности ОАО «РЖД».

Согласно действующей нормативно-правовой базе без взимания допол­нительной платы пассажирам из числа инвалидов должны быть обеспечены:  условия беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом; возможность самостоятельного передвижения по территории объек­тов, в том числе с использованием кресла-коляски; возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске; сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие расстройства функций зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи; помощь в преодолении препятствий и барьеров, мешающих получению услуг наравне с другими пользователями;

- помощь при перемещении предметов, находящихся при пассажире (вес и размер которых не превышает норму бесплатного провоза ручной клади, установленную Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом);

- помощь при посадке в транспортное средство инвалидов и высадке из него при нахождении указанного транспортного средства на тер­ритории объекта железнодорожного транспорта;

- предоставление при необходимости вспомогательных средств пере­движения, в том числе кресел-колясок, при оказании услуг;

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвали­дов к объектам железнодорожного транспорта и предоставляемым услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графи­ческой информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдоперевод­чика;

- допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждаю­щего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной вла­сти, осуществляющим функции по выработке и реализации государ­ственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере социальной защиты населения;

-допуск переводчика жестового языка (сурдопереводчика) и тифло­сурдопереводчика к местам предоставления услуг;

-возможность проинформировать о предстоящей поездке и необхо­димой инвалиду помощи (по специально организованному каналу связи).

Владельцы пассажирской инфраструктуры, перевозчики на вокзалах и в пассажирских поездах обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов усло­вий доступности услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транс­портом в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов и иными норматив­но-правовыми актами.

 

Общие требования по организации обслуживания маломобильных пас­сажиров включают:

Сопровождение и оказание помощи маломобильным пассажирам с инвалидностью I и II группы, имеющим стойкие расстройства функции зрения, слуха и самостоятельного передвижения, а также имеющим временные ограничения с выраженными нарушениями функций зрения и передвигающимся в креслах-колясках, с исполь­зованием костылей, ходунков, других технических средств передви­жения и следующих на носилках, осуществляется при предостав­лении заблаговременной информации (заявки), не менее чем за 24 часа до предстоящей поездки, или по факту обращения пассажира указанной категории к представителю владельца пассажирской ин­фраструктуры на вокзале или к представителю перевозчика.

При обращении к представителю владельца пассажирской инфраструк­туры или к представителю перевозчика на вокзале или в поезде (при от­сутствии заявки) услуга предоставляется исходя из имеющихся в текущий момент на объекте возможностей (технических средств и при наличии в данный период времени соответствующего персонала). При совпадении времени предоставления услуги нескольких заявок (обращений) в первую очередь выполняются заявки, поступившие заблаговременно.

Услуги сопровождения и оказания помощи предоставляются при пере­движении по функциональным зонам пассажирской инфраструктуры, свя­занным с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом, при при­обретении билетов, проведении досмотровых мероприятий, проходе через турникеты, перемещении предметов, находящихся при пассажире, посадке в пассажирские поезда и высадке из них, при оформлении багажа, полу­чении багажа по прибытии поезда, посадке на автотранспортное средство инвалидов.

Предоставление услуги организуют:

на территории вокзалов - работники владельца пассажирской ин­фраструктуры, в случае если вокзал или его часть сданы в аренду, исполнение требований по доступности для пассажиров из числа инвалидов предоставляемых услуг обеспечивает арендатор;

в пассажирских вагонах - работники перевозчика;

в билетных кассах - работники перевозчика. 

На вокзалах должно обеспечиваться дублирование следующей необ­ходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе через информационные табло, стенды, ин­формационные терминалы, по громкоговорящей связи и (или) пре­доставляться по телефону и Интернету: вокзальных помещениях, используемых для оказания услуг, в том числе местах, оборудованных кнопкой оповещения (вызова) или иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими сред­ствами, о наличии выделенных для пассажиров из числа инвалидов парковок;

о времени работы билетных касс и камер хранения;

о местах встречи пассажиров из числа инвалидов;

об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) при оказании услуг пассажирам из числа инвалидов и другим мало­мобильным пассажирам для перемещения по территории железно­дорожного вокзала и о местах их расположения;

о порядке осущест­вления контактов с сотрудниками владельца инфраструктуры, в том числе подачи заявки на предоставление условий перевозки, обуслов­ленных ограничениями жизнедеятельности, и о номерах телефонов, по которым можно получить дополнительную информацию;

о льготах, предоставляемых гражданам определенных категорий на железнодорожных вокзалах.

Перевозчик обязан обеспечить пользователей услуг железнодорожного транспорта своевременной достоверной информацией:

о времени отправления и прибытия поездов, правилах и стоимости проезда и т. д.;

о времени работы железнодорожных билетных касс;

о льготах, предоставляемых гражданам определенных категорий, при проезде в пассажирских поездах.

Владелец инфраструктуры определяет места размещения информацион­ных стендов. Вся перечисленная информация, кроме того, размещается на официальном сайте ОАО «РЖД» и доступна для пассажиров по телефонам Единого информационно-сервисного центра ОАО «РЖД».

Для обеспечения возможности маломобильным пассажирам про­информировать о предстоящей поездке и о потребности в услугах, оказываемых указанной категории пассажиров на вокзалах и в по­ездах, а также координации деятельности участников перевозочного процесса, работает информационно-сервисный Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» (далее - ЦСМ РЖД).

Операторы ЦСМ РЖД по установленным каналам связи в круглосу­точном режиме без выходных дней осуществляют прием заявок от мало­мобильных пассажиров, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг их исполнения на:

сопровождение и оказание помощи на вокзалах маломобильным пассажирам;

включение в состав пассажирского поезда вагона с местами для ин­валидов, при отсутствии такого вагона в составе поезда;

резервирование мест для инвалидов в поездах дальнего следования и скоростных поездах;

регистрацию пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся в кресле-коляске, для оформления электронных билетов на места для

инвалидов в поездах дальнего следования и скоростных поездах на сайте ОАО «РЖД».

 При оформлении заявки в ЦСМ РЖД, на сопровождение и оказа­ние помощи на вокзалах, место персональной встречи должно быть согласовано работниками владельца инфраструктуры с маломобиль­ным пассажиром в зависимости от способа его прибытия на вокзал. Если в заявке указаны сведения о дате и времени прибытия поезда, номере поезда и вагона, в которых пассажир прибывает на вокзал, согласования места персональной встречи пассажира не требуется. Встреча осуществляется возле указанного вагона в пункте прибы­тия. Также согласования места персональной встречи не требуется, если при оформлении заявки в ЦСМ РЖД пассажир сообщил, что по прибытии на вокзал он самостоятельно обратиться к дежурному персоналу. В иных случаях в заявке делается отметка о необходи­мости согласования с маломобильным пассажиром места и времени встречи.

Обслуживание пассажиров из числа инвалидов осуществляется ра­ботниками владельца инфраструктуры или перевозчика, прошедши­ми инструктирование или обучение по вопросам, связанным с об­служиванием пассажиров из числа инвалидов.

 При общении работники, связанные с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, должны руководствоваться «Правилами по этике общения при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте», утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 27.08.2013 № 1835р. При возникновении трудностей устного общения с пассажиром, имеющим нарушения слуха или ис­пытывающим затруднения в речи, рекомендуется предложить пасса­жиру изложить письменно, какая информация ему необходима.

На вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов пассажирам из числа инвалидов предоставляется возможность оставаться в своем крес­ле-коляске (за исключением устройств с электрическим приводом).

 Перевозка железнодорожным транспортом общего пользования пассажиров из числа инвалидов, лишенных одновременно слуха и зрения, должна осуществляться с сопровождающим лицом, оказы­вающим ему помощь, в соответствии со статьей 80.1 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федера­ции» от 10.01.2003 № 18-ФЗ.

При наличии на вокзале медицинского пункта медицинские работ­ники могут оказывать помощь пассажирам из числа инвалидов в проведении медицинских процедур при наличии назначения врача.

При сопровождении маломобильных пассажиров и оказании им по­мощи работники перевозчика и владельца инфраструктуры не долж­ны:

постоянно находиться рядом с пассажиром из числа инвалидов во время поездки в поезде и во время ожидания поезда или транспорт­ного средства инвалида на объекте; распаковывать или хранить личные вещи пассажира, принимать денежные средства с целью передачи, например, для оплаты услуг (при необходимости, возможно сопровождение пассажира к кассе, к камере хранения и т. д.);

оказывать помощь в уходе за пассажиром из числа инвалидов и в проведении медицинских процедур (принятии пищи, в выполне­нии санитарно-гигиенических процедур, смене одежды, приеме ле­карств, обработке ран, наложении повязок, компрессов и др.).

Работники перевозчика и владельца инфраструктуры вправе отка­зать маломобильному пассажиру в предоставлении услуг и оказании ему помощи в случаях:

отказа от предъявления документа, подтверждающего инвалид­ность, или документов лечебного учреждения при отсутствии види­мых признаков ограничения физических возможностей пассажира;

если он (она) нарушает общественных порядок и мешает спокой­ствию других пассажиров.

Перевозчики, операторы, владельцы инфраструктуры для определения последовательности действий работников, связанных с обслуживанием ма­ломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов, должны вклю­чать вопросы организации обслуживания указанной категории пассажиров в технологические процессы (в т. ч. типовые), инструкции, порядки, регла­менты и иную нормативную документацию, содержащую положения по об­служиванию маломобильных пассажиров.

Владелец пассажирской инфраструктуры включает в технологические процессы, инструкции, порядки, регламенты и иную нормативную доку­ментацию разделы, содержащие положения по обслуживанию пассажиров, порядок информирования ответственных лиц при организации ситуацион­ной помощи маломобильным пассажирам на вокзале, станции, остановоч­ном пункте. Все работники, в том числе и работники аутсорсинговых компа­ний, участвующие в процессе обслуживания маломобильных пассажиров, должны быть ознакомлены с указанными документами и обеспечивать их оперативное исполнение:

При выявлении на вокзале, привокзальной территории человека, передвигающегося на кресле-коляске, с белой тростью или иного маломобильного пассажира, имеющего иные очевидные внешние признаки физических ограничений, представители владельца ин­фраструктуры должны незамедлительно выяснить, нужно ли ему оказание помощи при получении услуг по перевозке пассажиров же­лезнодорожным транспортом и при необходимости организовать ее.

Работники владельца пассажирской инфраструктуры обеспечива­ют встречу маломобильного пассажира на территории вокзально­го комплекса при наличии предварительной информации (заявки ЦСМ РЖД) с учетом информации о прибытии, указанной в заявке, или предварительно согласовав время и место встречи с маломо­бильным пассажиром по телефону, указанному в заявке.

 Работники владельца инфраструктуры на вокзалах предоставляют маломобильным пассажирам услуги сопровождения при передви­жении по территории вокзала для получения услуги, по всем функ­циональным зонам вокзальной инфраструктуры, связанным с предо­ставлением услуги перевозки пассажиров, до места посадки в поезд и от места высадки из него. Оказывают помощь:в совершении посадки на автотранспортное средство пассажи­ров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятель­но, при нахождении указанного транспортного средства на террито­рии вокзала; в перемещении предметов, находящихся при пассажирах из числа инвалидов I и II группы или пассажирах с временно ограни­ченными возможностями, имеющих стойкие расстройства функции зрения, передвигающихся в креслах-колясках, с использованием костылей, ходунков, других технических средств передвижения и следующих на носилках по вокзалу и до места посадки (высадки) в поезд, вес и размеры которых не превышают норму бесплатного про­воза ручной клади, установленную Правилами перевозок пассажи­ров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утверж­денными приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473 [далее Правила перевозок пассажиров и багажа (приказ Минтранса России № 473)], (весом не более 36 кг в количестве не более двух мест для пассажиров, следующих в общих, плацкартных и купейных вагонах, не более 50 кг и не более трех мест — в вагонах СВ, размер ручной клади по сумме трех измерений не должен превышать 180 см); инвалидам по зрению в передвижении при выгуле собаки-про­водника при наличии документа, подтверждающего специальное об­учение собаки-проводника и выдаваемого по форме, и в установлен­ном порядке, согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 № 386н «Об утверж­дении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи».

 При оказании услуг помощи и сопровождения на вокзалах маломо­бильным пассажирам для передвижения по территории вокзального комплекса, при необходимости предоставляется кресло-коляска.

При прохождении на вокзалах пограничного, таможенного, сани­тарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарно­го или иных видов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с разрешения государственных контроль­ных органов работники владельца инфраструктуры сопровождают пассажиров из числа инвалидов.

Переводчики жестового языка (сурдопереводчики) и тифлосурдопе­реводчики, сопровождающие пассажиров из числа инвалидов, име­ют право беспрепятственного доступа ко всем местам предоставле­ния услуг на вокзалах для оказания необходимой помощи инвалиду.

 Допуск собаки-проводника к местам предоставления услуг на вок­залах осуществляется беспрепятственно при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

 Доступность для пассажиров из числа инвалидов услуг, предостав­ляемых в арендованных помещениях (на площадях), обеспечивает арендатор. Владелец инфраструктуры включает указанное требова­ние в договоры аренды помещений (площадей).

Перевозчик обеспечивает безопасные условия для жизни или здоровья маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов в период пе­ревозки пассажира, включающий в себя период, в течение которого пасса­жир находится в поезде, периоды посадки пассажира в пассажирский вагон и высадки пассажира из вагона:

Услуга по обеспечению посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него предоставляется работниками перевозчика. При посадке пассажиров из числа инвалидов с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемным механизмом, при отсутствии подъемной платформы на вокзале работники перевозчика организу­ют посадку пассажира в вагон, работники владельца инфраструкту­ры оказывают содействие. Высадка пассажиров из числа инвалидов осуществляется в том же порядке.

Помощь маломобильным пассажирам при посадке в поезд и высад­ке из него осуществляется при предоставлении заявки в ЦСМ РЖД не менее чем за 24 часа до предстоящей поездки или по факту обра­щения пассажира указанной категории к представителю перевозчи­ка в соответствии с пунктом 7.5 СТО РЖД 03.001-2014.

 Работники перевозчика обеспечивают в поездах дальнего следова­ния встречу и сопровождение маломобильного пассажира до его ме­ста при посадке, и до выхода при выходе из вагона. 

В пригородных поездах встреча и сопровождение маломобильного пас­сажира до его места при посадке, и до выхода при выходе из вагона осу­ществляется только при наличии заблаговременной заявки в ЦСМ РЖД (не менее чем за 24 часа до поездки).

В пассажирских поездах дальнего следования в вагонах с местами для инвалидов перевозчик предоставляет маломобильным пассажи­рам вспомогательные средства передвижения: транспортные крес­ла-коляски (узкие), позволяющие обеспечивать перемещение инва­лида по вагону, также предоставляется возможность оставаться в своем кресле-коляске (за исключением устройств с электрическим приводом).

Работники перевозчика оказывают помощь пассажирам из числа инвалидов при прохождении в поездах дальнего следования погра­ничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, ка­рантинного фитосанитарного или иных видов контроля, предусмо­тренных законодательством Российской Федерации.

Порядок обслуживания маломобильных пассажиров в пассажир­ских поездах дальнего следования определяется документами, раз­работанными перевозчиком.

Порядок обслуживания пассажиров из числа инвалидов в пригород­ных поездах определяется документами, разработанными перевоз­чиком в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, с учетом условий заключенного договора аренды под­вижного состава с экипажем, и особенностей организации работы перевозчика.

Пассажиры из числа инвалидов, имеющие ограниченную способ­ность к передвижению, имеют право провозить, не сдавая в багаж (сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа) и без взи­мания платы, трость, костыли, носилки и (или) кресло-коляску, пред­назначенные для личного пользования, в соответствии с пунктом 109 Правил перевозок пассажиров и багажа (приказ Минтранса России от 19.12.2013 № 473).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: