Цель: составление сложносочинённых предложений. Подумай и ответь, что делают сначала, а что потом.
Сначала моют руки или садятся за стол?
Отвечай так:
Сначала моют руки, а потом садятся за стол.
Сначала посуду моют или вытирают?
(Сначала посуду моют, а потом её вытирают.)
Сначала надевают пальто или застёгивают?
(Сначала надевают пальто, а потом его застёгивают.)
Сначала рисуют картинку или раскрашивают?
(Сначала рисуют картинку, а потом её раскрашивают.)
Сначала суп варят или едят?
(Сначала суп варят, а потом его едят.)
Сначала стирают бельё или гладят?
(Сначала стирают бельё, а потом его гладят.)
ПУТАНИЦА
Цель: употребление сложносочинённых предложений; развитие внимания.
Незнайка тоже решил поиграть в игру «Что сначала, что потом», но, как всегда, он сделал много ошибок. Послушай, как он сказал, и если заметишь ошибки, исправь их.
Сначала садятся за стол, а потом моют руки. (-) Сначала моют посуду, а потом её вытирают. (+) Сначала застёгивают пальто, а потом его надевают. (-) Сначала раскрашивают картинку, а потом её рисуют. (-) Сначала сварят суп, а потом его едят. (+)
Сначала бельё вешают сушить, а потом его стирают. (-)
ЧТО ВЫБРАТЬ
Цель: составление сложносочинённых предложений с разделительным союзом или.
Послушай вопросы и ответь на них.
Чем бы тебе хотелось заняться?
Катать в коляске куклу или стрелять из пистолета?
Кататься на санках или купаться в море?
Смотреть мультфильмы или ложиться спать?
Идти в гости или остаться дома?
Рисовать красками или лепить из пластилина?
| (Ходить в кино или смотреть телевизор?) |
| (Ездить на поезде или летать на самолёте?) ■ |
А теперь посмотри на рисунки и задай мне вопросы о том, что мне больше нравится.



(Собирать грибы или ловить рыбу?)

(Готовить обед или мыть посуду?)

(Гулять под дождём или загорать на пляже?)
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: закрепление представления о структуре сложноподчинённого предложения с союзом чтобы.
Я начну предложение, а ты постарайся его закончить. Например: Мы зажгли свет, чтобы стало светло.
Девочка надела шубу, чтобы... (стало тепло; не замёрзнуть, идти гулять и т. п.).
Дети поливают цветы, чтобы... (они не завяли, хорошо росли и т. п.). Мальчик взял велосипед, чтобы... (на нём кататься, ездить). Мышка роет норку, чтобы... (в ней жить, спрятаться от кошки и т. п.). Девочка взяла карандаши, чтобы... (рисовать).
НАЙДИ ОШИБКУ
Цель: употребление сложноподчинённых предложений, развитие внимания.
■
Послушай, правильно ли Незнайка составил предложения. Если
заметишь ошибку, исправь её.
■
Я взял зонтик, потому что шёл дождь. (+)
Цветы завяли, потому что их не поливали. (+)
Солнышко прячется, потому что ночью темно. (-)
Дети взяли санки, потому что выпал снег. (+)
Пришла весна, потому что прилетели грачи. (-)
У Кати сегодня день рождения, потому что ей подарили куклу. (-) В комнате включили свет, потому что стало темно. (+)
ЧТО ДЛЯ ЧЕГО
Цель: составление сложноподчинённых предложений с союзом чтобы. Методические указания. Взрослый даёт образец ответа, следующие предложения ребёнок составляет сам.
|
|
Подумай и скажи, для чего нужен каждый
из этих предметов.
Говори так:
Зубная щётка нужна, чтобы чистить зубы.

(Полотенце нужно, чтобы вытираться.)



(Мыло нужно, чтобы мыться.)
(Ваза нужна, чтобы
ставить в неё цветы.)
(Ложка нужна, чтобы есть.)
(Расчёска нужна, чтобы причёсывать волосы.)
ПОЧЕМУ
Цель: составление сложноподчинённого предложения с союзом потому что.
Посмотри на картинку и ответь на вопрос «почему?».
|
|
|
|
Почему не светит солнце? (Солнце не светит, потому что его закрыла туча.)
Почему остановилась машина? (Машина остановилась, потому что на светофоре горит красный свет.)
|
|
|
|
Почему птицы улетают на юг? (Птицы улетают на юг, потому что наступила осень.)
Почему мама взяла зонтик? (Мама взяла зонтик, потому что на улице идёт дождь.)
ГРУСТНЫЙ И ВЕСЁЛЫЙ
Цель: составление сложноподчинённого предложения с союзом потому что.
Посмотри на картинки и скажи, кто из ребят весёлый, а кто грустный и почему.
|
|
|
|
|
|
Мальчик грустный, потому что на улице идёт дождь {нельзя идти гулять).

(Девочка весёлая, потому что у неё сегодня день рождения.)
(Мальчик весёлый, потому (Мальчик грустный, потому что
что нашёл много грибов.) у него сломалась машинка.)
Расскажи о себе — когда ты бываешь весёлый, а когда грустный и почему?














