При эксплуатации дизель-генератора в условиях тропического климата допускаемая нагрузка на генератор не должна превышать указанной в его технической документации.
Рисунок 5. Парциальное давление водяного пара в воздухе:
°С—температура окружающей среды; n—относительная влажность воздуха в %
Дизель надежно работает при следующих стандартных атмосферных условиях: температуре окружающей среды 20° С; относительной влажности 70%; барометрическом давлении 101 кПа (760 мм рт. ст.).
При работе в условиях, отличающихся от стандартных, номинальная мощность дизеля не должна превышать величины, определяемой по формуле
кВт,
где Рн — номинальная (максимальная) мощность при стандартных атмосферных условиях, кВт; В —барометрическое давление в условиях (работы дизеля,
кПа (мм рт. ст.); рп — парциальное давление водяного пара во влажном
воздухе, МПа (мм рт. ст.), рис. 116; Вс — постоянная величина 99 кПа (746 мм рт. ст.); Т — абсолютная температура окружающей среды в условиях работы дизеля, К (273+°С).
|
|
Пример. Дизель-генератор ДГ50-10 работает при следующих атмосферных условиях: температура окружающей среды 35° С, барометрическое давление 102 кПа (768 мм рт. ст.), относительная влажность 85%. Определим номинальную мощность-нагрузку, при которой может работать дизель-генератор в данных условиях (приведенная мощность).
Решение. При указанных влажности и температуре парциальное давление по графику рис. 116 будет равным 5,3 кПа (39 мм рт. ст.). Подставляя значения в формулу, получим
кВт,
Следовательно, при данных атмосферных условиях дизель-генератор ДГ50-10 может быть длительно нагружен по кило-ваттметру не более, чем на 46,47 кВт, что будет соответствовать номинальной мощности дизель-генератора 50 кВт при стандартных атмосферных условиях.
Пересчет мощности надо проводить при нагрузке 85% от номинальной до максимальной (полной).
Нагрузочная характеристика дизелей приведена на рисунке 6.
Для главного судового дизеля и дизеля с муфтой сцепления нагрузка должна быть снижена на соответствующую величину по винтовой характеристике (рис. 7) путем снижения частоты вращения коленчатого вала.
Дизели ряда 6Ч 12/14 и агрегаты могут эксплуатироваться без ограничения времени при условиях, оговоренных ГОСТ 10150—70 и ГОСТ 15150—69.
Рисунок 6. Нагрузочные характеристики:
п — частота вращения, об/мин; qе —удельный расход топлива, (г/л.с-ч); Ne— эффективная мощность, кВт (л. с); GT — часовой расход топлива, кг/ч; tГ —температура выпускных газов на выходе из цилиндра, °С; Pe—среднее эффективное давление МПа. (кгс/см2)
ОСТАНОВКА ДИЗЕЛЯ
Повседневная остановка
|
|
Остановку работающего дизеля или дизель-генератора надо проводить в такой последовательности:
снять нагрузку с агрегата;
снизить частоту вращения коленчатого вала до 1200 об/мин;
для главных судовых дизелей снизить частоту вращения коленчатого вала до 700 об/мин и выключить реверс-редуктор или муфту сцепления;
работать на холостом ходу, пока температура охлаждающей жидкости не понизится до 70° С, но не более 30 мин;
остановить дизель поворотом рукоятки выключения рейки топливного насоса или рукоятки управления влево, против движения часовой стрелки. На дизель-генераторах с левым постом управления рукоятку выключения рейки повернуть вправо. После остановки дизеля рукоятку поставить в рабочее положение;
определить, работает ли центрифуга дизеля; сразу же после остановки должен быть слышен шум вращающегося ротора;
закрыть кран на трубопроводе подвода топлива, если агрегат остановлен на продолжительное время; осмотреть и протереть агрегат.
Экстренная остановка
Экстренная остановка агрегата осуществляется поворотом рукоятки выключения рейки или рукоятки управления топливного насоса.
На главном судовом Дизеле разрешается выключать реверс-редуктор или муфту сцепления при любой нагрузке.
Экстренная остановка осуществляется в случае возникновения аварийной ситуации в машинном помещении, на линии электропередач (ЛЭП), при движении судна и в других аварийных случаях.
После устранения аварийной ситуации надо выключить выключатель нагрузки агрегата и в цепи аккумуляторных батарей, выключить реверс-редуктор или муфту сцепления, провернуть вручную коленчатый вал дизеля на три оборота.
Экстренная остановка агрегата осуществляется также при:
появлении не свойственных агрегату шумов и стуков;
повышении температуры масла и охлаждающей жидкости выше 105° С;
падении давления масла ниже 144 кПа (1,5 кгс/см2); резком увеличении дымности;
повышении частоты вращения коленчатого вала дизеля (разнос) выше 1750 об/мин.
При разносе дизеля экстренная остановка производится последовательным выполнением таких мероприятий:
выключением рейки топливного насоса;
включением максимальной нагрузки;
перекрытием доступа воздуха в цилиндры путем закрытия салфеткой горловины воздухоочистителя или шумоглушителя;
прекращением поступления топлива в топливный насос;
поломки или отворачивании трубки высокого давления.