Технология контрольных и заправочных работ ЕО

Заправочные работы должны гарантировать нормальную работу автомобилей в течение рабочих смен, обеспечивая наличие в баках и картерах агрегатов топлива, моторного масла, тормозной жидкости, охлаждающей и других эксплуатационных жидкостей.

Контрольно-диагностические и заправочные работы ЕО водительвыполняет до выезда на линию и после возвращения на предприятие. Заправляют автомобиль топливом на автозаправочных станциях (АЗС) общего пользования в течение рабочей смены. Для минимизации времени на ввод в эксплуатацию и затем на постановку в зону хранения автомобили конструиру­ют таким образом, чтобы техническое состояние всех систем водитель мог проверить при ЕО без применения сложного обо­рудования. Кроме водителя контрольные работы проводит ме­ханик, ответственный за выпуск подвижного состава предпри­ятия на линию. К техническому состоянию подвижного соста­ва автотранспорта при выпуске на линию предъявляются тре­бования, изложенные в Правилах дорожного движения, Пра­вилах технической эксплуатации подвижного состава автомо­бильного транспорта, а также в инструкциях заводов-изготови­телей. Проверка на соответствие этим требованиям определяет содержание и технологию контрольно-диагностических, запра­вочных и смазочных работ ЕО каждой модели автомобиля, прицепа и полуприцепа.

Контрольные работы начинают с наружного осмотра ав­томобиля, его кузова, пассажирского салона и рабочего места водителя. Не должно быть нарушений нормального действия систем вентиляции и отопления пассажирского помещения и кабины, а также нарушений уплотнений, вызывающих попа­дание пыли, атмосферных осадков и приводящих к повышен­ному содержанию окиси углерода в них. Выявляют неисправ­ности каркаса кузова, окон, дверей; плохое закрепление или неисправности сидений водителя и пассажиров, а также друго­го оборудования кузова, могущего вызвать травмы пассажиров или ремонтно-обслуживающего персонала. Выявляют повреж­дения или дефекты ветрового стекла, а также установленных на ветровом стекле, боковых и задних окнах кабины или кузо­ва занавесок и других предметов, ухудшающих обзорность; отсутствие или неправильную установку зеркал заднего вида. Должно быть проверено действие приборов освещения, сигна­лизации, звукового сигнала, контрольно-измерительных при­боров, стеклоочистителей, омывателей и обогревателей (зимой) ветрового стекла, противосолнечных щитков. Кроме того, ав­томобили должны быть укомплектованы медицинскими аптеч­ками, огнетушителями, знаками аварийной остановки или ми­гающими красными фонарями.

Для уменьшения вероятности линейных отказов и особен­но отказов, вызывающих дорожно-транспортные происшествия, не допускается выпуск на линию подвижного состава со следу­ющими неисправностями систем и агрегатов автомобиля:

- по двигателю — затрудненный пуск и неустойчивая работа на холостом ходу; стуки в подшипниках и клапанах; подте­кание топлива, масла и охлаждающей жидкости; пропуск выхлопных газов в системе выпуска и глушителя; увели­ченное содержание окиси углерода в отработавших газах и дымный выхлоп; пониженное давление масла в системе смазывания и наличие воды или охлаждающей жидкости в масле;

-по трансмиссии — пробуксовка или неполное выключение сцепления; затрудненное включение или самопроизволь­ное выключение передач; повышенные люфты в шарнирах и промежуточной опоре карданной передачи; деформация и трещины карданных валов; ненормальный шум и вибра­ция в агрегатах, их повышенный нагрев; подтекание масла из агрегатов; механическое повреждение пыльников;

- по тормозной системе — снижение эффективности действия в сравнении с установленными нормативами и заедание тор­мозов; неравномерность действия тормозных механизмов колес; недостаточная эффективность действия тормозов при однократном нажатии на педаль; повышенные усилия на педали (рычаге) тормоза и увеличенный свободный ход; утечка из системы привода тормозов жидкости или возду­ха; неисправность компрессора или системы регулирова­ния давления в приводе тормозов; недостаточная сила ручного тормоза, не обеспечивающая удержание автомобиля на крутых склонах дороги.

- по рулевому управлению — не соответствующий инструк­ции завода-изготовителя люфт рулевого колеса; тугой ход и заедание рулевого управления; ослабление крепления или повреждения рулевого колеса, колонки, картера рулевого механизма, деталей рулевого привода; увеличенный люфт в шарнирах рулевых тяг; неисправность усилителя руля; по ходовой части — трещины и другие повреждения, ос­лабление крепления рессор, пружин и других элементов под­вески; увеличенный люфт в шкворневых соединениях; на­рушение нормальной величины углов установки передних колес и регулировки подшипников их ступиц; несоответ­ствие размеров шин допустимой нагрузке на них, а также давления в шинах характеристике подвижного состава; пре­дельный износ рисунка посередине беговой дорожки про­текторов шин; повреждение и расслоение каркаса, неисп­равности бортов шин; ненадежное крепление колес к сту­пицам; неисправные или неправильно установленные съем­ные бортовые кольца ободов колес;

- по электрооборудованию — неисправные генератор, реле-регулятор и стартер; перебои в зажигании; не отрегулиро­вана установка фар; неисправна проводка, в предохраните­лях установлены несоответствующие плавкие вставки. Перед выездом водитель должен убедиться, что двигатель достаточно прогрет и плавно работает на холостом ходу, за­тем, нажимая несколько раз на педаль подачи топлива, прове­рить легкость перехода с малых оборотов на повышенные, от­сутствие перебоев, ненормальных шумов и стуков в двигателе. На ходу или на посту экспресс-диагностики водитель и меха­ник контролируют работу агрегатов, систем и механизмов ав­томобиля, исправность рабочего и стояночного тормозов. Сле­дует обратить внимание на то, что при ЕО контрольные прибо­ры, оборудование, приспособления, стенды экспресс-диагнос­тики используют только по потребности, если у водителя или механика появляется ощущение наличия неисправности.

Смазочные, очистительные и заправочные работы при ЕО проводятся только по системам, где наблюдается повышенный расход эксплуатационных жидкостей или если слив жидкостей необходим для исключения отказов в периоды межсменного хранения и ввода автомобиля вновь в эксплуатацию.

На исправном подвижном составе проверяют уровень и при необходимости доливают масло ежедневно только в картеры дви­гателя и гидромеханической коробки передач. При ЕО контроли­руют уровни жидкости в системе охлаждения двигателя и в бачке устройства для обмыва ветрового стекла. При окончании работы подвижного состава с пневматическим приводом тормозов обяза­тельно спускают конденсат из воздушных баллонов, а с газобал­лонной установкой — сливают масляный конденсат из регулято­ра. В зимнее время для исключения замерзания воды особо сле­дят за системами автомобиля, где она используется или в кото­рые может попадать. При безгаражном хранении автомобиля без подогрева в этот период сливают воду из системы охлаждения и бочка устройства для обмыва ветрового стекла, или используют специальные низкозамерзающие жидкости. На автомобилях с дизелями сливают отстой из топливного фильтра тонкой очистки и топливного бака. Особо внимательно проводится ЕО автомоби­ л ейс газобаллонными установками. Оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями систем и баллонов зап­рещается, при этом перед выключением зажигания надо закрыть вентиль на баллоне и выработать весь газ.

После стоянки перед пуском двигателя надо открыть ка­пот, проветрить подкапотное пространство и проверить герме­тичность соединений.

Заправку автомобилей бензином или дизельным топливом водители проводят на АЗС, а газом — на газонаполнительных станциях, размещаемых как вне, так и на территории АТП.


Н

1

а АЗС жидкое топливо хранят в основном в подземных резервуарах, заглубленных не менее чем на 0,2 м ниже уров­ня земли (рис.1.1.). Подземное хранение топлива обеспечивает наименьшую пожароопасность, удобный слив

из транспорт­ных автоцистерн, в десятки раз снижает потери бензина на испарение, а следовательно, и уменьшает ухудшение его ка­чества, Потери бензина в подземных резервуарах составляют в год 0,01-0,03%, а в наземных в зависимости от заполне­ния — 0,3-9,6%.

Резервуары имеют горловины, в которых размещены мер­ные линейки и указатели уровня, сливной, выпускной и воз­душный трубопроводы. Сливной трубопровод, опущенный по­чти до дна резервуара, чтобы создавался гидравлический зат­вор, служит для заполнения резервуара из автоцистерны через фильтр. Сетка фильтра является огневым предохранителем. Воздушный трубопровод с огневыми предохранителями и ды­хательным клапаном служит для выпуска газов при заполне­нии резервуара и подачи воздуха при заборе из него топлива. По выпускному трубопроводу топливо поступает через фильтр грубой очистки и огневой предохранитель к топливораздаточной колонке и в бак автомобиля. Огневые предохранители на всех трубопроводах исключают попадание открытого огня в резервуар с помощью специальных сеток, решеток или слоя гравия, которые в случае возникновения пламени разделяют его на тонкие струи и гасят. Во избежание скопления статичес­кого электричества резервуар заземляют. Для улучшения от­стаивания дизельного топлива слив и забор его из резервуара могут осуществлять из верхних слоев с помощью, например, плавающих устройств.

Топливораздаточная колонка для бензина и дизельного топ­лива, как правило, включает в себя фильтр тонкой очистки, насос с электроприводом, газоотделитель, счетчик замера от­пускаемого топлива, шланг с раздаточным пистолетом. Газо­отделитель служит для отделения от жидкого топлива его па­ров и воздуха путем снижения скорости и изменения направле­ния потока для точной работы счетчика. Современные колонки имеют счетчики прямоточного типа, в которых проходящее топливо с помощью различных устройств (поршней, шестерен, дисков и т. п.) вращает вал счетного механизма, каждому обо­роту которого соответствует определенное количество прохо­дящего топлива, что и фиксируется на индикаторе колонки. Раздаточный пистолет, вставляемый в горловину бака автомо­биля, имеет ручной и автоматический клапаны для отключе­ния подачи топлива. Автоматический клапан запирает топливо в шланге при отключении насоса и, как следствие, при паде­нии давления топлива. Для уменьшения потерь топлива при заправке разрабаты­ваются и внедряются устройства автоматического отключения подачи топлива при полном баке автомобиля, системы вытес­нения при заправке паров топлива из баков автомобилей в ре­зервуары АЗС и их последующей конденсации. Время на ожи­дание заправки сокращают рациональным размещением коло­нок, обеспечивая на АЗС одностороннее прямоточное движе­ние без крутых поворотов. Колонки устанавливают только па­раллельно.

Около одной колонки размещают не менее двух заправоч­ных постов, так как время заполнения бака составляет 30-50% общей продолжительности заправки.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: