Кто звонил. Что сказал

Цель: употребление сложноподчинённых предложений с союзом что.

Методические указания. Для игры понадобится кукла или какая-либо игрушка-зверюшка. В первый раз взрослый даёт образец: Говори так: «Мама сказала, что... {мы скоро пойдём гулять)». А те­перь ты позвони мне и скажи что-нибудь.

Сейчас мы будем звонить друг другу по телефону. Какой у тебя номер?

Взрослый «набирает» номер, названный ребёнком на нарисован­ном телефоне, и громко говорит: «Дзинь, дзинь, алё, алё», а затем шёпотом на ухо ребёнку произносит какую-либо короткую фразу, например: «Мы скоро пойдем гулять».

А теперь расскажи кукле (мишке), что я тебе сказал(а).

-

 

Будет очень хорошо, если к этой игре вам удастся привлечь и других членов семьи.

Примеры фраз:

Сегодня хорошая погода.

Уже пять часов.

На столе лежит яблоко.

Скоро будут мультфильмы.

Наступила зима.

Завтра пойдем в зоопарк.



СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: составление сложноподчинённого предложения с союзом если.

Методические указания. Произнося фразы, взрослый каждый раз показывает указательным пальцем на соответствующие предметы, в первом случае на дерево и куст.

Посмотри на картинку и послушай.

Если дерево выше куста, то куст ниже дерева.

Можно сказать так, а можно сказать иначе:

Если куст ниже дерева, то дерево выше куста.

А теперь сам посмотри на картинки и составь похожие предложения.




 


Взрослый говорит и показывает:

Если камень тяжелее шишки, то... (шишка легче камня). (После слова «то» взрослый молча показывает на шишку, как бы подсказывая следующее слово в фразе.)

А теперь скажи по-другому:

Если... {шишка легче камня, то камень тяжелее шишки).

Аналогично обыгрываются следующие картинки и произносятся соответствующие фразы.



Если Вася старше Миши, то... (Миша младше Васи). Если... (Миша младше Васи, то Вася старше Миши).


Если дуб толще, чем берёза, то... (берёза тоньше, чем дуб). Если... (берёза тоньше, чем дуб, то дуб толще, чем берёза).

Если машина едет быстрее, чем велосипед, то... (велосипед едет медленнее, чем машина).

Если... (велосипед едет медленнее машины, то машина едет быстрее велосипеда).










ВОПРОСЫ

Цель: развитие навыка отвечать на вопросы, поставленные к разным членам предложения.

Методические указания. Если ребёнок не может ответить на поставленный вопрос, взрослый должен дать образец ответа.


Посмотри на рисунок и послушай предложение:

«В лесу высокие деревья».

Ответь на вопросы:

Что? Деревья.

Где? В лесу.

Какие деревья? Высокие.


 

 

 

 


Дети идут в детский сад.

Кто? (Дети).

Что делают? (Идут).

Куда идут? (В детский сад).



Около дома большая берёза. Что? (Берёза). Какая? (Большая). Где? (Около дома).

Кошка ловит мышку. Кто? (Кошка). Что делает? (Ловит). Ловит кого? (Мышку).


Петя нашёл гриб. Кто? (Петя). Что сделал? (Нашёл). Нашёл что? (Гриб).









СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: составление предложений из данных слов. Послушай слова и составь из них предложение.

Дети, снеговик, слепить. Машина, ехать, дорога, по. Солнце, на, таять, сосульки. Ракета, космос, в, лететь. Луг, на, расти, цветы. Заяц, ёлка, сидеть, под. Гриб, около, расти, берёза.



УДЛИНИ ФРАЗУ

Цель: составление простых распространённых предложений, предложений с однородными членами; составление сложных предложений; закрепление родовой принадлежности некоторых существительных (трудные случаи: жираф — мужской род, помидор — м. р., манжета — ж. р., сандалия — ж. р., туфля — ж. р.).

Послушай маленький рассказ и постарайся его запомнить. А потом мы с тобой устроим соревнование. Я скажу короткую фразу из этого рассказика, а ты добавишь к ней одно слово - фраза станет длиннее. Я прибавлю к получившемуся предложению ещё одно подходящее словечко, и ты не отставай: к прежним словам новое слово добавляй. Наша фраза будет расти и станет длинная-предлинная. Слова подбирать будем по очереди — перебивать друг друга нельзя. Выиграет в этой игре тот, кто сумеет добавить последнее слово или часть фразы из рассказа.

Рассказ первый


В огороде созрел первый помидор. Посмотри, какой он сочный и большой.

Образцы фраз:

1. Это помидор.

2. Это сочный помидор.

3. Это сочный и большой помидор.

4. Это первый сочный и большой помидор.

5. Это первый, сочный и большой помидор,
который созрел в огороде.



Рассказ второй


Мне сегодня подарили большого плюшевого жирафа, о котором я давно мечтал.

1. Это жираф.

2. Это большой жираф.

3. Это мой большой жираф.

4. Это мой большой плюшевый жираф.

5. Это мой большой плюшевый жираф, о котором
я давно мечтал.

6. Это мой большой плюшевый жираф, о котором я давно мечтал и которого мне сегодня подарили.







Рассказ третий

Вот человек рассеянный с улицы Бассейной. Посмотри, всё ли у него в порядке. На левой ноге белая сандалия, на правой — белая туфля, а на рубашке оторвана манжета.

1. Это сандалия.

2. Это белая сандалия.

3. Это белая сандалия с левой ноги.

4. Это белая сандалия с левой ноги человека рассеянного.

5. Это белая сандалия с левой ноги человека рассеянного с улицы Бассейной.

 

1. Это туфля.

2. Это белая туфля.

3. Это белая туфля с правой ноги.

4. Это белая туфля с правой ноги человека
рассеянного.

5. Это белая туфля с правой ноги человека
рассеянного с улицы Бассейной.


6. Это манжета.

7. Эта манжета оторвана.

8. Эта манжета оторвана от рукава.

9. Эта манжета оторвана от правого рукава
рубашки.

10. Эта манжета оторвана от правого рукава
рубашки человека рассеянного.

6. Эта манжета оторвана от правого рукава рубашки человека рассеянного с улицы Бассейной.








ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

ЦЕЛЬ: развитие внимания.

Внимательно послушай и ответь на вопросы.

1. Брат сестру зовёт домой.
Кто дома? (Брат.)

Кто на улице? (Сестра.)

2. Лена слушала Машу.
Кто говорил? (Маша.)
Кто слушал? (Лена.)

3. Миша догнал Петю.
Кто убегал? (Петя.)
Кто догнал? (Миша.)

4. Девочка ищет мальчика.
Кто спрятался? (Мальчик.)

5. Поле позади деревни.
Что впереди? (Деревня.)

6. Оля шла за папой, а Толя позади Оли.
Кто шёл первым? (Папа.)

7. Мама ждёт дочку.
Кто опоздал? (Дочка.)

8. Свету фотографирует Лиза.
У кого фотоаппарат? (У Лизы.)














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: