Рекомендованный объем 3-5 страниц, кегль 14, интервал 1

Изучите содержание лекций, литературы к ним и напишите краткие эссе. Избегайте общих фраз и копирования. Пишите свои мысли. Сопровождайте свой ответ примерами из своей научной области.

Рекомендовано выбрать 1 тему для ответа. Желательно, чтобы темы в группе повторялись минимально - постарайтесь распределить между собой. Рекомендованный объем 1-2 страницы, кегль 14, интервал 1.

Всеобщая диалектика мышления и бытия

 

1. Определите понятие всеобщей диалектики мышления и бытия. Характеризуйте содержание принципа конкретного тождества мышления и бытия как предмета всеобщей диалектики. Чем отличается абстрактное тождество этих двух противоположностей от конкретного?

2. Назовите и кратко характеризуйте исторические этапы становления всеобщей диалектики. Определите необходимость каждого этапа и, одновременно, его ограниченность. Дайте ответ на вопрос о том, в чем необходимость исторических форм всеобщей диалектики для ее логико-систематического определения.

3. Определите причины и смысловое содержание диалектического принципа (закона) всеобщей отрицательности. Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

4. Определите причины и смысловое содержание принципа (закона) конкретного тождества противоположностей. Что такое диалектика как «антиномико-синтетическое мышление»? В чем необходимость принципа антиномичности понятия? Чем отличается диалектическое противоречие от противоречия формально-логического? Почему диалектику нельзя назвать софистикой? Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

5. Определите причины и смысловое содержание диалектического принципа (закона) снятия противоречия (разрешения антиномии). Что такое «отрицание отрицания»? Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

6. Определите причины и смысловое содержание диалектического принципа (закона) единства логического и исторического. Как обе противоположности относятся друг к другу? Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

7. Определите причины и смысловое содержание диалектического принципа (закона) взаимосвязи моментов всеобщего, особенного и единичного в структуре понятия. Какова необходимость каждого из моментов? Что такое абстрактное и конкретное в определении каждого из этих моментов? Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

8. Раскройте смысловое содержание диалектики конечного и бесконечного. Что такое актуальная бесконечность?

9. Что такое диалектическое снятие конечного эмпирического материала научного исследования и чем оно отличается от его механического суммирования?

 

Недиалектические формы научного мышления

 

1. Что такое метафизическое мышление? В чем его необходимость и односторонность? Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

2. Что такое эмпирико-позитивистское мышление? В чем его необходимость и односторонность? Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

3. Что такое феноменология и феноменологический метод? Чем отличаются гегелевская и гуссерлианская концепции феноменологического метода? Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

4. В чем сущность неокантианской методологии? Как неокантианцы различают методологическое своеобразие наук о природе и наук о духе? Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

5. Почему эволюция позитивистской методологии привела этот метод к собственному самоотрицанию в концепции эпистемологического анархизма П. Фейрабенда?

6. Каково диалектическое содержание позитивистских принципов верификации и фальсификации? Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

7. Какова необходимость парадигмального (революционного) подхода в понимании истории науки Т. Куна? Как этот подход соотносится в эволюционной концепцией К. Поппера? Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

8. Объясните, в чем неудовлетворительность позитивистского понимания философии как донаучного мышления? Почему позитивисты считают, что философия – не наука? Какая логическая и историко-философская ошибка здесь допускается? Подкрепите свой ответ логическими аргументами, примерами, фактологическими данными.

 

Общие методологические основы научного исследования

 

1. Как Вы понимаете выражение: «каждое из противоположных определений в себе самом и по отношению к себе самому есть своя собственная противоположность»? Объясните и приведите примеры.

2. Почему опыт является конечным знанием? Объясните, как ограниченность опыта обусловливает стремление к бесконечному знанию.

3. Проведите различие между формальным определением и реальным дефиницией предмета научного исследования.

4. В чем состоит принципиальное различие диалектического и метафизического методов мышления? Что такое догматизм в метафизическом мышлении?

5. Какие методологические ошибки может допустить ученый, изучая генезис предмета исследования?

6. В чем проявляется всеобщность, особенность и единичность предмета отдельного научного исследования?

7. Возможно ли научное познание вне учета принципа всеобщего в структуре понятия? Можем ли мы ограничиться изучением только особенного и единичного? Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

8. Как соотносятся между собой философский, теоретический, историко-научный и эмпирический уровни научной методологии? Подкрепите свой ответ примерами, фактологическими данными.

9. Приведите примеры диалектических процессов в истории математических, естественных и социальных наук.

 

Задание 2. Реферат.

Ориентируясь на ГОСТ, напишите реферат, отражающий философско-методологические, теоретико-методологические и историко-парадигмальные основания Вашего диссертационного исследования.

Рекомендованный объем 3-5 страниц, кегль 14, интервал 1.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р 7.0.11–2011 (от 01.09.2012)

ДИССЕРТАЦИЯ И АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Структура и правила оформления

 

Структура реферата должна включать в себя следующие элементы

– актуальность темы исследования;

– степень ее разработанности;

– цели и задачи;

– научную новизну;

– теоретическую и практическую значимость работы;

– философскую методологию, теорию и историю в изучении проблемы (см. пункты «актуальность и степень разработанности») и эмпирические методы исследования.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: