Почему их так назвали

Цель: выделение двух корней в сложных словах.

Объясни, почему этих людей так называют. Для этого внимательно вслушайся в слова. Ты услышишь, что каждое из этих слов состоит из двух частей — из двух других слов.

 

Рыболов — рыбу ловит.

Пчеловод —... (пчёл разводит).

Землекоп —... (землю копает).

Пешеход—... (пешком ходит).

Лесоруб —... (лес рубит).

Трубочист —... (трубы чистит).

Послушай названия разных машин и постарайся объяснить, почему их так назвали.

Самокат —... (сам катится). Вездеход —... (везде ходит). Ледокол —... (лёд колет).

 

Самосвал —... (сам сваливает).

Самолёт —... (сам летит).

Паровоз —... (возит с помощью пара).

Пароход —... (ходит с помощью пара).

Молоковоз —... (молоко возит).



ДВА СЛОВА В ОДНОМ

Цель: образование сложных слов.

Придумай одно слово вместо двух.

Когда снег падает, как мы это называем? Снегопад.

Когда листья падают —... (листопад).

Когда лёд по реке идёт —... (ледоход).

Когда с гор камни падают —... (камнепад).

А теперь придумай названия машинам, которые облегчают труд че­ловека, и постарайся объяснить, почему их так назвали.

Канавы копает — канавокопатель.

Снег чистит —... (снегоочиститель).

Трубы укладывает —... (трубоукладчик).

Сено косит —... (сенокосилка).

Пыль сосёт —... (пылесос).

Мясо рубит —... (мясорубка).

Кофе варит —... (кофеварка).

Сок выжимает —... (соковыжималка).

Овощи режет —... (овощерезка).

Объедини два слова в одном и придумай новое длинное слово.

 

Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (Длиннохвостая.)

С жёлтой грудкой —... (желтогрудая).

С острым клювом —... (остроклювая).

 

Как можно назвать человека с широкими плечами? Широкоплечий.

С красными щеками —... (краснощёкий).

С тёмной кожей —... (темнокожий).

Как можно назвать человека, который любит трудиться? (Трудолюбивый).



ИСПРАВЬ ОШИБКИ

Цель: развитие понимания распространённых предложений.


Незнайка придумал предложения по картинкам, но все перепутал. Помоги ему исправить ошибки.

Коза кормит девочку.




 


Мяч играет с мальчиком.                  Дорога едет по машине.




 


Чашка разбила девочку.                        Вова разбил стеклом мяч.












ТО И ЭТО

Цель: составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а.

Посмотри на картинки и расскажи о предметах.




 


Это платье шерстяное, а то платье        Этот гриб маленький,...

шёлковое.                                                  (а тот гриб большой).




 


Эта машина легковая,... (а та машина грузовая).




 


Этот дом высокий,... (а тот дом низкий).



 


Эта лента короткая,... (а эта лента длинная).




 


Этот самолёт летит,... (а тот стоит).




 


Этот мальчик едет,... (а тот бежит).




 


Этот котёнок спит,... (а тот играет).































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: