Заправочные работы должны гарантировать нормальную работу автомобилей в течение рабочих смен, обеспечивая наличие в баках и картерах агрегатов топлива, моторного масла, тормозной жидкости, охлаждающей и других эксплуатационных жидкостей.
Контрольно-диагностические и заправочные работы ЕО водительвыполняет до выезда на линию и после возвращения на предприятие. Заправляют автомобиль топливом на автозаправочных станциях (АЗС) общего пользования в течение рабочей смены. Для минимизации времени на ввод в эксплуатацию и затем на постановку в зону хранения автомобили конструируют таким образом, чтобы техническое состояние всех систем водитель мог проверить при ЕО без применения сложного оборудования. Кроме водителя контрольные работы проводит механик, ответственный за выпуск подвижного состава предприятия на линию. К техническому состоянию подвижного состава автотранспорта при выпуске на линию предъявляются требования, изложенные в Правилах дорожного движения, Правилах технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, а также в инструкциях заводов-изготовителей. Проверка на соответствие этим требованиям определяет содержание и технологию контрольно-диагностических, заправочных и смазочных работ ЕО каждой модели автомобиля, прицепа и полуприцепа.
|
|
Контрольные работы начинают с наружного осмотра автомобиля, его кузова, пассажирского салона и рабочего места водителя. Не должно быть нарушений нормального действия систем вентиляции и отопления пассажирского помещения и кабины, а также нарушений уплотнений, вызывающих попадание пыли, атмосферных осадков и приводящих к повышенному содержанию окиси углерода в них. Выявляют неисправности каркаса кузова, окон, дверей; плохое закрепление или неисправности сидений водителя и пассажиров, а также другого оборудования кузова, могущего вызвать травмы пассажиров или ремонтно-обслуживающего персонала. Выявляют повреждения или дефекты ветрового стекла, а также установленных на ветровом стекле, боковых и задних окнах кабины или кузова занавесок и других предметов, ухудшающих обзорность; отсутствие или неправильную установку зеркал заднего вида. Должно быть проверено действие приборов освещения, сигнализации, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, омывателей и обогревателей (зимой) ветрового стекла, противосолнечных щитков. Кроме того, автомобили должны быть укомплектованы медицинскими аптечками, огнетушителями, знаками аварийной остановки или мигающими красными фонарями.
|
|
Для уменьшения вероятности линейных отказов и особенно отказов, вызывающих дорожно-транспортные происшествия, не допускается выпуск на линию подвижного состава со следующими неисправностями систем и агрегатов автомобиля:
- по двигателю — затрудненный пуск и неустойчивая работа на холостом ходу; стуки в подшипниках и клапанах; подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости; пропуск выхлопных газов в системе выпуска и глушителя; увеличенное содержание окиси углерода в отработавших газах и дымный выхлоп; пониженное давление масла в системе смазывания и наличие воды или охлаждающей жидкости в масле;
-по трансмиссии — пробуксовка или неполное выключение сцепления; затрудненное включение или самопроизвольное выключение передач; повышенные люфты в шарнирах и промежуточной опоре карданной передачи; деформация и трещины карданных валов; ненормальный шум и вибрация в агрегатах, их повышенный нагрев; подтекание масла из агрегатов; механическое повреждение пыльников;
- по тормозной системе — снижение эффективности действия в сравнении с установленными нормативами и заедание тормозов; неравномерность действия тормозных механизмов колес; недостаточная эффективность действия тормозов при однократном нажатии на педаль; повышенные усилия на педали (рычаге) тормоза и увеличенный свободный ход; утечка из системы привода тормозов жидкости или воздуха; неисправность компрессора или системы регулирования давления в приводе тормозов; недостаточная сила ручного тормоза, не обеспечивающая удержание автомобиля на крутых склонах дороги.
- по рулевому управлению — не соответствующий инструкции завода-изготовителя люфт рулевого колеса; тугой ход и заедание рулевого управления; ослабление крепления или повреждения рулевого колеса, колонки, картера рулевого механизма, деталей рулевого привода; увеличенный люфт в шарнирах рулевых тяг; неисправность усилителя руля; по ходовой части — трещины и другие повреждения, ослабление крепления рессор, пружин и других элементов подвески; увеличенный люфт в шкворневых соединениях; нарушение нормальной величины углов установки передних колес и регулировки подшипников их ступиц; несоответствие размеров шин допустимой нагрузке на них, а также давления в шинах характеристике подвижного состава; предельный износ рисунка посередине беговой дорожки протекторов шин; повреждение и расслоение каркаса, неисправности бортов шин; ненадежное крепление колес к ступицам; неисправные или неправильно установленные съемные бортовые кольца ободов колес;
- по электрооборудованию — неисправные генератор, реле-регулятор и стартер; перебои в зажигании; не отрегулирована установка фар; неисправна проводка, в предохранителях установлены несоответствующие плавкие вставки. Перед выездом водитель должен убедиться, что двигатель достаточно прогрет и плавно работает на холостом ходу, затем, нажимая несколько раз на педаль подачи топлива, проверить легкость перехода с малых оборотов на повышенные, отсутствие перебоев, ненормальных шумов и стуков в двигателе. На ходу или на посту экспресс-диагностики водитель и механик контролируют работу агрегатов, систем и механизмов автомобиля, исправность рабочего и стояночного тормозов. Следует обратить внимание на то, что при ЕО контрольные приборы, оборудование, приспособления, стенды экспресс-диагностики используют только по потребности, если у водителя или механика появляется ощущение наличия неисправности.
Смазочные, очистительные и заправочные работы при ЕО проводятся только по системам, где наблюдается повышенный расход эксплуатационных жидкостей или если слив жидкостей необходим для исключения отказов в периоды межсменного хранения и ввода автомобиля вновь в эксплуатацию.
|
|
На исправном подвижном составе проверяют уровень и при необходимости доливают масло ежедневно только в картеры двигателя и гидромеханической коробки передач. При ЕО контролируют уровни жидкости в системе охлаждения двигателя и в бачке устройства для обмыва ветрового стекла. При окончании работы подвижного состава с пневматическим приводом тормозов обязательно спускают конденсат из воздушных баллонов, а с газобаллонной установкой — сливают масляный конденсат из регулятора. В зимнее время для исключения замерзания воды особо следят за системами автомобиля, где она используется или в которые может попадать. При безгаражном хранении автомобиля без подогрева в этот период сливают воду из системы охлаждения и бочка устройства для обмыва ветрового стекла, или используют специальные низкозамерзающие жидкости. На автомобилях с дизелями сливают отстой из топливного фильтра тонкой очистки и топливного бака. Особо внимательно проводится ЕО автомоби л ейс газобаллонными установками. Оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями систем и баллонов запрещается, при этом перед выключением зажигания надо закрыть вентиль на баллоне и выработать весь газ.
После стоянки перед пуском двигателя надо открыть капот, проветрить подкапотное пространство и проверить герметичность соединений.
Заправку автомобилей бензином или дизельным топливом водители проводят на АЗС, а газом — на газонаполнительных станциях, размещаемых как вне, так и на территории АТП.
Н
1
а АЗС жидкое топливо хранят в основном в подземных резервуарах, заглубленных не менее чем на 0,2 м ниже уровня земли (рис.1.1.). Подземное хранение топлива обеспечивает наименьшую пожароопасность, удобный слив
из транспортных автоцистерн, в десятки раз снижает потери бензина на испарение, а следовательно, и уменьшает ухудшение его качества, Потери бензина в подземных резервуарах составляют в год 0,01-0,03%, а в наземных в зависимости от заполнения — 0,3-9,6%.
|
|
Резервуары имеют горловины, в которых размещены мерные линейки и указатели уровня, сливной, выпускной и воздушный трубопроводы. Сливной трубопровод, опущенный почти до дна резервуара, чтобы создавался гидравлический затвор, служит для заполнения резервуара из автоцистерны через фильтр. Сетка фильтра является огневым предохранителем. Воздушный трубопровод с огневыми предохранителями и дыхательным клапаном служит для выпуска газов при заполнении резервуара и подачи воздуха при заборе из него топлива. По выпускному трубопроводу топливо поступает через фильтр грубой очистки и огневой предохранитель к топливораздаточной колонке и в бак автомобиля. Огневые предохранители на всех трубопроводах исключают попадание открытого огня в резервуар с помощью специальных сеток, решеток или слоя гравия, которые в случае возникновения пламени разделяют его на тонкие струи и гасят. Во избежание скопления статического электричества резервуар заземляют. Для улучшения отстаивания дизельного топлива слив и забор его из резервуара могут осуществлять из верхних слоев с помощью, например, плавающих устройств.
Топливораздаточная колонка для бензина и дизельного топлива, как правило, включает в себя фильтр тонкой очистки, насос с электроприводом, газоотделитель, счетчик замера отпускаемого топлива, шланг с раздаточным пистолетом. Газоотделитель служит для отделения от жидкого топлива его паров и воздуха путем снижения скорости и изменения направления потока для точной работы счетчика. Современные колонки имеют счетчики прямоточного типа, в которых проходящее топливо с помощью различных устройств (поршней, шестерен, дисков и т. п.) вращает вал счетного механизма, каждому обороту которого соответствует определенное количество проходящего топлива, что и фиксируется на индикаторе колонки. Раздаточный пистолет, вставляемый в горловину бака автомобиля, имеет ручной и автоматический клапаны для отключения подачи топлива. Автоматический клапан запирает топливо в шланге при отключении насоса и, как следствие, при падении давления топлива. Для уменьшения потерь топлива при заправке разрабатываются и внедряются устройства автоматического отключения подачи топлива при полном баке автомобиля, системы вытеснения при заправке паров топлива из баков автомобилей в резервуары АЗС и их последующей конденсации. Время на ожидание заправки сокращают рациональным размещением колонок, обеспечивая на АЗС одностороннее прямоточное движение без крутых поворотов. Колонки устанавливают только параллельно.
Около одной колонки размещают не менее двух заправочных постов, так как время заполнения бака составляет 30-50% общей продолжительности заправки.